Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Ихисеевой М.В.,
судей коллегии Мирзаевой И.И., Назимовой П.С.,
при секретаре Бадмажаповой С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании
гражданское дело по иску Полозова А.В., Антипинского В.Д., Дроздовой Н.В. к Администрации г.Улан-Удэ, Комитету по архитектуре, градостроительству и землеустройству г.Улан-Удэ, Комитету по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ о признании незаконными действий и понуждении предоставить места для строительства гаража,
по апелляционной жалобе представителя
истца Полозова А.В. - Высоцкой Н.Ф.
на решение Октябрьского
районного суда г.Улан-Удэ от 16 октября 2014 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Назимовой П.С., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения истца Полозова А.В., его представителя Высоцкой Н.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
обращаясь в суд, Полозов А.В., Антипинский В.Д., Дроздова Н.В. просили признать за ними право на получение земельного участка, расположенного в районе ул. " ... ", общей площадью ... кв.м., для строительства гаражей, и признать действия Администрации г.Улан-Удэ в лице Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству (далее - КАГиЗ), выраженные в отказе в предоставлении земельного участка, незаконными.
Требования мотивированы тем, что истцы, являющиеся инвалидами и имеющие право на внеочередное предоставление земельных участков под строительство гаражей в непосредственной близости от места жительства, обратились в Администрацию г.Улан-Удэ с заявлением о возможности формирования земельных участков для строительства капитальных гаражей по улице " ... ". Однако ответчик отказал в предоставлении таких земельных участков в связи с несоблюдением разрыва от места предполагаемого размещения гаражей до площадки для игр и спорта со ссылкой на СанПин, табл. 7.1.1. Такие действия КАГиЗ являются незаконными, противоречат положениям ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также требованиям земельного законодательства. Данных о том, что ответчик производил подбор возможных мест постановки гаражей, равно как и сведений об отсутствии возможности предоставить иной земельный участок, представлено не было. Отсутствуют доказательства нарушения требований СанПин, на которые ссылается ответчик.
В суде первой инстанции истец Полозов А.В. и его представитель Высоцкая Н.Ф. требования уточнили, просили обязать Администрацию г.Улан-Удэ в лице КАГиЗ предоставить каждому истцу место для строительства гаражей вблизи места жительства с учетом градостроительных норм и признать действия ответчика об отказе в предоставлении земельных участков незаконными.
Представитель Администрации г.Улан-Удэ, КАГиЗ, КУИиЗ г.Улан-Удэ Алексеев Г.О. иск не признал. Пояснил, что расстояние между формируемыми участками и детской площадкой составляет менее 25 метров, что не соответствует санитарным правилам и послужило основанием для отказа в формировании земельных участков. Представленные истцами документы не содержат сведений об их нуждаемости по медицинским показаниям в обеспечении автомототранспортом, как техническом средстве реабилитации инвалидов.
Районным судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Полозова А.В. - Высоцкая Н.Ф. просит его отменить. Указывает, что на заявление истцов, поданное в КАГиЗ, ответчик должен был дать письменный ответ о возможности либо ее отсутствии формирования земельных участков по ул. " ... ", и предложить варианты размещения гаражей. Однако ответчик, превышая свои полномочия, необоснованно отказал истцам в предоставлении земельных участков. При этом ответчиком не был конкретизирован сам земельный участок, норма СанПиН, на которую он сослался, не регулирует спорные отношения. В деле отсутствуют доказательства того, что расстояние от участка для строительства до детской площадки, составляет менее 25 метров. Законодательством не установлен запрет на размещение гаражей на спорном земельном участке.
На заседании судебной коллегии Полозов А.В., его представитель Высоцкая Н.Ф. поддержали жалобу по изложенным в ней основаниям.
Истцы Антипинский В.Д., Дроздова Н.В., будучи извещенными о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание судебной коллегии не явились.
Представители ответчиков в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав истца Полозова А.В., его представителя Высоцкую Н.Ф., находит решение суда подлежащим отмене в части.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и гл. 25 Гражданского процессуального кодекса РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82 (ред. от 28.08.2014) "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности" (далее - Положение), орган местного самоуправления в лице Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, уполномоченного на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью на территории г. Улан-Удэ, обеспечивает предоставление земельных участков для различных целей на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Согласно п. 4.1 Положения предоставление земельных участков для строительства из земель, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в собственность, аренду, в безвозмездное срочное пользование и постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с п. 4.7.1 Положения физическое и (или) юридическое лицо (далее - заявитель), заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, подает заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ непосредственно, в электронной форме через Единый портал государственных услуг либо через многофункциональный центр.
Согласно п. 4.7.2 Положения выбор земельного участка осуществляется в следующем порядке:
Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ в течение 15 календарных дней со дня поступления заявления определяет возможность предоставления земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории.
В том числе в случае определения невозможности размещения объекта Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ принимает решение об отказе в размещении объекта. Решение об отказе в размещении объекта выдается заявителю в недельный срок со дня его принятия.
Основаниями для отказа в размещении объекта являются, в том числе, несоответствие испрашиваемого использования соответствующей территории экологическим, градостроительным и иным условиям.
Судом установлено и представителями ответчиков не оспаривается, что Антипинский В.Д. является инвалидом ... группы, Полозов А.В. и Дроздова Н.В. - инвалидами ... группы. Зарегистрированы и проживают по ул. " ... " в домах N ... соответственно.
Распоряжением Правительства Республики Бурятия от ... N ... и от ... N ... Полозову А.В. как инвалиду ... , Антипинскому В.Д. как лицу, приравненному к инвалидам ВОВ, предоставлены автомобили ... через органы социальной защиты.
С учетом данных обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу о наличии у указанных истцов права на предоставление земельного участка для установки гаража под автотранспорт в непосредственной близости от места жительства.
Наличие у истцов такого права, предусмотренного ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ответчиками не оспаривается.
Установлено, что в целях реализации принадлежащего истцам в силу закона права ... г. Дроздова Н.В., Полозов А.В., Антипинский В.Д. обратились в КАГиЗ с заявлениями о формировании земельных участков для строительства гаражей в районе ул. " ... " (вблизи их места жительства).
На заявления получены ответы КАГиЗ от ... г. об отказе в предоставлении земельного участка в связи с несоблюдением разрыва формируемых земельных участков до площадки игр и спорта со ссылкой на СанПин табл. 7.1.1.
Согласно таблицы 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Роспотребнадзора и Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 72, разрыв от наземных гаражей-стоянок, паркингов вместимостью 10 и менее машино-мест до территории площадок для отдыха, игр и спорта составляет минимум 25 метров.
Действительно, предоставление земельных участков без соблюдения требований санитарных правил и нормативов противоречило бы принципу приоритета охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека.
Между тем, согласно пункту 1.2 указанных Санитарных норм их требования распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
При этом источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (загрязнение атмосферного воздуха и неблагоприятное воздействие физических факторов) признаются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ (абзац 2 пункта 1.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Как видно из материалов дела, в непосредственной близости с испрашиваемым земельным участком уже распложено несколько капитальных гаражей. Однако в ходе судебного разбирательства ответчиком не представлены доказательства проведения замеров уровней загрязнения атмосферного воздуха и неблагоприятного воздействия физических факторов, создаваемых указанными капитальными гаражами, чтобы предположить, что в случае строительства истцами гаражей они будут создавать загрязнения за их пределами с превышением уровня 0,1 ПДК и/или ПДУ.
Таким образом, документально не подтверждено, что капитальные гаражи на рассматриваемом земельном участке могут являться источником негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Более того, сведений о том, что рядом с испрашиваемым земельным участком расположена площадка для отдыха, игр и спорта, в материалы дела не представлено, равно как и сведений о расстоянии между указанными объектами.
Из дела усматривается, что ранее (в ... года) истец Полозов А.В. уже обращался в КУИиЗ г.Улан-Удэ с заявлением о выборе земельного участка для строительства капитального гаража по ул. " ... ", на что ему дан ответ, из которого следует, что КАГиЗ выдал заключение о возможном предоставлении данного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта.
При этом орган местного самоуправления не ссылался на несоблюдение требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Кроме того, в ходе рассмотрения апелляционной жалобы истцы вновь обратились в КАГиЗ с заявлениями о возможности формирования земельного участка по ул. " ... " На эти заявления получен ответ о том, что Комитетом будет проведена работа по формированию данного земельного участка для последующего предоставления его на торгах (конкурсах, аукционах). Информация о проведении торгов будет опубликована в газете "Муниципальный вестник города Улан-Удэ".
Таким образом, в настоящее время ответчик сам признает наличие возможности формирования земельного участка по ул. " ... ", то есть вблизи места жительства истцов.
На основании изложенного, учитывая перечисленные выше обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что отказ КАГиЗ в предоставлении истцам земельного участка, выраженный в письмах от ... года, адресованных истцам, нельзя признать законным и обоснованным.
Данный отказ создает для истцов препятствия к осуществлению ими прав и свобод.
Таким образом, решение суда в рассматриваемой части подлежит отмене с вынесением нового решения о признании незаконными действий Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ по отказу в предоставлении истцам земельного участка для строительства капитальных гаражей.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения. Требование истцов об обязании ответчика предоставить им места для строительства гаражей вблизи места жительства удовлетворению не подлежало, поскольку предоставление земельных участков для указанных целей должно производиться в строгом соответствии с требованиями земельного, градостроительного законодательства, в установленном им порядке, с соблюдением Положения о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности".
Как указано выше, по решению КАГиЗ работы по формированию земельного участка для последующего предоставления его на торгах (конкурсах, аукционах) будут проведены, что предполагает восстановление нарушенных прав истцов.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 16 октября 2014 года отменить в части отказа в удовлетворении требования Полозова А.В., Антипинского В.Д., Дроздовой Н.В. о признании незаконными действий Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ об отказе в предоставлении земельного участка для строительства капитальных гаражей.
Принять в указанной части новое решение, которым признать незаконными действия Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ об отказе в предоставлении земельного участка для строительства капитальных гаражей, выраженный в письмах от ... года N ... , ... , ...
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: М.В. Ихисеева
Судьи коллегии: И.И. Мирзаева
П.С. Назимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.