Московский городской суд в составе председательствующего судьи Казакова М.Ю., с участием прокурора Семеновой И.В., при секретаре Курамагомедовой А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-0125/2013 по заявлению Колесникова А* С* о признании недействительным решения Московской городской избирательной комиссии от 08 августа 2013 года N 57/5 "О тексте и числе избирательных бюллетеней для голосования на выборах Мэра Москвы 08 сентября 2013г.",
установил:
Постановлением Московской городской Думы от 07 июня 2013г. N158 "О назначении даты выборов Мэра Москвы" на 08 сентября 2013г. назначены выборы Мэра Москвы.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 08 августа 2013г. N57/5 "О тексте и числе избирательных бюллетеней для голосования на выборах Мэра Москвы 8 сентября 2013 года" утверждены: текст избирательного бюллетеня для голосования на выборах Мэра Москвы 8 сентября 2013 года (приложение N 1) и текст избирательного бюллетеня для голосования на выборах Мэра Москвы 8 сентября 2013 года с использованием технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 (приложение N 2), а также число изготовляемых бюллетеней для голосования на выборах Мэра Москвы 8 сентября 2013 года.
Колесников А.С. обратился в Московский городской суд с заявлением об оспаривании указанного решения Московской городской избирательной комиссии от 08 августа 2013г. N57/5, ссылаясь на то, что отсутствие в утвержденном тексте бюллетеня графы "против всех кандидатов" и разъяснений о порядке его заполнения препятствует его волеизъявлению на предстоящих 8 сентября 2013 года выборах Мэра Москвы, нарушает его конституционные права избирателя, установленные п.1, п.2 ст.32 Конституции РФ.
Заявитель Колесников А.С., будучи извещенным о дате и месте рассмотрения судом дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Мосгоризбиркома (по доверенности) Реут Д.А. возражал против удовлетворения заявления Колесникова А.С., полагая его несостоятельным, поскольку текст избирательного бюллетеня утвержден Комиссией в соответствии с предоставленными полномочиями и полностью соответствует положениям законодательства.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица Мосгоризбиркома Реута Д.А., исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Семеновой И.В., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Московский городской суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами.
В силу подпункта "в" пункта 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обеспечивает на территории субъекта Российской Федерации реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации.
Из положений части 4 статьи 15 Избирательного кодекса города Москвы и статьи 6 Закона города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 "О Московской городской избирательной комиссии" следует, что городская комиссия является государственным органом города Москвы, организующим подготовку и проведение выборов в органы государственной власти города Москвы. Городская комиссия при проведении выборов Мэра Москвы осуществляет руководство деятельностью территориальных и участковых комиссий, действующих на территории города Москвы.
В соответствии с пунктом 14 части 2.1 статьи 7 Закона города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 "О Московской городской избирательной комиссии" и частью 11 статьи 66 Избирательного кодекса города Москвы при проведении выборов Мэра Москвы Городская комиссия утверждает текст, а также число избирательного бюллетеня по выборам Мэра Москвы.
При таких обстоятельствах суд полагает, что принятие решения от 08 августа 2013г. N57/5 "О тексте и числе избирательных бюллетеней для голосования на выборах Мэра Москвы 8 сентября 2013 года", которым утвержден текст и число избирательного бюллетеня для голосования на выборах Мэра Москвы 08 сентября 2013г., входило в компетенцию Московской городской избирательной комиссии.
В соответствии с Закона города Москвы от 23.04.2003 г. N 23 "О Московской городской избирательной комиссии" Городская комиссия формируется в составе 14 членов комиссии с правом решающего голоса. Деятельность Городской комиссии осуществляется коллегиально. Заседание Городской комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее восьми членов Городской комиссии с правом решающего голоса. Решения Городской комиссии об избрании, о назначении либо об освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя, секретаря Городской комиссии, председателей окружных и территориальных комиссий, а также о внесении предложений по кандидатурам на должности председателей комиссий, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов и референдумов, о регистрации кандидатов или городских списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене регистрации кандидатов или городских списков кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов или референдума, о признании выборов или референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторных выборов, об отмене решений нижестоящих избирательных комиссий, противоречащих закону либо принятых с превышением установленной компетенции, об утверждении Регламента Городской комиссии принимаются на заседании Городской комиссии большинством голосов от установленного числа членов Городской комиссии с правом решающего голоса. Решения Городской комиссии и протоколы ее заседаний подписываются Председателем и секретарем Городской комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).
Из протокола заседания Мосгоризбиркома от 08 августа 2013 года N 57 усматривается, что в заседании, на котором постановлено оспариваемое заявителем решение, приняло участие 10 членов комиссии с правом решающего голоса. Решение "О тексте и числе избирательных бюллетеней для голосования на выборах Мэра Москвы 8 сентября 2013 года" принято единогласно.
Указанный протокол и, оспариваемое Колесниковым А.С., решение подписаны председателем и секретарем Городской комиссии.
Из изложенного видно, что оспариваемое решение принято при наличие необходимого кворума, единогласно и в надлежащей форме.
Требования к форме и содержанию избирательного бюллетеня, предусмотрены статьей 63 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ и статьей 66 Избирательного кодекса города Москвы.
Обязательность включения в текст избирательного бюллетеня для голосования на выборах Мэра Москвы порядка его заполнения указанными нормами не установлена.
Такая форма голосования как "против всех кандидатов" действующим избирательным законодательством также не установлена.
Таким образом, в силу, указанных выше, правовых норм в тексте избирательного бюллетеня не предусмотрено содержание строки "против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом и разъяснений о порядке заполнения избирательного бюллетеня.
Из текстов избирательных бюллетеней, утвержденных оспариваемым решением Мосгоризбиркома, видно, что они содержат все необходимые, предусмотренные действующим законодательством, сведения.
Следовательно, текст избирательного бюллетеня для голосования на выборах Мэра Москвы 08 сентября 2013г., утвержденный решением Мосгоризбиркома, соответствует как федеральному, так и региональному избирательному законодательству.
Нельзя согласиться с доводом заявителя о том, что отсутствие в избирательном бюллетене графы "против всех кандидатов" и разъяснений о порядке заполнения избирательного бюллетеня препятствует его волеизъявлению, нарушает его конституционные права избирателя. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 18 декабря 2007 года N 920-О-О, само по себе исключение из избирательного бюллетеня графы "против всех кандидатов" ("против всех списков кандидатов") не ограничивает и не нарушает избирательные права заявителя, поскольку не препятствует его участию в избрании выборных органов публичной власти и в реализации права быть избранным в эти органы и выражать свою волю в любой из юридически возможных форм голосования на выборах в соответствии с установленными процедурами.
Таким образом, оспариваемым заявителем решением Мосгоризбиркома его права не нарушены.
При таких обстоятельствах, заявленные Колесниковым А.С. требования не подлежат удовлетворению в полном объеме по ранее приведенным мотивам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении заявления Колесникова А* С* о признании недействительным решение Московской городской избирательной комиссии от 08 августа 2013 года N 57/5 "О тексте и числе избирательных бюллетеней для голосования на выборах Мэра Москвы 08 сентября 2013г." - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации, через Московский городской суд в течение пяти дней со дня принятия судом указанного решения.
Судья
Московского городского суда подпись М.Ю. Казаков
Копия верна.
Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.