Именем Российской Федерации
18 октября 2013 года г. Москва
Московский городской суд в составе
судьи Лопаткиной А.С.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
при секретаре Корниловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-139/2013 по заявлениям Жихарева Ю* В*, Жилинского А* Б*, Василькова Н* В*, Кайстро Н* Е* о признании частично недействующим пункта 4.1, признании недействующими пунктов 3.5, 5.1.1, 5.1.2, 5.2.2, 5.2.3 Постановления Правительства Москвы от 17 мая 2013г. N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве",
установил:
Правительством Москвы 17 мая 2013г. принято Постановление N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 17 мая 2013г., в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 28, 21 мая 2013г.
Постановление предусматривает, что: вносимая плата за размещение одного транспортного средства на парковочном месте платной городской парковки (пользование парковочным местом) зачисляется в бюджет города Москвы (пункт 3.5); инвалид, а также каждый из законных представителей ребенка-инвалида, постоянно проживающие в городе Москве, имеют право на внесение в реестр города Москвы парковочных разрешений инвалидов записей о парковочных разрешениях инвалида в отношении автотранспортных средств (пункт 4.1); резидентами платных городских парковок для целей настоящего постановления являются следующие физические лица, использующие транспортные средства: владеющие на праве собственности жилыми помещениями домов, которые расположены на улицах, указанных в приложении 1 к настоящему постановлению, а также входящих в дополнительные территориальные зоны организации платных городских парковок (пункт 5.1.1), владеющие долями в праве собственности на жилые помещения домов, которые расположены на улицах, указанных в приложении 1 к настоящему постановлению, а также входящих в дополнительные территориальные зоны организации платных городских парковок (пункт 5.1.2); резидентное парковочное разрешение вносится в реестр резидентных парковочных разрешений для резидентов, указанных в пунктах 5.1.2 и 5.1.4 настоящего постановления, только с письменного согласия, соответственно, всех собственников жилого дома или квартиры в многоквартирном жилом доме либо граждан, владеющих на основании договора социального найма жилыми помещениями, являющимися частями тех же жилого дома или квартиры в многоквартирном жилом доме, составленного по форме, указанной в приложении 7 к настоящему постановлению. Подлинность подписей владельцев жилого помещения на таком согласии должна быть засвидетельствована в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о нотариате. Указанное согласие подается одновременно с подачей заявления (запроса) на предоставление соответствующей государственной услуги. Положение абзаца первого настоящего пункта не распространяется на владельцев жилых помещений, являющихся участниками Великой Отечественной войны, бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, и участниками обороны Москвы в период Великой Отечественной войны. В отношении таких лиц запись о резидентных парковочных разрешениях вносится в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы без предъявления согласия иных владельцев жилых помещений. Наличие резидентного парковочного разрешения, действующего в отношении транспортного средства владельца жилого помещения, являющегося участником Великой Отечественной войны, бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, и участником обороны Москвы в период Великой Отечественной войны, не лишает иных владельцев права на внесение в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы записи (записей) о резидентном парковочном разрешении в отношении иного транспортного средства (иных транспортных средств) в соответствии с пунктом 5.2.1 настоящего постановления и абзацем первым настоящего пункта (пункт 5.2.2); резидентное парковочное удостоверение действует в отношении одного транспортного средства, указанного в резидентном парковочном разрешении. Резиденту разрешается изменять запись о транспортном средстве в резидентном парковочном разрешении не чаще чем один раз в три месяца путем получения соответствующей государственной услуги (пункт 5.2.3).
Жилинский А.Б., Васильков Н.В. обратились в суд с заявлением о признании недействующими пунктов 3.5, 5.1.1. 5.1.2, 5.2.2, 5.2.3 постановления Правительства Москвы от 17 мая 2013г. N 289-ПП.
Кайстро Н.Е. обратилась в суд с заявлением о признании недействующими пунктов 3.5, 5.2.2, 5.2.3 постановления Правительства Москвы от 17 мая 2013г. N 289-ПП.
Считают оспариваемые правовые нормы не соответствующими налоговому законодательству, Федеральному закону от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Гражданскому кодексу РФ (пункт 1 статьи 421), Жилищному кодексу РФ (статья 31), Закону РФ от 07 февраля 1992г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (пункт 2 статьи 16), по тем причинам, что понуждают заявителей, использующих транспортные средства, к заключению договоров пользования платной городской парковкой, исключают возможность признания резидентами платных городских парковок членов семьи владельцев жилых помещений домов на улицах, входящих в территориальные зоны организации платных городских парковок, предусматривают создание платных городских парковок на автомобильных дорогах, не являющихся дорогами общего пользования регионального или муниципального значения. Кроме того, по утверждению заявителей, поскольку взимаемая за парковку плата зачисляется в бюджет города, то этот платеж является налоговым сбором и в Москве взиматься не должен.
Жихарев Ю.В. обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 4.1 постановления Правительства Москвы от 17 мая 2013г. N 289-ПП в части слов "постоянно проживающие в городе Москве", мотивируя требования тем, что оспариваемое нормативное положение нарушает его права как инвалида, не являющегося жителем Москвы, пользоваться наравне с гражданами-инвалидами, постоянно проживающими в городе Москве, местами для парковки транспортных средств инвалидов, обозначенных соответствующими дорожными знаками и (или) разметкой, противоречит Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993г. N 1090, и Федеральному закону от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Правительство Москвы, участвующее в деле в качестве заинтересованного лица, в письменных возражениях указало на то, что постановление принято в пределах его компетенции, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов заявителей.
Выслушав объяснения Жихарева Ю.В., Василькова Н.В., Кайстро Н.Е., представителя Жилинского А.Б. - Михайлова О.И., представителей Правительства Москвы - Корчемагиной Е.Н., Буркова В.В., Сараева Д.В., оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г., полагавшей в удовлетворении заявлений отказать, Московский городской суд считает, что оснований для удовлетворения заявлений не имеется.
Постановление Правительства Москвы от 17 мая 2013г. N 289-ПП регулирует общественные отношения в области использования автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществления дорожной деятельности в городе Москве.
Правоотношения в указанной сфере на федеральном уровне регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Действие указанного Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N 257-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Законы субъектов Российской Федерации должны соответствовать настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, принятым в соответствии с ними указам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации (часть 3 статьи 4 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ).
На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N 257-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и
осуществления дорожной деятельности установлены статьей 12 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N 257-ФЗ.
К числу таких полномочий, в частности, отнесены принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, и о прекращении такого использования (пункт 3.1 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N 257-ФЗ), установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения (пункт 3.2 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N 257-ФЗ), а также установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения (пункт 3.3 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N 257-ФЗ).
Как следует из текста преамбулы постановления Правительства Москвы от 17 мая 2013г. N 289-ПП, его принятие обусловлено реализацией полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации статьей 12 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N 257-ФЗ.
Пунктом 3 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995г. "Устав города Москвы" предусмотрено, что Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона г. Москвы от 20 декабря 2006г. N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий обеспечивает развитие транспортной системы города Москвы.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что Правительство Москвы является органом, который обладает достаточной компетенцией для принятия оспариваемого в части постановления.
Согласно ч. 1 ст. 19 Закона г. Москвы от 20 декабря 2006г. N 65 "О Правительстве Москвы" правовые акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Москвы. Правовые акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Москвы.
Оспариваемое в части постановление издано управомоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Правительством города Москвы в пределах предоставленных ему полномочий.
Согласно пункту 21 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации парковка (парковочное место) - это специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка, либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
В соответствии с пунктами 1, 5, 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы, в том числе элементы обустройства автомобильных дорог). Стоянки (парковки) транспортных средств, наряду с такими сооружениями как дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки отнесены федеральным законодателем к элементам обустройства автомобильных дорог и характеризуют дорожную деятельность, суть которой заключается в деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Статья 21 Федерального закона от 10 декабря 1995г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусматривает, что мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Следовательно, федеральным законодательством предусматривается возможность создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест); установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных
мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые вправе устанавливать размер платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами).
Пунктом 3.5 постановления предусмотрено, что вносимая плата за размещение одного транспортного средства на парковочном месте платной городской парковки (пользование парковочным местом) зачисляется в бюджет города Москвы.
Довод заявителей о том, что пункт 3.5 постановления противоречит статьям 13, 14, 15 Налогового кодекса РФ, так как платеж за паркирование представляет собой налоговый сбор, перечень которых является исчерпывающим, не может быть принят во внимание.
Постановлением утверждены территориальные зоны организации платных городских парковок (приложение 1), включающие Территориальную зону N 1 организации платных городских парковок, Территориальную зону N 2 организации платных городских парковок на территории внутри Бульварного кольца (пункт 1.1).
Внутридворовые территории, а также улично-дорожная сеть, не указанная в приложении 1, не относятся к территории платных городских парковок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Налогового кодекса РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Взимаемая плата за парковку автотранспорта является обязательной только в силу своего гражданско-правового характера, так как в соответствии со статьей 309 ГК РФ пользователь платной парковки, осуществивший конклюдентные действия, свидетельствующие о принятии условий договора о пользовании платной городской парковкой, и разместивший транспортное средство на территории парковки, обязался принять условия договора, оплатить стоянку, и таким образом надлежаще исполнить свои обязательства по оплате.
Существо юридически значимых действий определяется действующим законодательством - это исключительные полномочия на рассмотрение споров судами, совершения действий нотариусами, лицензионные сборы, регистрационные сборы при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регистрация транспортных средств, выдача номерных знаков, выдача сертификатов, предоставление права ввоза товара в РФ и т.д.
Согласно пункту 1 Правил пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств (приложение 2) настоящие Правила определяют правила пользования городскими парковками и
размещения на них транспортных средств лицами, находящимися на территории городской парковки.
Таким образом, оплачивать услуги городских парковок должны только водители транспортных средств, которые нуждаются в размещении транспортных средств именно на территории организованных и обозначенных на местности городских парковок, частного случая организации размещения транспортных средств.
Следовательно, плата за паркирование в отличие от налоговых платежей не отвечает признаку индивидуальной безвозмездности, поскольку именно ее плательщики получают возможность пользоваться местом для паркирования за определенную плату.
Тем самым, возникновение обязанности уплаты указанного платежа основано на не свойственной налоговому платежу свободе выбора, в данном случае - выбора места для парковки.
Водителям транспортных средств не запрещено парковать транспортные средства в иных местах (т.е. вне территории платных городских парковок) на территории города Москвы. Парковка транспортных средств вне территорий платных городских парковок не служит основанием для возложения на водителя обязанности уплатить в бюджет города общеобязательный сбор за парковку автотранспорта на территории города Москвы.
Плата за паркирование, введенная оспариваемым в части постановлением, зачисляется в бюджет города Москвы, однако это не является основанием для признания ее фискального характера, поскольку согласно бюджетному законодательству пополнение бюджета осуществляется не только на основе налоговых платежей (статьи 41, 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Законом города Москвы от 21 ноября 2012г. N 59 "О бюджете города Москвы на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" к доходам бюджета города Москвы отнесены доходы от предоставления на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации (приложение 1 "Перечень главных администраторов доходов бюджета города Москвы").
Изложенное свидетельствует о том, что на платеж, взимаемый с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, паркующих свой автомобиль в определенном месте, не распространяется правовой режим налогового платежа, он не обладает рядом признаков и элементов, присущих налоговому законодательству.
Доводы заявителей о том, что оспариваемые нормативные положения понуждают граждан, использующих транспортные средства, к заключению договора о пользовании платной городской парковкой, являются несостоятельными.
В городе Москве пользователь имеет право временного размещения транспортного средства не только на платных городских парковках, но и на территории иных дорог, проездов, улиц площадей, а также на иных бесплатных стоянках без соответствующей обязанности уплачивать сбор за парковку.
Пункты 5.1.1, 5.1.2 постановления определяют резидентов платных городских парковок.
Довод заявителей о противоречии указанных норм статье 31 Жилищного кодекса РФ основан на неправильном толковании норм материального права.
Оспариваемое в части постановление не регулирует жилищные отношения, имеет иной предмет правового регулирования, не содержит каких-либо ограничений и запретов на вселение в жилые помещения граждан, не ограничивает право граждан на свободу передвижения и выбор места жительства.
Фактически доводы заявителей о дискриминационном характере пунктов 5.1.1, 5.1.2 постановления сводятся к внесению целесообразных, с их точки зрения, изменений в постановление в виде расширения перечня резидентов платных городских парковок путем включения в него такой категории граждан, как члены семьи владельцев жилых помещений.
Довод заявителей о том, что положения абзаца первого пункта 5.2.2 постановления, предусматривающие свидетельствование подлинности подписей владельцев жилого помещения на письменном согласии о том, в отношении какого владельца жилого помещения будет действовать резидентное парковочное разрешение, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о нотариате, противоречат положениям гражданского законодательства о свободе договора и пункту 2 статьи 16 Закона РФ от 07 февраля 1992г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", согласно которому запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), основаны на неправильном применении норм материального права.
"Внесение в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы записи о резидентном парковочном разрешении, сведений об изменении записи о резидентном парковочном разрешении и об аннулировании резидентного парковочного разрешения" является государственной услугой города Москвы, порядок предоставления которой регулируется Федеральным законом от 27 июля 2010г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Федеральный закон от 27 июля 2010г. N 210-ФЗ устанавливает, что государственные услуги предоставляются в соответствии с административными регламентами (статьи 6, 12).
В соответствии с пунктом 2.7.1.5 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Внесение в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы записи о резидентном парковочном разрешении, сведений об изменении записи о резидентном парковочном разрешении и об аннулировании резидентного парковочного разрешения" (приложение 5), для внесения в реестр
резидентных парковочных разрешений города Москвы записи о резидентном парковочном разрешении заявитель представляет наряду с другими документами согласие всех владельцев жилого помещения о том, в отношении какого владельца жилого помещения будет действовать резидентное парковочное разрешение (в случае, указанном в абзаце первом пункта 5.2.2 настоящего постановления)..
Свидетельствование подлинности подписей владельцев жилого помещения на письменном согласии о том, в отношении какого владельца жилого помещения будет действовать резидентное парковочное разрешение, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о нотариате, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и соответствует требованиям Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, наделяющим нотариуса и уполномоченных должностных лиц полномочиями свидетельствовать подлинность подписи на документах, что возможно лишь в случае совершения этой подписи гражданином, личность которого удостоверена, в присутствии нотариуса или уполномоченного должностного лица (статья 80).
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1983г. N9779-Х "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан", на который ссылается представитель Жилинского А.Б. Михайлов О.И., не регулирует вопросы свидетельствования подлинности подписи на документах.
Положения абзаца второго пункта 5.2.2, а также пункта 5.2.3 постановления не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права заявителей, поскольку Правительство Москвы, определяя порядок и условия пользования городскими парковками, в рамках своих дискреционных полномочий вправе установить перечень резидентов платных городских парковок, лиц, имеющих право на пользование указанными парковками на льготных условиях, порядок выдачи, действия резидентного парковочного удостоверения, объем предоставляемых резиденту правомочий.
Согласно частям 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 08 ноября 2007г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются, в частности, на автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения и на автомобильные дороги местного значения и в зависимости от вида разрешенного использования - на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утвержден Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010г. N928.
В указанный перечень улицы, на которых согласно приложению 1 организованы платные городские парковки, не входят.
Законом города Москвы от 21 марта 2007г. N 8 "О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы" утвержден перечень земельных участков улично-дорожной сети города Москвы, расположенных в границах существующей улично-дорожной сети города Москвы и относящихся к землям общего пользования.
В указанный перечень включены улицы внутри Бульварного кольца, в том числе *, где проживает Жилинский А.Б.
В соответствии с пунктом 1.3 Правил пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств (приложение 2) к территории городской парковки относится весь участок улично-дорожной сети, обозначенный соответствующими дорожными знаками и разметкой, предусмотренными приложением 1 к постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения".
Таким образом, довод заявителей о том, что платные городские парковки созданы на автомобильных дорогах, не являющихся дорогами общего пользования регионального или муниципального значения, является необоснованным.
Пунктом 4.1 постановления предусмотрено ведение реестра города Москвы парковочных разрешений инвалидов, постоянно проживающих на территории города Москвы.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Установив в Федеральном законе от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным - и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая
средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Одним из средств конкретизации указанной нормы является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в выделении на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно (часть 9 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ).
Оспариваемый заявителем Жихаревым Ю.В. пункт 4.1 постановления в части слов "постоянно проживающие в городе Москве" не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Пунктом 2.2 постановления предусмотрено, что размещение транспортных средств на парковочных местах платных городских парковок в территориальных зонах организации платных городских парковок является платным, за исключением бесплатного размещения автотранспортных средств инвалидов (в том числе специальных автотранспортных средств инвалидов), а также автотранспортных средств законных представителей ребенка - инвалида и автотранспортных средств иных лиц, перевозящих инвалидов в случаях, предусмотренных настоящим постановлением.
Из содержания пункта 2.2 постановления следует, что право на бесплатное пользование парковками для размещения автотранспортных средств (в том числе специальных транспортных средств) имеют инвалиды независимо от места проживания.
Согласно пункту 2.1.2 Правил пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств размещение транспортных средств на парковочных местах городских парковок (пользование парковочными местами) (приложение 2) является платным по решению Правительства Москвы. Вне зависимости от того, является ли городская парковка платной, бесплатно размещаются автотранспортные средства инвалидов - на местах для парковки автотранспортных средств инвалидов, обозначенных соответствующими дорожными знаками и (или) разметкой, а в случае, если в отношении одного и того же автотранспортного средства одновременно действуют резидентное парковочное разрешение и парковочное разрешение инвалида, - на любых парковочных местах городских парковок, расположенных на территории района города Москвы, на который распространяется действие резидентного парковочного разрешения.
Сопоставительный анализ пунктов 2.2, 4.1 постановления, пункта 2.1.2 Правил пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств (приложение 2) приводит к выводу о том, что оспариваемое нормативное положение, вопреки утверждению заявителя Жихарева Ю.В., право инвалидов бесплатно пользоваться местами для парковки транспортных средств, обозначенных соответствующими дорожными знаками и (или) разметкой, предусмотренное частью 9 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ, не нарушает.
Ведение реестра города Москвы парковочных разрешений инвалидов не нарушает прав инвалидов, не проживающих в городе Москве, поскольку не ограничивает по сравнению с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ их право пользоваться местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
Необоснованны и утверждения заявителя о несоответствии оспариваемого нормативного положения Правилам дорожного движения Российской Федерации, устанавливающим единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации, поскольку иной порядок дорожного движения постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013г. N 289-ПП не устанавливался.
Таким образом, постановление в оспариваемой части принято Правительством Москвы по вопросу, отнесенному к его компетенции, и федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, прав и свобод заявителей не нарушает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении заявлений Жихарева Ю* В*, Жилинского А* Б*, Василькова Н* В*, Кайстро Н* Е* о признании частично недействующим пункта 4.1, признании недействующими пунктов 3.5, 5.1.1, 5.1.2, 5.2.2, 5.2.3 Постановления Правительства Москвы от 17 мая 2013г. N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве", -отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Судья Московского городского суда А.С. Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.