Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Судницыной С.П., Королёвой Е.В.
при секретаре Чондановой Л.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кухты А.А. об оспаривании действий ФКУ "Главный информационно-аналитический Центр МВД России", Информационного центра УМВД России по Приморскому краю, Информационного центра ГУ МВД России по Кемеровской области по апелляционной жалобе Кухты А.А. на решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 24 ноября 2014 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Судницыной С.П., выслушав объяснения представителей Кухты А.А. - Барсукова В.А. и Корлыхановой Н.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя УМВД России по Приморскому краю - Студеникиной А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кухта А.А. обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он был осужден Приморским краевым судом к лишению свободы. ДД.ММ.ГГГГ освобожден из мест лишения свободы по отбытию наказания. Постановлением Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ судимость снята. Вместе с тем, данные о привлечении его к уголовной ответственности были внесены в базу данных ФКУ "ГИАЦ МВД России", ИЦ УМВД России по Приморскому краю и ИЦ ГУ МВД России по Кемеровской области и сохранены в них до настоящего времени, о чем свидетельствует справка ИЦ УМВД России по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ исх. N. Считает хранение указанных сведений незаконным, нарушающим его конституционные права, поскольку Инструкция о едином учете преступлений, утвержденная и.о. Генерального прокурора Российской Федерации 14 декабря 1994 года N 20-1-85/94 утратила силу с 1 января 2006 года на основании совместного приказа Генпрокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России и ФСКН России от 29 декабря 2005 года N39/1070/1021/253/780/353/399. Просил признать действия ФКУ "ГИАЦ МВД России", ИЦ УМВД России по Приморскому краю и ИЦ ГУ МВД России по Кемеровской области по сохранению, обработке информации о привлечении его к уголовной ответственности незаконными; обязать исключить данную информацию в отношении заявителя из баз данных.
В судебном заседании представители заявителя настаивали на заявленных требованиях.
Представитель УМВД России по Приморскому краю возражала против удовлетворения заявления, пояснила, что в оперативно-справочных учетах ИЦ учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости, информация о привлечении Кухта А.А. к уголовной ответственности не подлежит снятию до достижения им возраста 80 лет.
Представители ГУ МВД России по Кемеровской области и ФКУ "ГИАЦ МВД России" в судебное заседание не явились, в письменных возражениях просили отказать в удовлетворении заявления.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился заявитель, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
Особенности обработки специальных категорий персональных данных, а также биометрических персональных данных устанавливаются статьями 10 и 11 Федерального закона "О персональных данных".
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 10 указанного закона, обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, об исполнительном производстве, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Кухта А.А. ...
Согласно справке ИЦ УМВД России по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, в базах данных ИЦ УМВД России по Приморскому краю, ИЦ УМВД России по Кемеровской области, ФКУ "Главный информационно-аналитический центр МВД России" имеются сведения о вышеуказанной судимости в отношении Кухты А.А., ...
Отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался тем, что сведения о судимости Кухты А.А. были внесены в базы данных на законных основаниях, носят достоверный характер и подлежат длительному хранению, также из того, что наличие данных сведений в базе данных в ФКУ "Главный информационно-аналитический центр МВД России" и ИЦ УМВД России по Приморскому краю, ИЦ УМВД России по Кемеровской области не нарушают права и интересы заявителя.
Статья 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" наделяет полицию правом обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. Ранее данное право было предоставлено органам внутренних дел пунктом 14 статьи 11 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции".
Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 248, уполномочивает данное Министерство на осуществление нормативно-правового регулирования в сфере внутренних дел.
Министерство внутренних дел Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Федеральной таможенной службой, Федеральной миграционной службой, Государственной фельдъегерской службой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации Приказом от 12 февраля 2014 года N 89дсп/19дсп/73дсп/1дсп/113дсп/108дсп/75дсп/93дсп/19дсп/324дсп/133дсп/63дс п/14/95дсп, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 марта 2014 г., регистрационный номер 31681, утвердило Наставление по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Наставление).
Приложение N 1 к Наставлению содержит Правила формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение, пункт 15.2 которых, определяя сроки хранения учетных документов, в подпункте "г" предусматривает, что в пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки формы 1 на осужденных независимо от срока и вида наказания хранятся до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости.
Какой-либо нормативный правовой акт, содержащий иное предписание о сроке хранения названных учетных документов, отсутствует.
Учет лиц, подвергшихся уголовному преследованию, предназначен для подтверждения наличия (отсутствия) в отношении лица сведений о факте уголовного преследования.
Принимая во внимание обстоятельства дела, а также положения приведенных выше нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконными действий УМВД России по Приморскому краю, МВД России по Кемеровской области и ФКУ "Главный информационно-аналитический Центр МВД России" по ведению учетов, содержащих информацию об имевшейся у Кухты А.А. судимости.
Ссылка в апелляционной жалобе на часть 6 статьи 86 Уголовного кодекса РФ, в соответствии с которой погашение или снятие судимости аннулирует все связанные с ней правовые последствия, является несостоятельной, поскольку само по себе наличие в банках данных информации о судимости Кухты А.А. прав последнего не ущемляет и не может рассматриваться как правовое последствие, связанное с судимостью.
Довод заявителя о доступности информации о его осуждении и предоставлении её на интернет сайты является необоснованным, поскольку в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года N 1800 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" информация об осуждении носит конфиденциальный характер и может быть представлена только по запросам правоохранительных органов, судов (судей), органов прокуратуры или по личному заявлению гражданина.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 24 ноября 2014 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.