Решение Московского городского суда от 4 июля 2014 г. N 7-5473/14
Судья Неверова Т.В.
Дело N 7-5473
РЕШЕНИЕ
г. Москва 04 июля 2014 года
Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Гостиный Двор Столешники" на постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 17 октября 2014 г., которым ООО "Гостиный Двор Столешники" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КРФоАП и подвергнуто наказанию в виде штрафа в доход государства в размере <***> рублей.
установил:
19 августа 2013г. в отношении ООО "Гостиный Двор Столешники" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13. КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Тверской районный суд г. Москвы, которым вынесено указанное выше постановление.
В своей жалобе на данное постановление защитник ООО "Гостиный Двор Столешники" просит его отменить, производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав защитника лица, привлекаемого к ответственности Андропова В.П., представителя Мосгорнаследия Шалагину А.И., оснований для отмены постановления суда не усматриваю.
Как установлено судом первой инстанции Департаментом культурного наследия города Москвы (Мосгорнаследие) 2 августа 2013г. в рамках осуществления полномочий по контролю за соблюдением законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, на основании распоряжения Могорнаследия от 3 июля 2013г. N <***>проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Гостиный Двор Столешники", являющегося собственником объектов по адресу: <***>, на основании договора купли-продажи N<***> от 2 декабря 1996г. с Фондом имущества гор. Москвы, свидетельства о государственной регистрации права от 9 марта 2006г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) произведена запись о праве собственности от 30 марта 1999г. N77-<***>, с изменениями от 9 марта 2006г. N<***>. Объект культурного наследия регионального значения <***> (далее Объект I); 2) <***>на основании договора купли-продажи N <***> от 27 декабря 1996г. с Фондом имущества гор. Москвы, свидетельства о государственной регистрации права от 28 марта 2007г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) произведена запись о праве собственности от 30 марта 1999г. N <***>, с изменениями от 28 марта 2006г. N <***>. Объект культурного наследия регионального значения <***>
Распоряжение о принятии под государственную охрану выявленных объектов культурного наследия города Москвы от 10 августа 2004г. N <***>.
Охранное обязательство на Объект I оформлено 10 ноября 2008г. N <***> с актом технического состояния от 10 ноября 2008г. N <***>и на Объекте II оформлено 16 октября 2008г. N <***> с актом технического состояния от 16 октября 2008г. N <***>.
Сроки действия Актов технического состояния Объектов I и II истекли 30 декабря 2012г., планы работ по сохранению объектов и их территорий не выполнены.
В ходе проведения осмотра Объекта I (гор. Москва, Столешников пер., д. 6, стр.1) выявлен факт размещения на дворовом фасаде здания навесного оборудования - сплит-систем кондиционеров. Проектно-разрешительная документация не предоставлена. Проведены работы по оформлению фасадов и входной группы с размещением декоративных панелей красного цвета с информационными надписями <***>
Также выявлено размещение на главном фасаде здания панель-кронштейна с информационной надписью <***>. Проектно-разрешительная документация не представлена. Столярные заполнения окон заменены на пластиковые стеклопакеты.
В соответствии с поэтажным планом БТИ в помещении первого этажа выявлен демонтаж внутренних стен и перегородок. Паркетные полы в помещении первого этажа заменены на керамическую плитку. Проведены работы по оформлению внутренних стен декоративными панелями красного цвета без проектно-разрешительной документации.
В помещениях второго и третьего этажей произведены ремонтные работы, столярные заполнения окон заменены на пластиковые стеклопакеты. Проектно-разрешительная документация, согласованная с Мосгорнаследием не представлена. Также выявлена перепланировка в части оборудования санузлов в помещениях второго и третьего этажей, которые отсутствуют в поэтажном плане БТИ.
В ходе проведения осмотра Объекта II (<***>) выявлен факт размещения на фасаде здания навесного оборудования - сплит-систем кондиционеров. В подвальном помещении забетонированы три оконных проема и выведены вытяжки. Проектно-разрешительная документация не предоставлена.
На территории объекта культурного наследия установлен металлический столб с декоративным кронштейном, на котором размещена рекламная конструкция с информационной надписью <***>. Co стороны <***>возведена веранда летнего кафе в виде деревянного настила с деревянными ограждениями, примыкающая к фасаду здания. Проектно-разрешительная документация не предоставлена.
По итогам проведенной проверки Мосгорнаследием выявлены нарушения обязательных требований законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия со стороны ООО "Гостиный Двор Столешники", а именно:
- акт технического состояния на Объект I, являющегося неотъемлемой частью охранного обязательства от 10 ноября 2008г. N <***>собственника объекта культурного наследия регионального значения <***>не переоформлен;
- акт технического состояния на Объект II, являющегося неотъемлемой частью охранного обязательства от 16 октября 2008г. N <***>собственника объекта культурного наследия регионального значениями <***>не переоформлен.
В ходе проверки Объекта I установлено не выполнение работ, предусмотренных разделом 4 Акта технического состояния памятника истории и культуры от 10 ноября 2008г. N 16-11/007-1905/7-0) ООО "Гостиный двор Столешники", а именно: 1) комплексные историко-культурные исследования (с проектом предмета охраны) (срок до 30 декабря 2009г.); 2) эскизный проект реставрации фасадов (срок до 30 октября 2010г.); 3) разработать проект приспособления с учетом условий современного использования (срок до 30 декабря 2010г.); 4) разработать проект благоустройства прилегающей к зданию территории (срок до 30 октября 2011г.); 5) ремонтно-реставрационные работы по фасадам здания (срок до 30 октября 2012г.); 6) ремонтно-реставрационные работы по интерьерам (срок до 30 декабря 2012г.).
На фасаде Объекта I размещено навесное оборудование ("сплит-система" кондиционирования, кондиционеры, рекламно-информационные конструкции) без проектно-разрешительной документации, согласованной в установленном законодательством порядке с органом, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.
Также при проведении проверки установлен факт проведения работ по ремонту и перепланировке в помещениях и на фасаде Объекта I (декоративные панели с информационными надписями, пластиковые стеклопакеты, демонтаж стен и перегородок, паркетные полы заменены на керамическую плитку, ремонтные работы, оборудование санузлов) без проектно-разрешительной документации, согласованной в установленном законодательством порядке с органом, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.
В ходе проверки Объекта II установлено не выполнение работ, предусмотренных разделом 4 Акта технического состояния памятника истории и культуры от 16 октября 2008г. N <***> ООО "Гостиный двор Столешники", а именно: 1) комплексные историко-культурные исследования (с проектом предмета охраны) (срок до 30 декабря 2009г.); 2) эскизный проект реставрации фасадов (срок до 30 октября 2010г.); 3) разработать проект приспособления с учетом условий современного использования (срок до 30 декабря 2010г.); 4) разработать проект благоустройства прилегающей к зданию территории (срок до 30 октября 2011г.); 5) ремонтно-реставрационные работы по фасадам здания (срок до 30 октября 2012г.); 6) ремонтно-реставрационные работы по интерьерам (срок до 30 декабря 2012г.).
На фасаде Объекта II размещено навесное оборудование ("сплит-система" кондиционирования, кондиционеры, рекламно-информационные конструкции) без проектно-разрешительной документации, согласованной в установленном законодательством порядке с органом, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия. Также возведена веранда летнего кафе, примыкающая к фасаду здания; в подвальном помещении забетонированы три оконных проема.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу , что 2 августа 2013г. по адресу: <***>, ООО "Гостиный Двор Столешники" совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.13 ч.1 КоАП РФ.
Вина юридического лица - ООО "Гостиный Двор Столешники" подтверждается исследованными материалами дела, а именно:
- протоколом N <***> об административном правонарушении от 19 августа 2013г., согласно которому в ходе проведения Мосгорнаследие плановой выездной проверки 2 августа 2013г. выявлено нарушение ООО "Гостиный Двор Столешники" требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных по адресу: <***> (л.д. 1-7);
- актом Мосгорнаследие N <***> от 2 августа 2013г. проведения плановой выездной проверки в отношении ООО "Гостиный Двор Столешники" и фототаблицей к нему, подтверждающих перечень нарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении, выявленных в ходе данной проверки (л.д. 12-25);
- распоряжением N <***> от 3 июля 2013г. заместителя руководителя -главного инспектора в области государственной охраны объектов культурного наследия города Москвы о проведении в отношении ООО "Гостиный Двор Столешники" плановой выездной проверки (л.д. 37-39);
- распоряжением N <***>от 10 августа 2004г. Правительства Москвы о принятии <***> по адресу: <***>, и <***>, по адресу: <***>, под государственную охрану выявленных объектов культурного наследия города Москвы в качестве объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения; данные объекты культурного наследия города Москвы включены в список недвижимых памятников истории и культуры и их территорий с последующим включением указанных объектов в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (л.д. 41-42);
- охранным обязательством собственника объекта культурного наследия от 16 октября 2008г. N <***>, согласно которого ООО "Гостиный Двор Столешники" приняло на себя обязательства по обеспечению сохранности объекта культурного наследия: "Городская усадьба кон. XVIII в.
- <***>, по адресу: <***>, в том числе обязанности о том, что не допускать без согласования с "Москомнаследием" возведения пристроек, реконструкцию, внутреннюю перепланировку помещений данного Объекта (п. 2.5.) (л.д. 43-46);
- актом технического состояния от 16 августа 2008г. N <***> объекта культурного наследия: <***>, по адресу<***>, согласно которого Объект может быть использован ООО "Гостиный Двор Столешники" только в соответствии с требованиями охранного обязательства собственника от 16 октября 2008г. N <***> (п. 3.1) с указанием плана работ по сохранению объекта и его территории (раздел 4) (л.д. 47-56);
- охранным обязательством собственника объекта культурного наследия от 10 ноября 2008г. N <***>, согласно которого ООО "Гостиный Двор Столешники" приняло на себя обязательства по обеспечению сохранности объекта культурного наследия<***>
- <***>, по адресу: <***>, в том числе обязанности о том, что не допускать без согласования с "Москомнаследием" возведения пристроек, реконструкцию, внутреннюю перепланировку помещений данного Объекта (п.2.5.) (л.д. 57-60);
- актом технического состояния от 10 ноября 2008г. N N 16-23/007-1905/7-(1) объекта культурного наследия: <***>.,
- <***>, по адресу:, <***>, согласно которого Объект может быть использован ООО "Гостиный Двор Столешники" только в соответствии с требованиями охранного обязательства собственника от 10 ноября 2008г. N<***> (п. 3.1) с указанием плана работ по сохранению объекта и его территории (раздел 4) (л.д. 61-68);
- сведениями историко-культурного опорного плана города Москвы с указанием названных Объектов культурного наследия (л.д. 69);
- Уставом ООО "Гостиный Двор Столешники" и сведениями о государственной регистрации данного юридического лица, в том числе на право владения недвижимом имуществом - нежилым помещением, расположенным по адресу: <***> (л.д. 70-95).
протоколом об административном правонарушении; актом проведения плановой
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КРФоАП, являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия (в том числе регионального значения).
Объективная сторона правонарушения состоит в невыполнении или нарушении требований к сохранению и использованию объектов культурного наследия регионального значения, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КРФоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КРФоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "Гостиный Двор Столешники" имело возможность для соблюдения требований сохранения, охраны и использования объектов культурного наследия, однако данные требования выполнены не были.
В своей жалобе защитник ООО "Гостиный Двор Столешники" Андропов В.П. ссылается на то, что срок давности привлечения по эпизодам, связанным с неисполнением работ, предусмотренных Актами технического состояния на дату привлечения общества к ответственности истек.
Как видно из материалов дела ООО "Гостиный Двор Столешники" вменяется , то что акты технического состояния на Объекты I,II не переоформлены, не
выполнены работы, предусмотренных разделом 4 Акта технического состояния памятника истории и культуры от 10 ноября 2008г. N <***>) ООО "Гостиный двор Столешники", а именно: 1) комплексные историко-культурные исследования (с проектом предмета охраны) (срок до 30 декабря 2009г.); 2) эскизный проект реставрации фасадов (срок до 30 октября 2010г.); 3) разработать проект приспособления с учетом условий современного использования (срок до 30 декабря 2010г.); 4) разработать проект благоустройства прилегающей к зданию территории (срок до 30 октября 2011г.); 5) ремонтно-реставрационные работы по фасадам здания (срок до 30 октября 2012г.); 6) ремонтно-реставрационные работы по интерьерам (срок до 30 декабря 2012г и не выполнены работы, предусмотренных разделом 4 Акта технического состояния памятника истории и культуры от 16 октября 2008г. N 16-11/007-1905/7 ООО "Гостиный двор Столешники", а именно: 1) комплексные историко-культурные исследования (с проектом предмета охраны) (срок до 30 декабря 2009г.); 2) эскизный проект реставрации фасадов (срок до 30 октября 2010г.); 3) разработать проект приспособления с учетом условий современного использования (срок до 30 декабря 2010г.); 4) разработать проект благоустройства прилегающей к зданию территории (срок до 30 октября 2011г.); 5) ремонтно-реставрационные работы по фасадам здания (срок до 30 октября 2012г.); 6) ремонтно-реставрационные работы по интерьерам (срок до 30 декабря 2012г.).
Согласно актов технического состояния (л.д.47-50, 61-63) срок их действия установлен до 30 декабря 2012г.
Действительно, в соответствии с абз. 3 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по указанному правонарушению не может быть вынесено по истечении одного года.
На момент вынесения постановления от 17 ноября 2012 г. о привлечении к административной ответственности срок давности за отмеченные правонарушения, определенные , установленный ст. 4.5 КоАП РФ истек.
Между тем, при проверке были установлены и иные нарушения требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия, в связи с чем оснований для отмены и прекращения производства по делу в отношении ООО "Гостиный двор Столешники" не имеется.
Довод о том, что ействия ООО Гостиный Двор Столешники олжны были быть квалифицированы по старой редакции ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, предусматривающей более мягкую санкцию, так как объекты культурного наследия, по результатам проверки которых относятся к памятникам федрального начения принят быть не может.
В редакции Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 96-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившего в силу 7 августа 2013 г., нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
На момент выявления правонарушения (2 августа 2013 г.) ответственность за нарушение требований сохранения, охраны и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и местного (муниципального) значения, включенных в Городской реестр недвижимого культурного наследия (Перечень объектов исторического и культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения), их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в зонах их охраны предусматривалась ч. 1 ст. 13.1 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях (далее - КоАП г. Москвы).
В соответствии со ст. 1.7 КоАП России лицо, совершившее административное
правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время
совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий
административную ответственность за административное правонарушение либо иным
образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение,
имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило
административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении
которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон,
устанавливающий или отягчающий административную ответственность
за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
Санкцией ч. 1 ст. 13.1 КоАП г. Москвы предусматривается ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Санкцией ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Учитывая, что минимальное наказание, предусмотренное ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ улучшает положение лица, совершившего административное правонарушение, надлежит сделать вывод, что в данном случае Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 96-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" имеет обратную силу, то есть распространяется на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления указанного закона в силу.
Согласно распоряжения Правительства Москвы от 10 августа 2004г. N<***>в <***>: <***> включены в перечень объектов культурного наследия регионального значения.
Таким образом, действия ООО "ГОСТИНЫЙ ДВОР СТОЛЕШНИКИ" правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Нормы материального и процессуального права, влекущие отмену постановления, при рассмотрении дела судом нарушены не были.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление Тверского районного суда г. Москвы от 17.10.2013г. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда И.П. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.