Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Нимаевой О.З., судей Казанцевой Т.Б., Раднаевой Т.Н., при секретаре Васильевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анохиной Т.А. к Администрации Советского района г. Улан-Удэ о признании нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма специализированных жилых помещений по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, восстановлении в очереди
по апелляционной жалобе представителя третьего лица - Министерства социальной защиты населения РБ - Ошировой С.В. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 20 октября 2014 г., которым постановлено:
Исковые требования Анохиной Т.А. удовлетворить.
Признать Анохину Т.А. нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма специализированных жилых помещений по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Администрацию Советского района г. Улан-Удэ восстановить Анохину Т.А. в очереди по учету в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма специализированных жилых помещений по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 22 июля 2002 г.
Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца Анохину Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском к Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ, Анохина Т.А. просила признать ее нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма по категории "детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", обязать ответчика поставить её на учет нуждающихся в специализированном жилом помещении по договору социального найма.
В обоснование требований Анохина указала, чтоона
с трехлетнего возраста воспитывалась в детском доме, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, в возрасте 13 лет в связи со смертью обоих родителей стала сиротой, обучалась в " ... " Однако в нарушение ранее действовавшего законодательства она не была поставлена на учет для предоставления жилого помещения, жилье ей не было предоставлено.
В ходе рассмотрения дела была произведена замена ненадлежащего ответчика на администрацию Советского района г. Улан-Удэ, кроме того Анохина уточнила исковые требования, указав, что с 22.07.2002 г. она состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по списку первоочередных за номером " ... ", регулярно проходила перерегистрацию. Распоряжением Администрации Советского района г. Улан-Удэ N 502 от 26.09.2011 г. она была исключена из списка детей-сирот, поскольку на момент постановки на учет ей исполнился 31 год. Поскольку она состояла на полном государственном обеспечении как сирота учреждения, где она содержалась, и органы опеки не предприняли мер к постановке её на учет, полагала, что её вины в несвоевременном обращении с заявлением о постановке на учет не имеется. В связи с изложенным просила восстановить ее на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма специализированных жилых помещений по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с момента первоначальной постановки 22.07.2002 г.
В судебном заседании Анохина Т.А. поддержала исковые требования, против удовлетворения которых возражала представитель Администрации Советского района г. Улан-Удэ Аюшеева Д.Н
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Министерства социальной защиты населения РБ в судебное заседание не явился, извещен был надлежащим образом.
Решением районного суда исковые требования были удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения РБ Оширова С.В., ссылаясь на отсутствие оснований для возложения обязанности по предоставлению жилья на Минсоцзащиты РБ, так как данная обязанность должна быть возложена на Администрацию Советского района г. Улан-Удэ, в связи с чем просит изменить решение в указанной части.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Министерства социальной защиты населения РБ, Администрации Советского района г.Улан-Удэ не явились, извещены надлежащим образом. От представителя Администрации Советского района г. Улан-Удэ поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Истец Анохина Т.А. возражала против удовлетворения жалобы, при этом пояснила, что она до настоящего времени не обеспечена жильем, поживает в общежитии.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, выслушав пояснения истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
В соответствии с п. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005г., было предусмотрено внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Такое право сохранялось за ними как в последующей редакции данной нормы Закона, так и в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, в редакции, действовавшей до 01.01.2013г.
С принятием Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (как в первоначальной, так и в последующих редакциях), федеральным законодателем установлено, что предусмотренные этим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст. 5), включая гарантии по обеспечению жилыми помещениями (ст. 8).
В соответствии со ст.1 указанного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке
Согласно пункту 1 статьи 8 данного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, изложена правовая позиция Верховного Суда РФ по спорам о праве лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение вне очереди жилой площадью, если до достижения ими возраста 23 лет они не встали (не были поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Верховный Суд РФ указал, что отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В связи с этим необходимо выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Анохина Т.А., ... года рождения, являлась ребенком - сиротой, находилась на полном государственном обеспечении с возраста 3 лет, однако орган опеки и попечительства, государственный опекун в нарушение требований ст.ст.119, 129 КоБС РСФСР не предприняли своевременных мер по защите прав истца на жилье, что не освобождало от исполнения обязанности по постановке на учет и предоставлению жилья.
С учетом изложенного, постановку ее на соответствующий учет в 2002г., несмотря на достижение ею в тот период возраста 31г., была произведена законно и обоснованно, поскольку жильем Анохина обеспечена в установленном порядке не была.
Как следует из материалов дела, распоряжением Администрации Советского района N " ... " от 26.09.2011 г. Анохина была исключена из списков детей-сирот со ссылкой на то, что на момент постановки на учет ей исполнился 31 год.
Между тем, такое основание для снятия с учета действующим жилищным законодательством не предусмотрено.
В соответствии со ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что снятие Анохиной с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке противоречит законодательству.
Удовлетворяя исковые требования Анохиной, суд первой инстанции, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, учел юридически значимые для дела обстоятельства и обоснованно возложил обязанность по восстановлению Анохиной на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма специализированных жилых помещений по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 22 июля 2002 г., то есть с даты первоначальной постановки на учет.
Доводы апелляционной жалобы представителя Министерства социальной защиты населения РБ о том, что Анохина была поставлена на учет для первоочередного предоставления жилого помещения, а не внеочередного, как указал суд, в связи с чем не может быть обеспечена специализированным жилым помещением для категории детей-сирот, судебной коллегией не принимаются, так как из распоряжения Администрации Советского района N502 от 26.09.2011 г. следует, что она была снята с учета именно по данной категории. Таким образом, основания для изменения решения по доводами жалобы отсутствуют.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу, что решение районного суда об удовлетворении исковых требований Анохиной Т.А. является верным, оснований для отмены или изменения решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 20 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: О.З. Нимаева
Судьи: Т.Б. Казанцева
Т.Н. Раднаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.