Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:
председательствующего: Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда: Ершовой Л.А., Иволгиной Н.В.,
при секретаре: Матюхиной К.В.,
рассмотрела в судебном заседании 18 февраля 2015 года дело по апелляционной жалобе представителя Красовского Ю.Л. - Колесниковой О.В. на решение Центрального районного суда г. Омска от 18 декабря 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Красовскому Ю. Л. отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения Красовского Ю.Л. и его представителя Колесниковой О.В., пояснения представителя ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ Диденко Л.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Представитель Красовского Ю.Л. - Колесникова О.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений, ссылаясь на то, что 30.09.2014 ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (Омское отделение) вынесено решение о снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений Красовского Ю.Л. на основании пп.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В решении указано, что " ... "1988 Красовскому Ю.Л. на состав семьи из 3-х человек: он, супруга и дочь, по установленной норме было предоставлено жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: " ... ".
" ... "1999 на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации указанная квартира передана в общую долевую собственность: " ... ", " ... " и " ... ". Красовский Ю.Л. от приватизации отказался. 10.07.2001 указанное жилое помещение продано.
" ... "2001 на основании решения Центрального районного суда г.Омска брак между Красовским Ю.Л. и " ... " был расторгнут.
" ... "2005 Красовский Ю.Л. повторно признан нуждающимся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма на состав семьи из 1 человека.
Поскольку Красовский Ю.Л. распорядился полученным ранее по установленным нормам жилым помещением и не мог сдать его в установленном порядке, то не имел права требовать повторного обеспечения жилым помещением по договору социального найма.
Считает указанное решение незаконным, поскольку 31.10.2011 согласно выписки из Приказа командира войсковой части " ... " подполковник Красовский Ю.Л. с 06.11.2011 исключен из списков личного состава части с оставлением в списках очередников на получение (улучшение) жилой площади по установленным нормам.
То есть на момент увольнения из Вооруженных Сил РФ Красовский Ю.Л. не был обеспечен Министерством обороны РФ жилой площадью по нормам предоставления жилых помещений.
" ... "2005 в соответствии с выпиской из Протокола заседания жилищной комиссии войсковой части " ... " и нормами действующими в тот период времени, приказом Министра обороны РФ от " ... "2005 Красовский Ю.Л. был включен в списки очередников на получение жилой площади составом семьи 1 человек. При этом, Красовский Ю.Л. включен в списки очередников в соответствии с разрешением от " ... "2005, полученным на основании ходатайства от " ... "2004.
29.09.2010 согласно выписке из протокола жилищной комиссии Красовскому Ю.Л. была выделана отдельная " ... " квартира по адресу: " ... ", на состав семьи - он, супруга " ... ", дочь " ... "., сын " ... " с оставлением на очереди на улучшение жилищных условий до получения государственного жилищного сертификата. В июне 2013 года Красовским Ю.Л. поданы дополнительные сведения об изменении состава семьи в связи с рождением еще одного ребенка.
Таким образом, Красовский Ю.Л. в 2005 году обоснованно признан нуждающимся в улучшении жилищных условий уполномоченным органом и сохраняет право состоять на данном учете до получения жилого помещения по договору социального найма.
С учетом уточнения заявленных требований просила признать незаконным решение ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (Омское отделение) от 30.09.2014 о снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений Красовского Ю.Л.; возложить на ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (Омское отделение) обязанность восстановить нарушенное право в виде восстановления в очереди на получение жилья Красовского Ю.Л. и членов семьи: супруги " ... ", дочери " ... ", сыновей - " ... ", " ... ", и при предоставлении жилья учесть ранее предоставленную площадь в размере " ... " доли квартиры, расположенной по адресу: г " ... ", общей площадью " ... " кв.м.
В судебном заседании Красовский Ю.Л. и его представитель Колесникова О.В. уточненные требования поддержали.
Начальник Омского отделения ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ Диденко Л.Н. в судебном заседании требования Красовского Ю.Л. не признала, указав, что должностные лица жилищной комиссии войсковой части " ... " гарнизона действовали неправомерно, поскольку признать Красовского Ю.Л. нуждающимся в жилом помещении невозможно при том, что он ранее предоставленное ему жилое помещение не сдал. Действующее законодательство не предусматривает право военнослужащего обеспечиваться жильем неоднократно.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Красовского Ю.Л. - Колесникова О.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на те же доводы, что приводились и в обоснование поданного заявления. Дополнительно указывает, что ссылки суда на то, что Красовским Ю.Л. не была сдана ранее предоставленная квартира являются необоснованными, поскольку в образце справки о сдаче жилого помещения помимо сведений о сдаче жилья допускаются иные формулировки, в том числе: "не сдал", "приватизировал", "оставил родственникам". Кроме того, Красовскому Ю.Л. по договору социального найма была предоставлена квартира по адресу: " ... ", чему не дана оценка судом. В решении суда не нашел отражения тот факт, что согласно договора приватизации жилая площадь квартиры " ... " была уменьшена за счет возведения кладовой и увеличения коридора, и фактически на момент приватизации жилая площадь данной квартиры составила " ... " кв.м. По состоянию на " ... "2005 Красовский Ю.Л. не был обеспечен учетной нормой жилья, установленной законодательством. Ни протокол от 11.02.2005 о постановке на очередь Красовского Ю.Л., ни протокол от 29.09.2010 не были отменены. Доказательств наличия неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет и явившихся основанием принятия решения о снятии Красовского Ю.Л. с учета отсутствуют. Из содержания решения от 30.09.2014 не усматривается какие конкретно неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, имели место при решении вопроса о принятии на учет.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник Омского отделения (заселения) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ Диденко Л.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Исходя из положений ст.258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
По смыслу ст.59 и п."т" ст.71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем.
О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст.49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пунктом 1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определен в ст.15 указанного Федерального закона, а порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ соответствующей Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 N 80 (действовала до 08.11.2010, с 09.11.2010 действует Приказ Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280).
Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (на дополнительную площадь и т.д.), так и дополнительные обязанности по сдаче ранее полученного жилья.
Согласно п.14 ст.15 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с требованиями ч.4 ст.52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете. Для военнослужащих, согласно п.27 Инструкции, при постановке на учет необходимо подать рапорт с приложением к нему копии справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района, а при получении жилого помещения - представить подлинную справку о действительной сдаче в КЭЧ района жилья, полученного от Министерства обороны РФ.
Согласно разъяснениям Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации от 05.01.2001 N 147/3/4/26 военнослужащие, обеспеченные жилыми помещениями и впоследствии расторгнув брак, могут получить другое жилое помещение, в том числе по месту прохождения военной службы, только в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом военнослужащие, оставляющие жилое помещение бывшим супругам обязаны принять все меры к получению причитающейся части жилой площади, в том числе в судебном порядке путем принудительного обмена, в соответствии с положения ст.68 ЖК РСФСР.
Из анализа положений ст.15 и ст.23 ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, осуществляется путем предоставления жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность, с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормах Федерального закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны РФ обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны РФ по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст.53 ЖК РФ.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном гл.7 ЖК РФ, то есть, по решению органа самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны РФ.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ и абз.3 п.31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации N 80 от 15.02.200 (действовавшей до 08.11.2010), военнослужащие снимаются с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы в случаях выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), послуживших основанием для принятия на учет.
Аналогичное положение о снятии с учета нуждающихся содержится в пп. "е" п. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054.
Из материалов дела следует, что Красовскому Ю.Л. в период прохождения военной службы на основании ордера N N " ... " от " ... "1988 на семью из 3 человек: его, жены " ... ", дочери " ... ", была предоставлена двухкомнатная квартира " ... ", жилой площадью " ... " кв.м (л.д. " ... ").
В списке N " ... " военнослужащих войсковой части " ... ", нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на " ... "1998, Красовский Ю.Л. составом семьи жена и две дочери - " ... " и " ... "., " ... " года рождения, значился под N N " ... ", жилая площадь квартиры " ... " указана как " ... " кв.м (л.д. " ... ").
В 1999 году Красовским Ю.Ю. от Омской КЭЧ получено разрешение на приватизацию указанной квартиры (л.д. " ... ").
На основании заявления от " ... "1999 Красовский Ю.Л. добровольно отказались от участия в приватизации указанного жилого помещения (л.д. " ... ").
" ... "1999 по договору безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации жилое помещение: квартира " ... ", передана в собственность в равных долях по " ... " доли каждой жене заявителя - " ... " и дочерям - " ... ", " ... " года рождения (л.д. " ... ").
Впоследствии на основании договора купли-продажи квартиры от " ... "2001 указанное жилое помещение было продано " ... " (л.д. " ... ").
На основании решения Центрального районного суда г.Омска от " ... "2001 брак между Красовским Ю.Л. и " ... " прекращен.
Решением жилищной комиссии войсковой части " ... " от 11.02.2005 Красовский Ю.Л. - председатель жилищной комиссии войсковой части " ... ", повторно включен в список очередников на получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составом семьи 1 человек (л.д. " ... ").
29.09.2010 по решению жилищной комиссии войсковой части " ... " Красовскому Ю.Л. была выделена " ... " квартира по адресу: " ... ", на состав семьи 4 человека: он, жена " ... "., дочь " ... " сын " ... "., общей площадью " ... " кв.м (л.д. " ... ").
Указанная квартира является муниципальной собственностью, предоставлена Красовскому Ю.Л. на условиях договора социального найма.
Приказом командующего войсками Центрального военного округа от 04.07.2011 N N " ... " Красовский Ю.Л. уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Календарная выслуга в ВС составила " ... " лет " ... " месяца " ... " дня.
Решением ФГКУ "Центррегионжилье" N N " ... " от 30.09.2014 Красовский Ю.Л. снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений, на основании п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ - в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (л.д. " ... ")
Из анализа приведенных выше положений закона следует, что, если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны Российской Федерации по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих".
Красовский Ю.Л. добровольно распорядился выделенным ему Министерством обороны жильем - " ... ", отказавшись от своей доли и участия в приватизации, оставив свою часть жилого помещения бывшей супруге и дочерям, не приняв должных мер к сдаче его соответствующим квартирно-эксплуатационным органам. В связи с этим его последующее обеспечение жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном гл.7 Жилищного кодекса РФ, то есть, по решению органа самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны Российской Федерации
Суд правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, и, придя к правильному выводу о том, что оспариваемое решение Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ N N " ... " от 30.09.2014 о снятии заявителя с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении является законным и обоснованным, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Красовским Ю.Л. требований.
Ссылки представителя Красовского Ю.Л. - Колесниковой О.В. в апелляционной жалобе на то, что Красовскому Ю.Л. по договору социального найма была предоставлена квартира по адресу: " ... ", правового значения для разрешения данного дела не имеет, поскольку оснований для повторного включения Красовского Ю.Л. в список очередников на получение жилого помещения, не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в образце справки о сдаче жилого помещения помимо сведений о сдаче жилья допускаются иные формулировки, в том числе: "не сдал", " приватизировал", "оставил родственникам", не могут быть приняты во внимание, поскольку представление данной справки с одной из формулировок, носит технический характер, а при решении вопроса о принятии военнослужащего на соответствующий учет содержание данного документа подлежит оценке жилищной комиссией воинской части наряду с другими сведениями.
Иные доводы апелляционной жалобы также не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на неверном понимании норм законодательства.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 18 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Красовского Ю.Л. - Колесниковой О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.