Апелляционное определение СК по административным делам Омского областного суда от 18 февраля 2015 г. по делу N 33-1040/2015
Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:
председательствующего: Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда: Ершовой Л.А., Иволгиной Н.В.,
при секретаре: Матюхиной К.В.,
рассмотрела в судебном заседании 18 февраля 2015 года дело по апелляционной жалобе Савина С.С. на решение Октябрьского районного суда г.Омска от 17 декабря 2014 года, которым постановлено:
"Заявление Савина С. С.ча о признании незаконными действий должностного лица ГИБДД УМВД России по г.Омску " ... " оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения представителя УМВД России по г.Омску Барышниковой О.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Савин С.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий инспектора ГИБДД, ссылаясь на то, что 06.09.2014 в отношении него инспектором ДПС ПДПС ГИБДД УМВД России по г.Омску " ... " составлены протоколы об отстранении от управления транспортным средством - мотоциклом " " ... "", государственный регистрационный знак " ... ", и задержании транспортного средства. Мотоцикл был помещен на специализированную стоянку. В отношении него данным инспектором было составлено два протокола об административном правонарушении - по " ... " КоАП РФ ( " ... ") и ч.2 ст.12.37 КоАП РФ (за управление транспортным средством при отсутствии обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства). Постановлениями от 19.09.2014 он признан виновным в совершении указанных правонарушений и подвергнут административным наказаниям в виде штрафов. Решением Кировского районного суда г.Омска от 29.10.2014 постановление по ч.2 ст.12.37 КоАП РФ отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава правонарушения.
Считает действия инспектора незаконными, поскольку основания для задержания транспортного средства отсутствовали, так как он представил инспектору ДПС лицо, имеющее право управления транспортными средствами соответствующей категории, которому мог быть передан мотоцикл. Отсутствие страхового полиса ОСАГО не являлось препятствием для допуска указанного лица к управлению мотоциклом, поскольку от обязанности страхования риска гражданской ответственности владельцев транспортных средств он освобожден в первые 10 дней после покупки транспортного средства, которая имела место накануне задержания - 05.09.2014.
Просил признать незаконными действия инспектора ДПС ПДПС ГИБДД УМВД России по г.Омску " ... " по задержанию и помещению на специализированную стоянку принадлежащего ему мотоцикла " " ... "", государственный регистрационный знак " ... ".
В судебном заседании Савин С.С. заявленные требования поддержал.
Инспектор ДПС ПДПС ГИБДД УМВД России по г.Омску " ... " и представитель УМВД России по г.Омску Барышникова О.Ю. в судебном заседании требования Савина С.С. не признали, указав, что в отношении мотоцикла не была выполнена обязанность страхования риска гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Савин С.С. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что, исходя из системного толкования положений ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в случае передачи управления иному лицу, каждый из владельцев обязан застраховать свою гражданскую ответственность не позднее чем через 10 дней после возникновения права владения транспортным средством и ответственность допущенного лица - незамедлительно после передачи. Поскольку указанное им лицо - " ... ", присутствовавший в месте оформления административного материала в отношении него, имел водительское удостоверение необходимой категории, не относился к числу лиц подлежащих отстранению от управления транспортным средством, был указан им как собственником в качестве лица, которому он намерен передать транспортное средство во владение для его управления, инспектор не вправе был осуществлять задержание мотоцикла и помещение его на специализированную стоянку.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении требований Савина С.С., суд исходил из обоснованности действий инспектора ДПС ПДПС ГИБДД УМВД России по г.Омску " ... " по задержанию принадлежащего Савину С.С. мотоцикла и помещения его на специализированную стоянку.
Между тем с указанным выводом суда согласиться нельзя.
Так, из материалов дела следует, что 05.09.2014 в " ... " часа " ... " минут в районе " ... " произошло дорожно-транспортное происшествие с участием мотоцикла " " ... "", государственный регистрационный знак " ... ", под управлением собственника Савина С.С., и автомобиля " " ... "", государственный регистрационный знак " ... ", под управлением собственника " ... "
Прибывшими на место ДТП инспекторами ДПС было установлено, что Савин С.С. управлял мотоциклом, " ... ", а также в отсутствие полиса обязательного страхования гражданской ответственности.
В отношении Савина С.С. 06.09.2014 инспектором ДПС ПДПС ГИБДД УМВД России по г.Омску " ... " был составлен протокол об административном правонарушении по " ... " КоАП РФ - " ... " и по ч.1 ст.12.37 КоАП РФ - неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует.
После выявления указанных выше обстоятельств Савин С.С. был отстранен от управления транспортным средством, о чем составлен соответствующий протокол.
Также 06.09.2014 инспектором ДПС ПДПС ГИБДД УМВД России по г.Омску составлен протокол о задержании транспортного средства - мотоцикла " " ... "", государственный регистрационный знак " ... ". На основании данного протокола о задержании транспортного средства указанный мотоцикл был перемещен на специализированную автостоянку
Постановлением начальника ОГИБДД УМВД России по г.Омску от 19.09.2014 Савин С.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного " ... " КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере " ... " рублей (л.д. " ... ").
Также постановлением начальника ОГИБДД УМВД России по г.Омску от 19.09.2014 Савин С.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.37 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере " ... " рублей (л.д. " ... ").
Решением Кировского районного суда г.Омска от 29.10.2014 постановление начальника ОГИБДД УМВД России по г.Омску от 19.09.2014 отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава правонарушения.
Савин С.С., оспаривая действия инспектора ДПС ПДПС ГИБДД УМВД России по г.Омску " ... " по задержанию и помещению на специализированную стоянку принадлежащего ему мотоцикла, ссылался на отсутствие оснований для такого задержания ввиду устранения причин его задержания на месте, поскольку для управления данным мотоциклом на месте оформления административных материалов им был представлен водитель " ... ", имевший при себе соответствующее водительское удостоверение, а отсутствие полиса обязательного страхования гражданской ответственности не являлось препятствием для допуска " ... " к управлению мотоциклом.
В обоснование законности произведенных действий инспектор ДПС ссылался на то, что причиной, не позволившей ему передать задержанный мотоцикл лицу, на которое указал Савин С.С. на месте, явилось отсутствие выполненной им обязанности страхования риска гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Савин С.С. приобрел мотоцикл 05.09.2014 и в соответствии с ч.2 ст.4 ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" имел право застраховать свою гражданскую ответственность в течение десяти дней после возникновения у него права владения мотоциклом.
В соответствии с п. 2 Правил перемещения транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, на специализированную стоянку, а также его хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортного средства и обеспечения запрещения его эксплуатации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2012 N 1496 задержание транспортного средства осуществляется в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.1 ст.27.13 КоАП РФ при нарушении правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных, в том числе, статьей 12.26 Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Согласно п. п. 147, 147.1 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185 задержание транспортного средства по основаниям, предусмотренным КоАП РФ, осуществляется сотрудником после составления протокола о соответствующем административном правонарушении или вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования путем его перемещения при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку). В случае устранения причины задержания транспортного средства на месте выявления административного правонарушения (предоставление документов, предусмотренных Правилами дорожного движения; устранение неисправностей тормозной системы, рулевого управления или сцепного устройства (в составе поезда); устранение нарушения правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, либо остановки или стоянки транспортного средства в тоннеле; устранение нарушения правил перевозки крупногабаритных, тяжеловесных либо опасных грузов; предоставление для управления транспортным средством иного лица, при отсутствии оснований для его отстранения от управления транспортным средством) до начала перемещения задерживаемого транспортного средства, помещение транспортного средства на специализированную стоянку не осуществляется.
Таким образом, основанием для недопущения лица, предоставленного собственником транспортного средства для управления автомобилем и устранения причины его задержания, могут послужить лишь обстоятельства, влекущие отстранение такого лица от управления транспортным средством.
Основания для отстранения от управления транспортным средством установлены ч.1 ст.27.12 КоАП РФ, согласно которой такому отстранению подлежат лица, которые управляют транспортным средством соответствующего вида и в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что эти лица находятся в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ч.1 ст.12.3, ч.2 ст.12.5, ч.ч. 1 и 2 ст.12.7 КоАП РФ.
Ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, предусмотрена ч.2 ст.12.3 КоАП РФ, а за несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств - ст.12.37 КоАП РФ, данные нарушения не входят в исчерпывающий перечень указанных в ч.1 ст.27.12 КоАП РФ оснований для отстранения от управления транспортным средством, в связи с чем судебная коллегия находит неверным вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие у собственника мотоцикла Савина С.С. полиса обязательного страхования гражданской ответственности означает невозможность допуска " ... " к управлению данным мотоциклом.
Факт того, что " ... ", присутствовавший вместе с Савиным С.С. в месте оформления административного материала, имел при себе водительское удостоверение соответствующей категории инспектором ДПС ПДПС ГИБДД УМВД России по г. Омску " ... " не оспаривался.
При таких обстоятельствах, поскольку " ... " не относился к числу лиц, подлежащих в силу ч.1 ст.27.12 КоАП РФ отстранению от управления транспортным средством, и был указан собственником мотоцикла в качестве лица, которому он намерен поручить управление этим транспортным средством для устранения причин его задержания, в связи с чем причины задержания транспортного средства, принадлежащего Савину С.С., были фактически устранены им на месте выявления административного правонарушения, инспектор ДПС ПДПС ГИБДД УМВД России по г. Омску не вправе был осуществлять задержание мотоцикла и помещение его на специализированную стоянку.
В соответствии с ч.2 ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Поскольку юридически значимые обстоятельства для разрешения спора по существу установлены, судебная коллегия полагает возможным решение Октябрьского районного суда г. Омска от 17 декабря 2014 года отменить и удовлетворить требования Савина С.С.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Омска от 17 декабря 2014 года отменить, принять по делу новое решение.
"Признать незаконными действия инспектора ОПС ПОПС ГИБДД УМВД России по г.Омска " ... " по задержанию и помещению на специализированную стоянку принадлежащего Савину С. С.чу транспортного средства - мотоцикла марки " " ... "" Государственный регистрационный знак " ... "".
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.