Судья Саратовского областного суда Полянина О.А. при секретаре Мельникове Д.А., рассмотрев жалобу Березина А.И. на постановление судьи Волжского районного суда города Саратова от 12 января 2015 года, вынесенное в отношении Березина А.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Волжского районного суда города Саратова от 12 января 2015 года Березин А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ, выразившегося в том, что 16 декабря 2014 года в 13 часов 50 минут в ходе проведения публичного мероприятия - одиночного публичного пикетирования с использованием наглядной агитации в виде плаката у ... в ... , Березин А.И., являясь организатором публичного мероприятия, нарушил установленный порядок его проведения.
В жалобе Березин А.И. ставит вопрос об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в его действиях состава вменяемого административного правонарушения.
В обоснование жалобы указывает, что установленный порядок проведения публичного мероприятия не нарушал, поскольку действующее законодательство не требует отличительного знака организатора и регламента публичного мероприятия при проведении одиночного пикетирования, выводы суда о том, что он организовал одиночное пикетирование ошибочны.
Проверив законность и обоснованность постановления судьи в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, заслушав Березина А.И., поддержавшего жалобу, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В целях обеспечения права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему Конституцией Российской Федерации полномочия по регулированию и защите прав и свобод человека и гражданина, установил порядок организации и проведения в Российской Федерации указанных публичных мероприятий в Федеральном законе от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ), а меры административной ответственности за его нарушение - в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 20.2).
В рамках организации публичного мероприятия, каковым названный Федеральный закон признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, предусматривается ряд процедур, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
В частности, ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ определено, что организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
В силу ч. 4 ст. 5 указанного Федерального закона организатор публичного мероприятия обязан, в том числе подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона; обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления; требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, прекращения нарушения закона; обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия; иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак.
Таким образом, в обязанности организатора любой из форм публичного мероприятия, в том числе пикетирования, под которым признается форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, включено обеспечение соблюдения иных условий его проведения.
Исходя из вышеизложенных положений закона, следует, что проведение публичного мероприятия может осуществляться в различных формах, при обязательном соблюдении условий, определяющих порядок организации и проведения публичных мероприятий, а также обязанностей организатора публичного мероприятия, связанных с его организацией и проведением, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось лицом, в отношении которого ведется производство по делу, 16 декабря 2014 года в 13 часов 50 минут у здания консерватории им. Шнитке по адресу: ... , Березин А.И. организовал публичное мероприятие - одиночное пикетирование с использованием наглядной агитации в виде плаката с надписью: "Центр толерантности - это пропаганда гомосексуализма за государственный счет", в отсутствие отличительного знака организатора публичного мероприятия и регламента его проведения.
Диспозиция ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ не предусматривает в качестве обязательного объективного признака состава предусмотренного ею правонарушения наступление каких-либо последствий, состав является формальным, в связи с чем неисполнение организатором публичного мероприятия предусмотренных Федеральным законом N 54-ФЗ обязанностей, является нарушением установленного законом порядка проведения публичного мероприятия и образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности по правилам, предусмотренным ст. 26.11 КоАП РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Березина А.И. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Доводы, приведенные Березиным А.И. в жалобе, расцениваю как способ защиты с целью избежать административной ответственности, поскольку они опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств, основаны на неправильном толковании норм права.
Поскольку Федеральный закон N 54-ФЗ в отношении такой формы публичного мероприятия как пикетирование не содержит каких-либо изъятий, за исключением отсутствия необходимости уведомления о проведении данного публичного мероприятия, полагаю, что при проведении одиночного пикетирования необходимо в полном объеме соблюдать требования закона, устанавливающие порядок проведения публичного мероприятия.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. ч. 1, 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Судья, в соответствии с приведенными выше положениями закона, учитывая характер совершенного правонарушения, личность лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, обоснованно назначил Березину А.И. административное наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 1 статьи 20.2 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения жалобы и материалов дела оснований полагать, что при рассмотрении настоящего дела судьей допущены нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется. Обстоятельства, на основании которых было вынесено указанное постановление, доказаны.
При таких обстоятельствах оснований для отмены либо изменения постановления районного суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Волжского районного суда города Саратова от 12 января 2015 года оставить без изменения, жалобу Березина А.И. - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.