Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Шумкова Е.С.,
судей Филипповой Ю.А., Красновой Н.В.,
при секретаре Гребенщиковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 февраля 2015 года гражданское дело по заявлению членов общественной наблюдательной комиссии Свердловской области Башкова В.А. и Кудрякова А.В. о признании незаконными действий отдела МВД России по г. Березовскому Свердловской области и должностных лиц отдела, выразившихся в недопуске в помещение для задержанных лиц дежурной части отдела МВД России по г. Березовскому Свердловской области
по апелляционной жалобе отдела МВД России по г. Березовскому Свердловской области на решение ... районного суда ... от 17 ноября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Шумкова Е.С., объяснения представителя отдела МВД России по г. Березовскому Свердловской области Сарбаевой М.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения заявителей Башкова В.А. и Кудрякова А.В., а также их представителя Рожина Д.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заявители Башков В.А. и Кудряков А.В., являясь членами общественной наблюдательной комиссии Свердловской области по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания (далее - ОНК Свердловской области), обратились в суд с заявлением, в котором просили признать незаконными действия отдела МВД России по г. Березовскому (далее - ОМВД России по г. Березовскому) и его должностных лиц: заместителя начальника следственного отдела Цибина В.В., заместителя начальника полиции Секисова Н.А., начальника полиции Сурина А.В., исполнявшего обязанности начальника отдела, которые не допустили заявителей 27 мая 2014 года после 23 часов в помещение для задержанных лиц дежурной части ОМВД России по г. Березовскому.
В обоснование заявители указали, что 27 мая 2014 года в 23:20 они прибыли в ОМВД России по городу Березовскому для проверки условий ночного содержания задержанных лиц, уведомив об этом, по сложившейся практике, дежурную часть ГУ МВД России по Свердловской области. В отделе их ознакомили с документацией, однако в помещение для задержанных лиц не пустили ввиду позднего времени суток, ссылаясь на Методические рекомендации по организации взаимодействия с общественными наблюдательными комиссиями, которые не утверждены, не опубликованы и поэтому не могут применяться. Полагали, что отказ отдела и его должностных лиц Цибина В.В., Секисова Н.А., Сурина А.В. в их допуске в помещение для задержанных лиц, не основан на законе и нарушает их права, как членов ОНК Свердловской области на осуществление общественного контроля за обеспечением прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, особенно в ночное время, когда задержанные должны быть обеспечены спальным местом и постельными принадлежностями.
Представитель ОМВД России по г. Березовскому заявленные требования не признал, пояснил, что оснований для допуска членов ОНК Свердловской области в помещение для задержанных лиц в ночное время не имелось, поскольку сотрудники полиции обязаны соблюдать конституционное право задержанных лиц на отдых - в данном случае, гарантированный указанной категории граждан восьмичасовой сон в ночное время.
Заинтересованные лица: заместитель начальника следственного отдела ОМВД России по г. Березовскому Цибин В.В. и заместитель начальника полиции ОМВД России по городу Березовскому Секисов Н.А. с заявлением не согласились, пояснили, что члены ОНК Свердловской области Башков В.А. и Кудряков А.В. 27 мая 2014 года не были допущены в помещение для задержанных лиц ОМВД России по г. Березовскому ввиду позднего времени суток. Кроме того, распоряжение не допускать указанных членов ОНК Свердловской области в названное помещение поступило от исполняющего обязанности начальника ОМВД России по г. Березовскому Сурина А.В.
Заинтересованное лицо Сурин А.В. в заседание суда первой инстанции не явился, был извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, суд рассмотрел дело в его отсутствие на основании ч. 2 ст. 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 17 ноября 2014 года заявление Башкова В.А. и Кудрякова А.В. удовлетворено частично. Судом признаны незаконными действия ОМВД России по г. Березовскому и должностных лиц этого отдела Сурина А.В., Цибина В.В., в не допуске 27 мая 2014 года заявителей в помещение для задержанных лиц дежурной части ОМВД России по г. Березовскому. На ОМВД России по г. Березовскому возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителей.
Оспаривая законность и обоснованность решения суда, ОМВД России по г. Березовскому Свердловской области в апелляционной жалобе, поданной и подписанной его представителем, ставит вопрос о его отмене и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывает, что судом постановлено незаконное и необоснованное решение, поскольку в ходе разбирательства так и не было установлено, какие права и свободы были нарушены оспариваемыми действиями. Выводы суда о надлежащем уведомлении членами ОНК Свердловской области о предстоящем посещении ОМВД России по г. Березовскому являются неверными, поскольку непосредственно этот отдел о своем посещении они не извещали, известили только дежурную часть ГУ МВД России по Свердловской области. Кроме того, заявители не обращались к руководителю ОМВД России по г. Березовскому с заявлением о посещении помещений для задержанных лиц, следовательно, в их посещении им и не отказывалось. Осуществляя проверку, заявители не представили доказательств того, что ОНК Свердловской области принималось решение о посещении 27 мая 2014 года членами этой комиссии помещений ОМВД России по г. Березовскому. Считает, что судом не дана надлежащая оценка доводам заинтересованных лиц о том, что лица, содержащиеся в помещении для задержанных ОМВД России по г. Березовскому в соответствии со ст.ст. 2, 37 Конституции Российской Федерации, п. 10 ст. 17 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Федеральным законом от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста" имеют право на восьмичасовой сон в ночное время, то есть в период с 22 до 6 часов по местному времени. Не допуская заявителей в помещение для задержанных, сотрудники полиции действовали в соответствии с перечисленными законами, защищая права задержанных граждан на сон.
Заинтересованные лица Цибын В.В., Сурин А.В., Секисов Н.А., надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, не просили об отложении рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие на основании ч. 3 ст. 167 и ч. 2 ст. 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Разрешая заявленные требования, суд правильно установил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если установит, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют закону, а также нарушают права и свободы заявителя.
По настоящему делу судом первой инстанции установлена вышеназванная совокупность условий, дающих суду право на удовлетворение заявленных требований.
Согласно ст.ст. 5, 15 Федерального закона от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" общественные наблюдательные комиссии, образуемые в субъектах Российской Федерации, и члены общественных наблюдательных комиссий вправе осуществлять общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, в том числе и путем посещения мест принудительного содержания с уведомлением соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся соответствующие места принудительного содержания.
Статья 16 названного Федерального закона гласит, что члены общественной наблюдательной комиссии в составе не менее двух человек вправе без специального разрешения, в установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся места принудительного содержания, порядке, при соблюдении установленных правил внутреннего распорядка посещать места принудительного содержания (камеры, карцеры и другие помещения), за исключением объектов и сооружений, на посещение которых необходимо согласие администраций мест принудительного содержания.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что заявители, осуществляя предоставленные им вышеуказанным федеральным законом полномочия членов ОНК Свердловской области 27 мая 2014 года около 23 часов прибыли в ОМВД России по г. Березовскому для проверки условий ночного содержания задержанных лиц.
Положения ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" требуют, чтобы ОНК Свердловской области уведомляла территориальные органы, в ведении которых находятся места принудительного содержания, о предстоящем посещении таких мест ее членами.
Заявители не извещали ОМВД России по г. Березовскому о намерении посетить его, уведомив об этом только вышестоящее подразделение, а именно дежурную часть ГУ МВД России по Свердловской области.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, должностные лица дежурной части ГУ МВД России по Свердловской области, получив от заявителей уведомление о намерении посетить в целях общественного контроля ОМВД России по г. Березовскому, передали это уведомление в дежурную часть названного отдела внутренних дел.
Таким образом, ОМВД России по г. Березовскому, как объект проверки, был уведомлен о намерении членов ОНК Свердловской области посетить это учреждение, пусть не непосредственно от заявителей, но через вышестоящее подразделение МВД России.
При таких обстоятельствах следует признать, что правила ч. 4 ст. 15 названного федерального закона в данных условиях были выполнены, а доводы жалобы о их нарушении подлежат отклонению, как необоснованные.
Также судом установлено, что фактически заявители были допущены к осуществлению общественного контроля в ОМВД России по г. Березовский, так как им была предоставлена соответствующая документация, с которой они ознакомились.
Следовательно, должностными лицами ОМВД России по г. Березовскому, как обоснованно указано судом первой инстанции, не было установлено препятствий, предусмотренных Федеральным законом от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" для осуществления заявителями общественного контроля.
Однако, в дальнейшем должностные лица ОМВД России по г. Березовскому Сурин А.В. и Цибин В.В. не допустили заявителей в помещение для задержанных этого отдела внутренних дел, создав препятствия в осуществлении общественного контроля за местами принудительного содержания.
Поскольку в ОМВД России по г. Березовскому отсутствовали какие-либо нормативные правовые акты, как этого отдела, так и вышестоящих подразделений МВД России (правила внутреннего распорядка и т.п.), запрещающие посещать членам ОНК Свердловской области помещение для задержанных в этом отделе в ночное время (в период с 22 часов до 6 часов), а названный федеральный закон не содержит прямого запрета на посещение мест принудительного содержания в указанное время, то отказ вышепоименованных должностных лиц ОМВД России по г. Березовскому в доступе заявителей в помещение для задержанных противоречил требованиям ст. 16 Федерального закона от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" и нарушал права заявителей на осуществление общественного контроля.
Судебная коллегия не ставит под сомнение наличие у лиц, содержащихся в помещении для задержанных в ОМВД России по г. Березовскому, права на ночной отдых.
Вместе с тем, заинтересованным лицом, в нарушение ч. 1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено никаких доказательств того, что посещение заявителями помещения для задержанных в ОМВД России по г. Березовскому в ночное время 27 мая 2014 года нарушит право на отдых каких-либо задержанных лиц. Нет в деле и доказательств того, что заявители намеревались нарушить указанное право каких-либо лиц. Кроме того, в настоящем судебном заседании установлено, что заявители могли осуществить свой контроль и, не входя непосредственно в это помещение, а могли проверить условия содержания в нем через специальное смотровое отверстие во входной двери.
Поэтому доводы о необходимости охраны прав задержанных на ночной отдых, в данном случае не являются убедительными, и при установленных по делу обстоятельствах не могли служить основанием для отказа заявителям в осуществлении контроля.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции в полном соответствии с ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно частично удовлетворил заявленные требования.
Доводы автора жалобы на непредставление суду решения ОНК Свердловской области о посещении 27 мая 2014 года ее членами помещений для задержанных в ОМВД России по г. Березовскому основанием для отмены решения суда не могут являться, так как отказ заявителем в доступе к названному помещению имел место по другим основаниям, а не по мотиву не предъявления такого решения.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст.ст. 327.1, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение ... районного суда ... от 17 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу отдела МВД России по г. Березовскому Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий Е.С. Шумков
судьи Ю.А. Филиппова
Н.В. Краснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.