Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецова Ю.И.,
судей Верещагина Г.С., Пономарева Р.С.,
при секретаре судебных заседаний Попиль И.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 19 февраля 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии города Архангельска на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 26 ноября 2014 года, которым постановлено:
"заявление ФИО1 к мэрии г. Архангельска о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении удовлетворить.
Признать незаконным отказ мэрии г. Архангельска в постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Возложить на мэрию г. Архангельска обязанность поставить ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Взыскать с мэрии г. Архангельска в пользу ФИО1 государственную пошлину в возврат в размере 200 руб.".
Заслушав доклад судьи Пономарева Р.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением к мэрии города Архангельска об отмене решения мэрии "адрес" об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности поставить ее на учет.
В обоснование требований указала, что, являясь вдовой ветерана Великой Отечественной войны, вправе претендовать на льготы, установленные статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в том числе на обеспечение жильем. Между тем, в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для реализации мер социальной поддержки, предусмотренных указанным Федеральным законом, общественной жилищной комиссий Октябрьского территориального округа мэрии города Архангельска ей незаконно было отказано на основании пунктов 2, 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, направила представителей ФИО8 и ФИО5, которые требования уточнили, просили признать незаконным отказ мэрии города Архангельска в постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, отменить решение об отказе в постановке на учет и возложить обязанность поставить ФИО1 на такой учет.
Представитель мэрии города Архангельска ФИО6 возражала против заявленных требований.
Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области, извещенное о времени и месте рассмотрения заявления, представителя в суд не направило.
Суд, рассмотрев заявление, постановил указанное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе ставит вопрос представитель мэрии города Архангельска, полагая его постановленным с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы ссылается на то, что к возникновению у заявителя права состоять на учете нуждающихся в жилом помещении послужили умышленные действия членов семьи заявителя Ачкасовых по регистрации в спорной квартире, которые охватываются диспозицией статьи 53 ЖК РФ. Считает, что заявление ФИО1 подлежало рассмотрению в порядке искового производства, поскольку мэрия города Архангельска указана в качестве ответчика. Обращает внимание на то, что мэрия не является органом государственной власти, как об этом указано в заявлении.
В соответствии со статьями 167, 257 и 327 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу с участием представителя заявителя ФИО5, в отсутствие иных лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав представителя заявителя, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого решения в силу следующего.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах либо Закон), в том числе в статьях 14 - 19, 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ для указанных в данных статьях категорий граждан в качестве одной из мер социальной поддержки предусмотрено обеспечение жильем.
Полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, указанных в статьях 14 - 19, 21 настоящего Федерального закона и нуждающихся в улучшении жилищных условий, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 23.2 Закона).
В Архангельской области в соответствии со статьей 23.2 Закона о ветеранах и в целях реализации мер социальной поддержки Администрацией Архангельской области принято постановление от 02.04.2007 N 58-па "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" (далее - Порядок).
Согласно названному Порядку, одним из основных условий возникновения права на получение данной меры социальной поддержки по приведенному основанию является нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 ЖК РФ.
Согласно части 3, 4 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Основания для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях перечислены в части 1 статьи 54 ЖК РФ, в том числе, если заявителем представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Статьей 53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Судом первой инстанции установлено, что в ФИО1 является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО1 (удостоверение серии Б N "данные изъяты", дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ) и, как указано в удостоверении, имеет право на льготы, предусмотренные статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Решением Архангельского городского совета депутатов от 27 июля 2005 года N 23 в городе Архангельске установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в "адрес" по проспекту Ломоносова в городе Архангельске, общей площадью 43,3 кв.м. В указанной квартире также зарегистрированы ФИО7 (дочь, владелец квартиры ? доли), ФИО8 (внук, владелец квартиры ? доли), а со 2 сентября 2014 года также ФИО5 (жена внука), ФИО5 (правнучка). Таким образом, на каждого проживающего в жилом помещении приходится 8,6 кв.м, что меньше установленной учетной нормы.В сентябре 2014 года ФИО1 обратилась с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в чем ей было отказано на основании пунктов 2, 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ (выписка из протокола от 2 октября 2014 года N общественной жилищной комиссии Октябрьского территориального округа мэрии города Архангельска). Обращаясь в суд с настоящим заявлением, заявитель указала, что намеренных действий по ухудшению условий проживания она не совершала, а регистрация жены внука и его несовершеннолетней дочери в спорной квартире, что и послужило основанием для отказа ей в постановке на учет, была произведена без ее согласия. Разрешая возникший спор, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1, являясь вдовой ветерана Великой Отечественной войны, имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Законом о ветеранах по учетной норме, установленной для города Архангельска. В связи с тем, что заявитель проживает в квартире, где на ее долю приходится лишь 8.6 кв.м общей площади, иным помещением в собственности или по договору социального найма она не обеспечена, у нее имеются основания для признания нуждающейся в улучшении жилищных условий. Факт совершения заявителем действий, ухудшающих ее жилищные условия, с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся, подтверждения не нашел, поскольку ФИО1, не являясь собственником квартиры, не имела возможности влиять на решение о регистрации в спорной квартире в качестве членов семьи супруги внука (собственника квартиры) и его несовершеннолетней дочери. При таких обстоятельствах решение мэрии города Архангельска об отказе принять заявителя на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по указанным в решении жилищной комиссии основаниям, на законе не основано. Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции верным, поскольку он соответствует установленным обстоятельствам, сделан на основе представленных сторонами доказательств, при правильном применении норм действующего законодательства. В суде первой инстанции и доводах апелляционной жалобы в обоснование своей позиции ответчик также находит, что в действиях заявителя имело место намеренное ухудшение жилищных условий. Вместе с тем из смысла положений статьи 53 ЖК РФ следует, что действия, направленные на ухудшение жилищных условий с целью признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, должны быть намеренными, и совершены лицами, претендующими на улучшение жилищных условий (в настоящем случае заявителем).
Таких обстоятельств при рассмотрении дела судом не установлено. Действия собственников ФИО12 по распоряжению принадлежащей им квартирой, в которой проживает заявитель, правового значения в настоящем случае не имеют.
Рассмотрение судом настоящего спора в порядке главы 25 ГПК РФ не противоречит нормам процессуального права и не влияет на объем прав и обязанностей заинтересованного лица - мэрии города Архангельска, и ссылка в жалобе на нарушение судом порядка судопроизводства по делу безосновательна.
Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется Жилищным кодексом Российской Федерации и областным законом от 20 сентября 2005 года N 79-5-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма", и ссылка на то, что мэрия города не ведет учет такой категории граждан противоречит как федеральному и областному законодательству, так и обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене постановленного судом решения служить не могут, так как изложенных выводов суда первой инстанции ничем не опровергают, сводятся фактически к иной оценке обстоятельств дела и собранных по делу доказательств, оснований для которой судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 26 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии города Архангельска - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.И. Кузнецов
Судьи Г.С. Верещагин
Р.С. Пономарев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.