Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:
председательствующего: Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда: Ершовой Л.А., Иволгиной Н.В.,
при секретаре: Матюхиной К.В.,
рассмотрела в судебном заседании 18 февраля 2015 года дело по апелляционной жалобе Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Омского районного суда Омской области от 21 ноября 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования Дорошкиной Н. В. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации Омского муниципального района Омской области от 02 июня 2014 года N N " ... " в предоставлении в собственность бесплатно Забабуриной (Дорошкиной) Н. В. земельного участка N N " ... ", расположенного в СНТ " " ... "" филиал N N " ... ".
Возложить на Администрацию Омского муниципального района Омской области обязанность рассмотреть заявление Дорошкиной (Забабуриной) Н. В. от 29.04.2014 г. о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка N N " ... " расположенного в СНТ " " ... "" филиал N N " ... ", и принять по нему решение в соответствии с требованиями ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения представителя Дорошкиной Н.В. - Мальцева К.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Представитель Дорошкиной Н.В. - Мальцев К.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, ссылаясь на то, что 02.06.2014 Администрацией Омского муниципального района Омской области Омской области Дорошкиной Н.В. было отказано в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью " ... " кв.м., расположенного: " ... ", СНТ " " ... "", участок " ... ", филиал N N " ... ", со ссылкой на то, что юридическое лицо СНТ " " ... "" филиал N N " ... " в настоящее время не имеет надлежащим образом оформленных документов о выделении данному лицу земельного участка в порядке, установленном ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан".
Считает данный отказ незаконным.
Дорошкина Н.В. является членом СНТ " " ... "", что подтверждается членской книжкой и заключением правления СНТ, пользуется земельным участком общей площадью " ... " кв.м., расположенным в СНТ " " ... "".
Постановлением Главы Администрации Омского района от " ... "1994 N N " ... " утверждены проекты организации и застройки территории сада СТ " " ... "", учредителем которого является АО " " ... "". При изучении вышеуказанного проекта усматривается, что земельный ресурс, отведенный СНТ " " ... "", разделяется проезжей частью, тем самым условно образуя две половины, которые отмечены на утвержденном плане филиалом N " ... " и филиалом N " ... ".
Таким образом, проектом предусматривались дополнительные наименования обеих частей отведенной земли СНТ " " ... "" Из анализа сведений, содержащихся в выписке Единого государственного реестра юридических лиц от 08.04.2014 следует, что СНТ " " ... "" не имеет зарегистрированных обособленно выделенных подразделений и филиалов.
Просил признать незаконным отказ Администрации Омского муниципального района Омской области от 02.06.2014 в предоставлении в собственность Дорошкиной Н.В. земельного участка; обязать Администрацию передать в собственность Дорошкиной Н.В. земельный участок общей площадью " ... " кв.м, расположенный по адресу: " ... " СНТ " " ... "", участок N N " ... ", филиал N N " ... ".
Дорошкина Н.В., представитель СНТ " " ... "" в судебном заседании участия не принимали.
В судебном заседании представитель Дорошкиной Н.В. - Мальцев К. А. заявленные требования уточнил, просил признать незаконным отказ Администрации Омского муниципального района Омской области от 02.06.2014 в предоставлении в собственность бесплатно Дорошкиной Н.В. земельного участка N N " ... ", расположенного в СНТ " " ... "" филиал N N " ... "; обязать Администрацию рассмотреть заявление Дорошкиной Н.В. от 29.04.2014 о предоставлении в собственность бесплатно указанного земельного участка и принять по нему решение в соответствии с требованиями ст.28 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Представитель Администрации Омского муниципального района Омской области Тодышев А.П. в судебном заседании заявленные требования не признал. Пояснил, что по результатам правовой экспертизы поступившего от Дорошкиной Н.В. заявления и представленных ею документов было установлено, что не имеется необходимого комплекта документов о предоставлении участка в СНТ " " ... "". Оспариваемым письмом они указали на отсутствие необходимых документов.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация Омского муниципального района Омской области просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что правовых оснований для предоставления в собственность Дорошкиной Н.В. спорного земельного участка у них не было, поскольку из сообщения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области следует, что спорный земельный участок не сформирован и в государственном кадастре недвижимости не учтен. Доказательств того, что данный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, Дорошкиной Н.В. не представлено.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Дорошкиной Н.В. - Мальцев К. А просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В силу ст.254 ГПК РФ гражданин вправе обжаловать решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Статья 8 ГК РФ устанавливает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статьей 15 ЗК РФ определено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с п.2 ст.81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается данным Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории Российской Федерации, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам.
Согласно ст.8 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке.
Статьей 18 указанного Федерального закона установлено, что членами садоводческого некоммерческого товарищества могут быть граждане, имеющие земельные участки в границах такого товарищества.
Согласно положениям ст.13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления.
Пунктом 4 статьи 28 названного Федерального закона установлено, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу этого Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.
К данному заявлению прилагаются следующие документы:
описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает:
сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя);
сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении. Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность (ч.6 ст.28 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").
Из материалов дела следует, что Дорошкина (Забабурина) Н.В. является членом СНТ " " ... "" с 2004 года на основании протокола общего собрания N N " ... " от " ... "2004. " ... "2004 ей была выдана членская книжка садовода, в пользование был передан земельный участок N N " ... ", улиц/аллея - " ... ", размер садового участка " ... " кв.м, сведения о котором внесены в членскую книжку (т. " ... " л.д. " ... ").
Согласно заключению от 24.04.2014, выданному Дорошкиной (Забабуриной) Н.В. председателем правления СНТ " " ... "" " ... " заявительница является членом СНТ " " ... ""; за ней действительно закреплен земельный участок N N " ... " Филиал N N " ... " площадью " ... " кв.м; данный земельный участок расположен в границах земельного участка, предоставленного СНТ " " ... "" согласно постановлению Главы Омского районного самоуправления N N " ... " от " ... "1994 (т. " ... " л.д. " ... ").
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 18.02.2015 СНТ " " ... "" является действующей организацией, председателем которой с 30.04.2013 является " ... ".
29.04.2014 Дорошкина (Забабурина) Н.В. (в лице представителя " ... ") обратилась с заявлением на имя главы Омского муниципального района о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка N N " ... " Филиал N N " ... " площадью " ... " кв.м. в границах СНТ " " ... "" (т. " ... " л.д. " ... ").
Согласно ответу Администрации Омского муниципального района Омской области от 02.06.2014, заявительнице отказано в предоставлении земельного участка в собственность, в связи с тем, что юридическое лицо СНТ " " ... "" филиал N N " ... " в настоящее время не имеет надлежащим образом оформленных документов о выделении данному юридическому лицу земельного участка в порядке, установленном ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Предоставление земельных участков, составляющих территорию СНТ " " ... "" филиал N N " ... " возможно исключительно при условии предоставления председателем правления исчерпывающих документов, подтверждающих выделение земельных участков, составляющих территорию СНТ " " ... "" (т. " ... " л.д. " ... ").
Судом установлено, что на основании государственного акта на право пользование землей от " ... "1985, выданного исполнительным комитетом Омского районного (городского) Совета народных депутатов, за ордена " " ... "" теплично-парниковым комбинатом закреплено в бессрочное и бесплатное пользование " ... " га земли в границах согласно плану землепользования для коллективного садоводства (т. " ... " л.д. " ... ").
Решением Исполнительного комитета Омского районного Совета народных депутатов N N " ... " от " ... "1989 совхозу " " ... "" был отведен земельный участок площадью " ... " га для коллективного садоводства (т. " ... " л.д. " ... ").
Согласно решению Исполнительного комитета Омского районного Совета народных депутатов N N " ... " от " ... "1990 из состава земель совхоза " " ... "" изъят и отведен рабочим и служащим совхоза " " ... "" под коллективное садоводство земельный участок площадью " ... " га (т. " ... " л.д. " ... ").
Решением Исполнительного комитета Омского районного Совета народных депутатов N N " ... " от " ... "1991 совхозу " " ... "" для коллективного садоводства отведен земельный участок площадью " ... " га (т. " ... " л.д. " ... ").
" ... "1992 на основании постановления Главы Администрации Омского района N N " ... " из состава земель совхоза " " ... "" изъят и отведен данному совхозу для коллективного садоводства земельный участок площадью " ... " га (т. " ... " л.д. " ... ").
Постановлением Главы Администрации Омского района Омской области N N " ... " от " ... "1994 утвержден проект организации и застройки территории СТ " " ... "", из которого следует, что в составе проекта СТ " " ... "" предусмотрены Филиал " ... " и Филиал " ... ", согласованы и утверждены схема расположения земельных участков и их номера, в том числе спорный участок N N " ... " в Филиале N " ... " (т. " ... " л.д. " ... ").
Из постановления главы районного самоуправления Администрации Омского района N N " ... " от " ... "1999 следует, что во изменение решений Омского районного Совета народных депутатов N N " ... " от " ... "1989, N N " ... " от " ... "1990, N N " ... " от " ... "1991, постановления главы администрации Омского района N N " ... " от " ... "1992, изъята часть земельного участка площадью " ... " га из общей площади " ... " га, предоставленной СТ " " ... "" для садоводства, и передан АО " " ... "" в пользование земельный участок площадью " ... " га (пастбищ) для сельскохозяйственного использования (т. " ... " л.д. " ... ").
Протоколом общего собрания членов СНТ " " ... "" N N " ... " от " ... "2000 утвержден устав СНТ, зарегистрированный в Управлении Министерства юстиции РФ по Омской области " ... "2002.
Согласно п.1 ст.6, ст.7 Устава СНТ " " ... "" создано на основании решения граждан путем реорганизации СТ " " ... "" в СНТ " " ... "". СНТ " " ... "" является правопреемником СТ " " ... "", зарегистрированного Администрацией Омского района " ... "1991, регистрационный номер N " ... " (т. " ... " л.д. " ... ").
Из копии кадастрового паспорта земельного участка N N " ... " от 23.10.2014 следует, что земельный участок с кадастровым номером N " ... ", учтен в государственном кадастре недвижимости " ... "2007, имеет местоположение: " ... ", СНТ " " ... "", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для садоводства, площадь участка составляет " ... " кв.м (т. " ... " л.д. " ... ").
Таким образом, надлежащий отвод земель СНТ " " ... "" подтверждается имеющимися в материалах дела документами.
Факт того, что земельный участок N N " ... " Филиал N N " ... " находится в границах землеотвода СНТ также подтверждается материалами дела.
Перечень документов, установленный ч.4 ст.28 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", предоставление которых является необходимым при реализации гражданином, являющимся членом некоммерческого объединения, права на бесплатное приобретение в собственность земельного участка, является исчерпывающим и предоставление каких-либо других документов указанным Федеральным законом не предусмотрено.
Как указывалось выше, на основании абз.2 п.6 ст. 28 Федерального закона N 66-ФЗ единственным основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
То обстоятельство, что в Администрации Омского муниципального района Омской области отсутствуют документы о выделении СНТ " " ... "" филиал N N " ... " земельного участка в порядке, установленном ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", не могло являться основанием для отказа заявительнице в предоставлении в собственность земельного участка, поскольку в данном случае такое обстоятельство не предусмотрено законом в качестве основания для отказа.
В силу требований закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления земельного участка, составляющего территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в необходимых случаях обязан самостоятельно истребовать сведения, в том числе, о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что Администрация Омского муниципального района Омской области незаконно отказала заявительнице в предоставлении земельного участка, требуя дополнительно документы, не предусмотренные действующим законодательством РФ.
При отказе Дорошкиной Н.В. в предоставлении земельного участка Администрация Омского муниципального района Омской области на наличие каких-либо иных оснований, препятствовавших предоставлению данного участка в собственность, не ссылалась.
Кроме того, судом установлено, что Дорошкина Н.В. не являлась первым заявителем из числа членов СНТ " " ... "" по вопросу бесплатного предоставления земельного участка в собственность, и ранее Администрация Омского муниципального района принимала решения о предоставлении в собственность земельных участков, расположенных в границах данного СНТ.
Таким образом, компетентный орган при рассмотрении вопроса о предоставлении указанного земельного участка не реализовал свои полномочия и не выполнил соответствующие обязанности по соблюдению процедуры предоставления земли.
Согласно абз.2 п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного ч.1 ст.12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости возложения на Администрацию Омского муниципального района Омской области обязанности рассмотреть заявление Дорошкиной (Забабуриной) Н.В. в соответствии с требованиями ст.28 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Ссылки в апелляционной жалобе на отсутствие оснований для предоставления в собственность Дорошкиной Н.В. спорного земельного участка в связи с тем, что спорный земельный участок не сформирован и в государственном кадастре недвижимости не учтен, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку заявление Дорошкиной (Забабуриной) Н.В. в соответствии с требованиями ст.28 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" фактически рассмотрено не было.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционные жалобы не содержат доводов, опровергающих выводы суда.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Омского районного суда Омской области от 21 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Омского муниципального района Омской области - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.