Президиум Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Чаркина С.А.,
членов президиума Сарницкого С.Н., Зарубина А.В., Касьяна В.М., Свиридовой Ю.В., Соловьевой Н.А.,
при секретаре Чугуновой М.В.
на основании определения судьи Волгоградского областного суда Беляк С.И. от 22 января 2015 года о передаче кассационной жалобы с гражданским делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции и
по докладу судьи Волгоградского областного суда Беляк С.И.,
рассмотрев в судебном заседании по поступившей 18 ноября 2014 года кассационной жалобе представителя Военного комиссариата Волгоградской области по доверенности - Плотициной О.К. на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 25 июня 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 26 сентября 2014 года дело по иску Пикалова А.С. к Военному комиссариату Волгоградской области об установлении ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью,
УСТАНОВИЛ:
Пикалов А.С. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Волгоградской области об установлении размера и взыскании ежемесячной выплаты суммы возмещения вреда здоровью, сославшись на то, что является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ему установлена группа инвалидности в связи с исполнением обязанностей военной службы при ликвидации указанных последствий, назначены выплаты возмещения вреда здоровью в твердой денежной сумме с ее последующей индексацией. Указывая на нарушение ответчиком его права на возмещение вреда здоровью в полном объеме и ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлениях от 20 декабря 2010 года N 21-П и от 7 ноября 2012 года N 24-П, согласно которой ежемесячная сумма возмещения вреда подлежит назначению исходя из денежного довольствия, действующего на день выплаты, с последующей индексацией, просил суд обязать ответчика установить и выплачивать ему с 1 апреля 2014 года бессрочно ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью исходя из размера денежного довольствия военнослужащего, установленного на 01 января 2014 года, с учетом степени утраты его профессиональной трудоспособности, в размере " ... " рублей с последующей индексацией указанной суммы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 25 июня 2014 года исковые требования Пикалова А.С. удовлетворены частично. На Военный комиссариат Волгоградской области возложена обязанность установить и выплачивать Пикалову А.С. за счет средств федерального бюджета, начиная с 01 апреля 2014 года, бессрочно ежемесячную денежную компенсационную выплату в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере " ... " рубль с последующей индексацией указанной суммы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В пользу истца с ответчика взысканы судебные расходы на оплату услуг адвоката в сумме " ... " рублей и расходы по нотариальному оформлению доверенности в размере " ... " рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 26 сентября 2014 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем Военного комиссариата Волгоградской области по доверенности - Плотициной О.К. ставится вопрос об отмене или изменении состоявшихся по данному делу судебных постановлений в части размера причитающейся к установлению и выплате Пикалову А.С. ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда здоровью как вынесенных с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Дело, истребованное судьей Волгоградского областного суда 20 ноября 2014 года, поступило в областной суд 26 ноября 2014 года.
Определением судьи Волгоградского областного суда от 22 января 2015 года
указанная кассационная жалоба передана с делом для рассмотрения в судебном заседании президиума Волгоградского областного суда.
Пикалов А.С., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем президиум Волгоградского областного суда находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие на основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, выслушав поддержавших кассационную жалобу представителей Военного комиссариата Волгоградской области Кошарного К.Л. и Плотицину О.К., возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы представителя Пикалова А.С. - Ищенко М.Э., обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, президиум приходит к следующему.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Россий-
ской Федерации основанием для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении данного дела такого характера нарушения судами были допущены.
Так, право на получение ежемесячной суммы возмещения вреда, причиненного здоровью радиационным воздействием, впервые было установлено пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ, введенной в действие со 2 марта 1996 года.
Согласно данной норме инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС, гарантируются возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемой в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты населения или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Федеральный закон от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ) гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного Федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ
признана Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 21-П не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в ней положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2012 года N 24-П часть 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 42, 46 (часть 1), 53 и 125 (части 4 и 6), в той мере, в какой содержащиеся в ней положения - в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 21-П, сохраняющем силу, - служат основанием для отказа в назначении инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающим пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).
Поскольку в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 21-П не содержится никаких оговорок, предусматривающих особый порядок его исполнения, в связи с чем сформулированная в нем правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, раскрывающая конституционно-правовой смысл части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в силу статьи 125 (часть 6) Конституции Российской Федерации и части пятой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" подлежит учету правоприменительными органами с момента провозглашения данного Постановления, то есть с 20 декабря 2010 года.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Пикалов А.С. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ему установлена " ... " группа инвалидности с процентом утраты профессиональной трудоспособности 100% бессрочно в связи с исполнением обязанностей военной службы при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Истцу с 2001 года установлена и выплачивается ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью исходя из твердой денежной суммы с последующей индексацией, произведенной, в том числе, на основании вступившего в законную силу решения Центрального районного суда г. Волгограда от 22 июля 2008 года.
В ноябре 2002 года на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 года N 455 "Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской АЭС" (далее - Постановление от 8 июня 2001 года N 455) Пикалову А.С. за период с 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года была произведена выплата недополученной денежной компенсации исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, с учетом степени утраты трудоспособности.
Письмом ответчика от 25 апреля 2013 года в удовлетворении заявления о перерасчете суммы возмещения вреда здоровью исходя из денежного довольствия Пикалову А.С. отказано.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами материального права и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, пришел к правильному выводу о наличии у истца права на назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности.
При этом, определяя размер указанной ежемесячной компенсации, суд первой инстанции исчислил его исходя из денежного довольствия, установленного на 1 ноября 2002 года (день выплаты Пикалову А.С. недополученной денежной компенсации за период с 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001года), с учетом индексации за период с 1 января 2003 года по 31 марта 2014 года исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем в силу положений, содержащихся в пункте 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 года N 455, денежное довольствие, учитываемое при определении размера денежной компенсации, принимается в размере, действующем на день выплаты. Поскольку право на перерасчет ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью признано Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 21-П с 20 декабря 2010 года, то размер денежной компенсации необходимо исчислять исходя из размера денежного довольствия, установленного на указанную дату.
При этом в силу статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" индексация размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью должна производиться на коэффициент инфляции на соответствующий год, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации об индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Рассматривая дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата Волгоградской области, судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда, ссылаясь на приведенные выше Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 21-П и от 7 ноября 2012 года N 24-П, пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 года N 455, статью 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 и указывая на то, что подлежащая выплате истцу денежная компенсация в возмещение вреда здоровью подлежит исчислению исходя из размера денежного довольствия, установленного на 20 декабря 2010 года с последующей индексацией, в нарушение требований статей 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции оставила без изменения.
Кроме того, при проверке расчета размера ежемесячной компенсации суд апелляционной инстанции в нарушение приведенных выше норм материального права фактически исходил из размера не денежного довольствия, а пенсии, выплачиваемой истцу по состоянию на 20 декабря 2010 года.
В связи с тем, что указанные являющиеся существенными нарушения норм материального и процессуального права привели к неправильному исчислению размера подлежащей выплате истцу ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью, и без их устранения невозможны восстановление и защита публичных интересов, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 26 сентября 2014 года подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует правильно и в соответствии с требованиями закона установить размер денежного довольствия, исходя из которого с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности и последующей индексации исчислить размер подлежащей начислению и выплате истцу с указанной им в исковом заявлении даты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 26 сентября 2014 года по делу по иску Пикалова А.С. к Военному комиссариату Волгоградской области об установлении ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда.
Председательствующий: подпись С.А. Чаркин
Верно:
судья Волгоградского областного суда С.И. Беляк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.