Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Ильиных Е.А. и Ровенко П.А.
при секретаре Труновой Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Белокопытова Н.В. о признании незаконным отказа управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока N от 17 апреля 2014 года в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка, взыскании судебных расходов по апелляционной жалобе представителя заявителя на решение Ленинского районного суда города Владивостока от 7 октября 2014 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Светловой С.Е., выслушав представителя Белокопытова Н.В. - Рябцева Д.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Белокопытов Н.В. обратился в суд с названным заявлением, указав, что 28 февраля 2014 года он обратился в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (департамент) с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка сроком на 49 лет для целей, не связанных со строительством - для размещения сада, ориентировочной площадью 1170 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". 7 марта 2014 года департамент направил в администрацию города Владивостока письмо о рассмотрении возможности утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане территории. Письмом управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока N от 17 апреля 2014 года в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка отказано в связи с тем, что земельный участок находится в зоне объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений (Р-1), в которой формирование границ земельного участка с целевым назначением "для размещения сада" возможно только при создании ботанического сада в качестве природоохранного учреждения, а также вблизи границ испрашиваемого земельного участка находится объект обозначенный как "фунд. раз", собственник которого имеет исключительное право на оформление земельного участка. Считает указанное решение органа местного самоуправления необоснованным, нарушает его права и законные интересы, поскольку земельный участок находится в рекреационной зоне, в состав которой включена зона городских парков и городских лесопарков (Р-1), где одним из основных видов разрешенного использования земельных участков является "сады". Наличие объекта, законные права иных лиц, на который не подтверждены и не может свидетельствовать о нарушении прав третьих лиц. Просит признать незаконным решение управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока от 17 апреля 2014 года N и обязать управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока утвердить схему расположения земельного участка, ориентировочной площадью 1170 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", для целей, не связанных со строительством: для размещения сада; взыскать с управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока расходы по оплате государственной пошлины.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
Представитель управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока с требованиями не согласился.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился представитель заявителя, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения по мотиву его незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Белокопытов Н.В. просит предоставить земельный участок в аренду сроком на 49 лет для размещения сада, расположенного по адресу: "адрес".
В силу пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ, регулирующей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не связанных со строительством, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для ведения садоводства и дачного хозяйства предусмотрен статьей 81 Земельного кодекса РФ и Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
В соответствии с частью 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Из статьи 12 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" следует, что для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений необходимо зонирование территорий с определением места нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять в собственность гражданам.
Решением Думы города Владивостока 7 апреля 2010 года утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, который является документом градостроительного зонирования, определяющим основные направления социально-экономического и градостроительного развития города Владивостока, охраны его культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты.
Подпунктом "г" пункта 1 части 1 статьи 19 Правил (в редакции от 14 октября 2011 года) предусмотрена зона застройки индивидуальными жилыми домами, включающая территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства, обозначена на Карте - Ж-4.
Поскольку у заявителя отсутствует право на получение для ведения дачного хозяйства испрашиваемого земельного участка, находящегося в зоне объектов отдых, спорта, туризма и развлечений (Р-1), отказ органа местного самоуправления в утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, не нарушает законных интересов заявителя и его прав.
Орган местного самоуправления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом зонирования территорий (статья 34 Земельного кодекса РФ).
В связи с чем, утверждение заявителя о том, что администрация города Владивостока обязана была утвердить и выдать схему расположения испрашиваемого земельного участка, является необоснованной.
Ссылка на отсутствие запрета предоставления гражданам земельных участков для размещения садов для пользования неограниченным кругом лиц, основана не ошибочном толковании законодательства.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация благоустройства территории городского округа.
Зона городских лесов и городских лесопарков определена для сохранения и рационального использования существующего природного ландшафта, создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, для организации кратковременного отдыха и включает городские леса и лесопарки, а также другие объекты, размещение которых необходимо для функционирования зоны и не повлечет за собой утрату рекреационного потенциала зоны (пункт 1 статьи 44 Правил землепользования и застройки).
На основании пункта 9 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон (пункт 12 статьи 85 ЗК РФ).
Пунктом 11.1.1. региональных нормативов градостроительного проектирования Приморского края, утвержденных постановлением Администрации Приморского края от 21 мая 2010 года N 185-па предусмотрено, что зоны рекреационного назначения формируются на территориях общего пользования и предназначены для организации массового отдыха населения, улучшения экологической обстановки поселений и городских округов и включают парки, городские сады, скверы, городские леса, лесопарки, озелененные территории общего пользования, пляжи, водоемы и иные объекты, используемые в рекреационных целях и формирующие систему открытых пространств поселений и городских округов.
Садом признается озелененная территория с ограниченным набором видов рекреационной деятельности, предназначенная преимущественно для прогулок и повседневного тихого отдыха населения, размером, как правило, от 2 до 5 га (пункт 10.26 нормативов градостроительного проектирования Владивостокского городского округа, утвержденных постановлением главы города Владивостока от 10 февраля 2011 года N 111).
Таким образом, размещение садов возможно только на территории общего пользования, они должны быть общедоступны и принадлежать публичному образованию. Организация садов представляет собой благоустройство территории общего пользования.
Благоустройство территории является деятельностью по обслуживанию земельного участка и не может быть его самостоятельным целевым назначением.
Кроме того, из материалов дела следует, что испрашиваемый земельный участок практически полностью расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций.
В силу статьи 8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года N 160, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства.
Поскольку в границах земельного участка расположены объекты электросетевого хозяйства, то вывод суда о том, что на испрашиваемом земельном участке размещение сада запрещено, является верным.
Так как установлено, что оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствует закону, а также то, что права либо свободы заявителя не были нарушены оспариваемым действием (бездействием), решением, у суда оснований для удовлетворения заявления не имелось (часть 4 статьи 258 ГПК РФ).
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Владивостока от 7 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.