Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 26 февраля 2015 г. по делу N 33-62/2015
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: судьи -председательствующего Гордиенко Ю.А., судей Дуняшина О.О. и Антонова А.Г., при секретаре Кузнецовой А.С. рассмотрел в открытом судебном заседании материалы по частной жалобе представителя начальника Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования Военный учебно-научный центр Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее - ВУНЦ СВ "Общевойсковая академия ВС РФ") З. на определение судьи Кяхтинского гарнизонного военного суда от 13 января 2015 года об оставлении без движения искового заявления ВУНЦ СВ "Общевойсковая академия ВС РФ" к бывшему курсанту названного учебного заведения Цыбденову Д.А. о взыскании с него денежных средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку в военном образовательном учреждении профессионального образования.
Заслушав доклад судьи Антонова А.Г., изложившего обстоятельства дела и доводы частной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
начальник ВУНЦ СВ "Общевойсковая академия ВС РФ" посредством своего представителя по доверенности Е. обратился в суд с иском к бывшему курсанту названного учебного заведения Цыбденову Д.А. о взыскании с него денежных средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку в военном образовательном учреждении профессионального образования.
Определением судьи Кяхтинского гарнизонного военного суда от 13 января 2015 года исковое заявление оставлено без движения, как несоответствующее требованиям ст. 132 ГПК РФ в связи с отсутствием документа, подтверждающего уплату государственной пошлины. При этом истцу предоставлен срок до 2 февраля 2015 года для устранения указанных в определении недостатков.
В частной жалобе представитель начальника ВУНЦ СВ "Общевойсковая академия ВС РФ" по доверенности - З., не соглашаясь с определением судьи Кяхтинского гарнизонного военного суда от 13 января 2015 года, просит его отменить и обязать Кяхтинский гарнизонный военный суд принять исковое заявление к производству.
В обоснование автор жалобы указывает на то, что в соответствии с п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам и освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.16 НК РФ.
При этом, ссылаясь на п. 1 Указа Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", в соответствии с которым Министерство обороны Российской Федерации, а также его органы, являются федеральным органом исполнительной власти, и п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), полагает, что ВУНЦ СВ "Общевойсковая академия ВС РФ" должно быть освобождено от уплаты государственной пошлины.
Проверив материалы, обсудив доводы, изложенные в частной жалобе, окружной военный суд приходит к следующему.
Статья 132 ГПК РФ предусматривает, что при подаче искового заявления к нему прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Из ч. 1 ст. 136 ГПК РФ следует, что судья, установив, что исковое заявление подано в суд без соблюдения требований, предусмотренных ст. 131 и 132 ГПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает лицо, подавшее заявление, и предоставляет ему разумный срок для исправления недостатков.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 88 и ст. 89 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины при рассмотрении гражданских дел, случаи и порядок предоставления льгот по уплате государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах, то есть Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 200001 рубля до 1000000 рублей в размере 5200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200000 рублей.
Таким образом, уплата государственной пошлины при подаче искового заявления по делам данной категории является обязательным условием, в связи с чем документ, подтверждающий ее уплату, должен быть приложен к исковому заявлению.
В силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются от уплаты государственной пошлины государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.
Согласно положениями ст. 10 Конституции Российской Федерации, органы законодательной, исполнительной и судебной власти являются органами государственной власти Российской Федерации.
На основании п. 1 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 (далее - Положение), данное Министерство отнесено к федеральным органам исполнительной власти, в структуру которого входят центральные органы военного управления и иные подразделения. Минобороны России, являясь органом управления Вооруженными Силами РФ, осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств и Федерального агентства специального строительства (далее - подведомственные Минобороны России федеральные органы исполнительной власти). Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные (военные комиссариаты) органы (пункты 1, 2, 5 Положения).
В силу приведенных правовых норм Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, то есть государственным органом, которое обладает налоговыми льготами, предусмотренными пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, и координирует деятельность подведомственных ему других, перечисленных в Положении, федеральных органов исполнительной власти - федеральных служб и агентств, перечень которых является исчерпывающим.
Как указано в п. 4 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства.
В соответствии с п. 2 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны государства в федеральных государственных военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 15 сентября 2014 года N 670, основным видом деятельности военно-учебных заведений является образовательная деятельность по реализации основных профессиональных образовательных программ.
Согласно ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ казенными учреждениями признаются государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
При таких обстоятельствах вывод судьи первой инстанции о том, что Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования ВУНЦ СВ "Общевойсковая академия ВС РФ", являясь государственным учреждением, не является государственным органом и поэтому не может обладать налоговыми льготами, предусмотренными законодательством для государственного органа, является верным не согласиться с которым у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Таким образом, поскольку со стороны ВУНЦ СВ "Общевойсковая академия ВС РФ" обязанность по уплате государственной пошлины при подаче иска в суд не была выполнена, то обжалуемое определение является законным, а приведенные в частной жалобе доводы несостоятельными.
Руководствуясь ст. 333 и п. 1 статьи 334 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение судьи Кяхтинского гарнизонного военного суда от 13 января 2015 года об оставлении без движения искового заявления начальника Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования Военный учебно-научный центр Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" оставить без изменения, а частную жалобу представителя начальника этого же военного образовательного учреждения З. - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.