Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.
судей Имамовой Р.А., Кудряшова В.К.
при секретаре Рассейно Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Оренбурга на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 19 ноября 2014 года по делу по иску прокурора города Оренбурга в интересах Меньшаковой У.О. к администрации города Оренбурга об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью.
Заслушав доклад судьи Морозовой Л.В., объяснения представителя ответчика администрации г.Оренбурга Азямову О.П., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Христич Т.В., истца Меньшакову У.О., просивших решение суда оставить без изменения, и судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Оренбурга обратился в суд в интересах Меньшаковой У.О., указав в обоснование, что Меньшакова У.О. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Меньшакова У.О. включена в список граждан, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда. Несмотря на то, что Меньшакова У.О. достигла 18-тилетнего возраста, окончила образовательное учреждение, не имеет жилья в собственности либо иного закрепленного жилья, ответчик не выполняет требования закона о предоставлении Меньшаковой У.О. жилого помещения на основании договора специализированного найма. Просил суд обязать администрацию города Оренбурга предоставить Меньшаковой У.О. за счет расходных обязательств субъекта РФ - Оренбургской области, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в пределах территории МО "город Оренбург" не ниже установленных норм предоставления жилой площади в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание истец Меньшакова У.О., представитель прокуратуры г.Оренбурга, не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили,
Представитель третьих лиц: представители Министерства социального развития Оренбургской области и Правительства Оренбургской области, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в письменном отзыве просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель администрации города Оренбурга Азямова О.П., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.
Решением суда исковые требования прокурора города Оренбурга, действующего в интересах Меньшаковой У.О., удовлетворены. Суд обязал администрацию г. Оренбурга предоставить Меньшаковой У.О. за счет расходных обязательств субъекта РФ - Оренбургской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в пределах территории муниципального образования город Оренбург не ниже установленных норм предоставления жилой площади в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе администрация г. Оренбурга просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что при вынесении решения судом неверно истолкован закон, регулирующий спорные правоотношения, внеочередное предоставление жилья Меньшаковой У.О. нарушит принцип равенства всех перед законом и судом, кроме того, действующим законодательством внеочередной порядок предоставления жилого помещения не предусмотрен.
В возражениях на жалобу прокурор г. Оренбурга просит оставить решение суда без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с нормами ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Меньшакова У.О. родилась (дата), что подтверждается свидетельством о рождении от (дата). Ее родителями указаны: М. - отец и Н. - мать.
Решением Саракташского районного суда Оренбургской области от (дата) г., М. признан безвестно отсутствующим.
Решением Саракташского районного суда Оренбургской области от (дата). Н. также признана безвестно отсутствующей.
Распоряжением Главы Саракташского района N от (дата) Меньшакова У.О. была направлена в Петровский детский дом на полное государственное обеспечение.
Меньшакова У.О. 23 июня 2009 года окончила обучение в ГОУ НПО " ***", впоследствии 16 июня 2014 года Меньшакова У.О. окончила обучение в ФГБОУ ВПО " ***", с присвоением квалификации " ***".
Меньшакова У.О. состоит в списке подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа по МО "город Оренбург" под номером 409.
Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N от 23 сентября 2014 года и справки ГУП "ОЦИОН" от 30 июля 2012 года следует, что права на объекты недвижимого имущества за Меньшаковой У.О.
Согласно справок администрации Черноотрожского сельсовета N 1516 от 30.07.2014 г. и Саракташского отдела образования от 30.07.2014 г., за Меньшаковой У.О. жилое помещение не закреплялось, собственного жилья не имеет, в приватизации не участвовала.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (введена Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу п.3 вышеуказанного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии с ч.2 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389 (в редакции Закона Оренбургской области от 13.12.2013 N 1991/579-V-ОЗ) "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям ст. 2, 19.1 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 года N 1347/285-IV-ОЗ (введена Законом Оренбургской области от 18.03.2013 N 1420/408-V-ОЗ) "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются однократно в виде жилых домов, квартир по договорам найма специализированных жилых помещений.
Данные жилые помещения должны быть благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, соответствовать санитарным и техническим требованиям.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Меньшакова У.О. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, состоит на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, жилым помещением не обеспечена.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных норм права, суд пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований и возложении на администрацию г. Оренбурга обязанности обеспечить Меньшакову У.О. жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений.
Доводы апелляционной жалобы о том, что включение в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке очередности по соответствующему муниципальному образованию в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере образования решения о включении в Список, что законодательством РФ не предусмотрен внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями данной категорий лиц, а также, что при предоставлении жилого помещения Меньшаковой У.О. в настоящее время нарушатся интересы граждан, чьи права на обеспечение жильем возникли ранее, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку в соответствии с приведенными положениями законодательства, указанным лицам жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования. Соответственно, после завершения обучение в образовательном учреждении Меньшаковой У.О. у органа местного самоуправления в силу закона возникла обязанность по обеспечению ее специализированным жилым помещением.
Доводы апелляционной жалобы о недостаточности материального и финансового обеспечения, не являются основанием для отказа в предоставлении жилого помещения.
Иных доводов, опровергающих выводы суда апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 19 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.