Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Раковского В.В.,
судей Анненковой К.К., Ярыгиной Е.Н.,
с участием прокурора Губаревой О.А.,
при секретаре Рассейно Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Новосергиевский район Оренбургской области" на решение Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 17 сентября 2014 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Новосергиевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Новосергиевский район Оренбургской области" об оспаривании бездействия и возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Раковского В.В., объяснение прокурора Христич Т.В., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению,
судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда
УСТАНОВИЛА:
прокурор Новосергиевского района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с названным заявлением, указав, что в рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о муниципальной службе и противодействии коррупции в администрации муниципального образования "Новосергиевский район" проведена проверка. Установлено, что в администрации муниципального образования "Новосергиевский район" не соблюдаются нормы законодательства в указанной сфере. С (дата) в должности *** работает А., который, согласно трудового договора, замещает высшую муниципальную должность. При этом как муниципальный служащий, замещающий высшую муниципальную должность не соответствует предъявляемым квалификационным требованиям к уровню профессионального образования. В нарушение требований Федерального закона от 02.03.2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Закона Оренбургской области от 10.10.2007 г. N 1611/339-IV-ОЗ "О муниципальной службе в Оренбургской области", А., не имеет высшего профессионального образования.
Просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Новосергиевский район" Оренбургской области по не принятию мер по устранению нарушений действующего законодательства о муниципальной службе посредством освобождения А. от занимаемой должности ***; возложить на администрацию муниципального образования "Новосергиевский район" Оренбургской области в лице главы ФИО8 в течение (дата) с момента вступления в силу решения суда обязанность устранить нарушения действующего законодательства о муниципальной службе путем освобождения А. от занимаемой должности ***.
В судебном заседании заместитель прокурора Новосергиевского района Б. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, обосновывая доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика Домахина И.Ю., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований. В настоящий момент А. является студентом N курса направления " ***" НОУ *** в (дата) учебном году. Форма обучения заочная.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, А., извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования не признал.
Решением Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 17 сентября 2014 года исковые требования прокурора Новосергиевского района Оренбургской области удовлетворены. Суд постановил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Новосергиевский район Оренбургской области" по не принятию мер по устранению нарушений действующего законодательства о муниципальной службе посредством освобождения А. от занимаемой должности ***.
Тем же решением обязал администрацию муниципального образования "Новосергиевский район Оренбургской области", в лице главы ФИО8 в течение (дата) с момента вступления в силу решения суда принять меры по устранению действующего законодательства о муниципальной службе посредством освобождения А. от занимаемой должности ***.
На указанное решение администрацией муниципального образования "Новосергиевский район Оренбургской области" подана апелляционная жалоба, в которой представитель ответчика просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, вынести по делу новое решение.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика администрации муниципального образования "Новосергиевский район Оренбургской области", третье лицо А. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Базовым законодательным актом для всей муниципальной службы является Федеральный закон от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 42 Федерального Закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.03.3007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальные служащие приобретают соответствующий правовой статус с момента назначения на должность муниципальной службы.
Статьей 4 названного Федерального закона закреплен принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, отражающий сущность муниципальной службы как профессиональной деятельности.
В статье 9 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
При этом часть 2 указанной статьи предусматривает установление квалификационных требований муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
В соответствии со ст. 19 Закона Оренбургской области от 10.10.2007 года N 1611/339-IV-ОЗ "О муниципальной службе в Оренбургской области" гражданам, претендующим на должность муниципальной службы, необходимо иметь, для высших должностей муниципальной службы - наличие высшего профессионального образования и стажа муниципальной службы (государственной службы) не менее шести лет или стажа работы по специальности не менее семи лет.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 2 Закона Оренбургской области от 10.10.2007 года N 1599/344-IV-ОЗ "О едином реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Оренбургской области" должность *** отнесена к высшим должностям муниципального образования.
В суде первой инстанции установлено, что распоряжением главы Новосергиевского района от (дата) N А. назначен на высшую муниципальную должность ***, с ним заключен трудовой договор.
Данная должность предусмотрена Перечнем должностей муниципальной службы администрации муниципального образования "Новосергиевский район Оренбургской области", утвержденного постановлением главы администрации района от (дата) N
Из личного дела муниципального служащего А. следует, что он имеет диплом о средне-специальном образовании *** техникума N по специальности " ***".
Диплом о высшем профессиональном образовании в личном деле А. отсутствует.
Согласно имеющейся в материалах дела справке НОУ *** (филиал в г. ***) от (дата) N, А. является студентом N курса направления " ***" в (дата) учебном году.
Удовлетворяя требования прокурора, суд пришел к правильному выводу о том, что, гражданам, претендующим на замещение высших должностей муниципальной службы необходимо наличие высшего профессионального образования.
В связи с тем, что уровень профессионального образования А. не отвечает установленным действующим законодательством о муниципальной службе квалификационным требованиям, суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию муниципального образования "Новосергиевский район Оренбургской области" указанные в решении суда обязанности по устранению допущенных нарушений законодательства о муниципальной службе.
Доводы стороны ответчика о том, что необходимо учитывать соответствие уровня квалификации А. той деятельности, которую он осуществлял по замещаемой им должности муниципального служащего, обучение в высшем учебном заведении и в дальнейшем получение высшего образования, по указанным выше основаниям не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.
Довод автора апелляционной жалобы о заключении с А. трудового договора и назначении его на должность *** с (дата) со ссылкой на то, что в тот момент Федеральный закон от 02.03.3007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", содержащий нормы о квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы, не действовал, отвергается судебной коллегией как несостоятельный.
Трудовой договор, заключенный А. и администрацией Новосергиевского района в лице главы (дата) носил срочный характер и прекратил свое действие. А. в связи с *** неоднократно переназначался на занимаемую им ранее должность ***.
При назначении на должность распоряжением главы Новосергиевского района от (дата) N А. по уровню своего профессионального образования не отвечал требованиям, предъявляемым законом к лицу, занимающему указанную должность муниципальной службы. Отсутствие соответствующего образования исключает возможность продолжения А. работы в должности ***.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения жалобы по её доводам не имеется.
Руководствуясь положениями ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 17 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Новосергиевский район Оренбургской области" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.