Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Шагдаровой Т.А.
судей коллегии Нимаевой О.З., Казанцевой Т.Б.
при секретаре Васильевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Улан-Удэ
26 января 2015 г.
апелляционную жалобу представителя Администрации Железнодорожного района и г. Улан-Удэ Л.В.Гармаевой (по доверенности) на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 11 ноября 2014г.,
которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Гусевым А.И., Гусевой В.А. право на предоставление жилого помещения, расположенного по адресу: " ... " на условиях найма специализированного (служебного) жилого помещения.
Обязать Администрацию Железнодорожного района г.Улан-Удэ заключить с Гусевым А.И., Гусевой В.А. договор найма специализированного (служебного) жилого помещения, расположенного по адресу: " ... ".
Заслушав доклад судьи коллегии Шагдаровой Т.А., выслушав представителя Администрации Железнодорожного района и г. Улан-Удэ Л.В.Гармаеву (по доверенности), Гусева А.И., его представителя Тубденову О.А. (по доверенности), представителя в/ч 63559-4 Баташова А.Е. (по доверенности), ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, представитель истцов Тубденова О.А. просила признать за Гусевым А.И. и Гусевой В.А. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: " ... ", на условиях договора найма специализированного (служебного) жилого помещения, обязать Администрацию Железнодорожного района г. Улан-Удэ заключить с Гусевыми договор найма специализированного (служебного) жилого помещения, расположенного по указанному адресу.
В обоснование иска указывала, что Гусев А.И. проходит военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в войсковой части 63559-4 г. Улан-Удэ и жильем не обеспечен. "ДД.ММ.ГГ" командиром части на имя главы Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ было направлено ходатайство о заключении с военнослужащим Гусевым А.И. и членом его семьи договора найма специализированного (служебного) жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: " ... ", которая ранее была занята военнослужащим этой же в/ч С ... , выбывшим на новое место службы. Ранее жилое помещение находилось на балансе 235 КЭЧ района СибВО, в настоящее время оно является муниципальным, "ДД.ММ.ГГ". получен отказ.
В суде первой инстанции Гусев И.А., его представитель Тубденова О.А. исковые требования поддержали, против их удовлетворения возражала представитель Администрации Железнодорожного района г.Улан-Удэ, Администрации г.Улан-Удэ Гармаева Л.В.
Представитель третьего лица войсковой части 63559-4 Баташов А.Е. не возражал против удовлетворения требований.
Дело рассмотрено в отсутствие истицы Гусевой В.А. надлежаще извещенной о времени и месте судебного заседания.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ Гармаева Л.В. просит отменить решение суда и отказать истцам в удовлетворении их требований, указывая на неправильное применение судом норм материального права, обеспечение военнослужащих мерами социальной поддержки отнесено к компетенции РФ, а не местных органов, постановлением Администрации г.Улан-Удэ от 12.12.2006г. N533 установлен перечень категорий граждан, с которыми может быть заключен договор найма служебного жилого помещения, куда не включены военнослужащие, ФЗ "О статусе военнослужащих" принят до введения в действие ЖК РФ, который имеет большую юридическую силу и не предусматривает предоставление служебных жилых помещений военнослужащим органами местного самоуправления.
В суде II инстанции стороны дали такие же пояснения, что и в суде 1 инстанции.
Истица Гусева В.А, будучи надлежаще извещенной о месте и времени рассмотрения дела, по жалобе в судебное заседание апелляционной инстанции не явилась.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленным законно и обоснованно, в соответствии с требованиями закона и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением жилищной комиссии войсковой части 63559-4 от "ДД.ММ.ГГ"
"ДД.ММ.ГГ" лейтенанту Гусеву А.И. как военнослужащему предоставлена квартира, расположенная по адресу: " ... ", которую ранее занимал другой военнослужащий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального Закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и иными нормативно - правовыми актами Российской Федерации. Согласно п. 5 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения, предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Анализ приведенной нормы закона свидетельствует о том, что за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом.
При этом, реализация данного права в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности, к ведомственному (государственному) жилищному фонду, не ставится.
Согласно ст.60 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Спорная квартира по ул. " ... " числится в реестре муниципальной собственности и состоит в реестре специализированного жилищного фонда.
Согласно части 3 ст. 49 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма могут быть предоставлены определенным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным названным Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента РФ, или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации.
Из указанной правовой нормы следует, что право на получение жилого помещения по договору социального найма закреплено за категориями граждан, указанных не только в Жилищном Кодексе РФ, но и в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации.
На этом основании довод жалобы о том, что ФЗ "О статусе военнослужащих" принят до введения в действие ЖК РФ, который имеет большую юридическую силу и не предусматривает предоставление служебных жилых помещений военнослужащим органами местного самоуправления, является безосновательным и не может быть принят во внимание.
Кроме того, довод жалобы ответчика о том, что Администрация не наделена полномочиями по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 года N 453-О, военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими право на жилище (ст. 40 Конституции РФ), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.
Указано также, что законодатель, независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим. Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими, другим военнослужащим и членам их семей, положения п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, и при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.
Что же касается довода жалобы о том, что суд не применил при разрешении спора постановление Администрации г.Улан-Удэ от 12.12.2006г. N533, где установлен перечень категорий граждан, с которыми может быть заключен договор найма служебного жилого помещения, то он также безоснователен, поскольку судом были применены нормы Жилищного Кодекса РФ и Федерального закона "О статусе военнослужащих", имеющих большую юридическую силу.
Пункт 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" является нормой прямого действия и означает, что жилищный фонд, занимаемый военнослужащими, закреплен законом за Министерством обороны Российской Федерации и, в случае освобождения такого фонда, подлежит заселению военнослужащими. При этом, никто не вправе ограничивать военнослужащих и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Из вышеизложенного следует, что Федеральный закон "О статусе военнослужащих", закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении ими данных помещений.
В связи с этим, выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии с обстоятельствами дела и нормами права.
На основании изложенного решение суда является законным, не подлежащим отмене по доводам жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 11 ноября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации Железнодорожного района и г. Улан-Удэ Л.В.Гармаевой - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.А. Шагдарова
Судьи коллегии: О.З.Нимаева
Т.Б.Казанцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.