Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Лисовского В.Ю.,
судей Зубовой Е.А., Чеботаревой Е.А.,
при секретаре Салеевой В.В.,
с участием прокурора Третьякова С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 февраля 2015 года
дело по апелляционной жалобе администрации Омского муниципального района Омской области на решение Омского районного суда Омской области от " ... ", которым постановлено:
"Признать незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района Омской области, выразившееся в ненадлежащей организации обеспечения теплоснабжения потребителей коммунальной услуги на территории " ... ", в том числе непринятии мер по организации обеспечения теплоснабжения указанных потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств в период с " ... " по " ... "
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Зубовой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Омского района Омской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Омского муниципального района Омской области, Закрытому акционерному обществу "Газпром межрегионгаз Омск" о признании незаконным бездействия в части организации обеспечения надлежащего теплоснабжения многоквартирных жилых домов.
В обоснование заявленных требований указал, в результате проведенной проверки соблюдения требований законодательства о теплоснабжении установлено, что согласно постановлению главы администрации Омского муниципального района Омской области от " ... " N " ... " отопительный сезон " ... " г.г. начался с " ... ". В нарушение постановления на территориях населенных пунктов " ... " теплоснабжение по состоянию на " ... " организовано не было, поставка газа в котельные, отапливающие указанные населенные пункты, была прекращена в связи с окончанием отопительного сезона " ... ". Договоры на поставку газа в населенные пункты, заключенные между ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" и МУП "Тепло-энергетическая компания" ОМР от " ... " и между ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" и ООО "КАРАТ" от " ... ", перед началом отопительного сезона были расторгнуты, новых договоров с теплоснабжающими организациями заключено не было. На начало отопительного сезона - " ... " ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" поставку газа в котельные не осуществляло, в связи с чем были нарушены права граждан.
С учетом уточнений просил признать незаконным бездействие администрации Омского муниципального района Омской области по организации обеспечения надлежащего теплоснабжения потребителей коммунальной услуги на территории " ... " с " ... " по " ... ", в том числе по принятию мер по организации обеспечения теплоснабжения указанных потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Признать действия ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" по прекращению газоснабжения котельных, расположенных на территориях " ... ", незаконными.
В судебном заседании старший помощник прокурора Омского района Омской области Филатов С.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации ОМР Омской области Тетерина С.Д., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
Представитель ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" Комарова О.Ф., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
Представитель третьего лица ООО "Тепловая компания Омского района" Матвеева В.О., действующая на основании доверенности, в удовлетворении требований просила отказать.
Представители третьих лиц Государственной жилищной инспекции Омской области, Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в судебном заседании не участвовали, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Омского муниципального района Омской области Тетерина С.Д. считает решение суда незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Ссылается на то, что полномочия органов местного самоуправления в сфере теплоснабжения определены в Федеральном законе от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении". Выводы суда о том, что администрацией Омского муниципального района Омской области не были приняты меры по организации обеспечения надлежащего теплоснабжения потребителей, не соответствуют действительности, напротив, администрацией до начала отопительного сезона, а именно " ... ", был заключен договор аренды муниципального имущества в отношении объектов теплоснабжения с ООО "Тепловая компания Омского района", в функции которого входит обеспечение надлежащего теплоснабжения. Полагает, что администрация не является исполнителем коммунальной услуги, а также не является контрольно-надзорным органом, уполномоченным на понуждение теплоснабжающей организации к осуществлению возложенных на нее обязанностей, в связи с чем Администрация обратилась в прокуратуру Омского района для принятия мер в сложившейся ситуации. Просила решение суда отменить, в удовлетворении иска прокурору Омского района отказать.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Омского района Омской области указал, что доводы, приведенные в апелляционной жалобе, на законность принятого судом решения повлиять не могут. Поскольку фактическая передача имущества в аренду произведена за 4 дня до начала отопительного сезона, ООО "Тепловая компания Омского района" не имела реальной возможности осуществить своевременную подготовку к началу отопительного сезона, в том числе заключить договор на поставку газа. Тогда как полномочия по организации обеспечения теплоснабжения потребителей на территории поселений были переданы администрации ОМР Омской области на основании соглашений с администрациями поселений с " ... ", доказательств надлежащего исполнения своих полномочий ответчик не представил. Кроме того, администрации района было известно об отсутствии запаса топлива на котельных и об отсутствии заключенных договоров поставки газа на источники тепловой энергии еще " ... ".
В отзыве на апелляционную жалобу представитель ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" указал, что считает вынесенное решение законным и обоснованным, а доводы жалобы не подлежащими удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом ( " ... ").
Изучив материалы настоящего гражданского дела, заслушав объяснения представителя администрации Омского муниципального района Омской области Тетериной В.В., поддержавшую апелляционную жалобу, помощника прокурора отдела Омской областной прокуратуры Третьякова С.С., полагавшего решение законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, судебная коллегия предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не находит.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу п.4.2 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают следующими полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
По ст. 20 названного закона проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (п. 2). Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива (п.5).
Сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления, контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления и иные лица, пределы указанных сроков установлены Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".
Как установлено судом и следует из материалов дела, " ... " Администрация Омского муниципального района Омской области на основании заключенных соглашений приняла полномочия по организации в границах Андреевского, Ачаирского, Богословского, Ключевского, Комсомольского, Красноярского, Магистрального, Морозовского, Надеждинского, Новоомского, Новотроицкого, Омского, Покровского, Петровского, Пушкинского, Розовского, Троицкого, Усть-Заостровского, Чернолучинского поселений теплоснабжения населения. Срок действия соглашений определен по " ... ".
Согласно выписок из Единого банка объектов собственности по состоянию на " ... ", здания котельных и тепловые сети к ним относятся к муниципальной собственности, субъект вещного права Омский муниципальный район.
До отопительного сезона на " ... " год обслуживание котельных в указанных выше населенных пунктах осуществляло МУП "ТЭК" Омского муниципального района и ООО "КАРАТ" на основании договоров аренды муниципального имущества, заключенных с администрациями поселений по результатам открытых аукционов(конкурсов) сроком на " ... ".
В связи с истечением сроков аренды имущества, а также при досрочном расторжении договоров после окончания отопительного сезона " ... " по заявлениям администрации поселений, " ... " ООО "КАРАТ", а " ... " МУП "ТЭК" Омского муниципального района обратились в ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" с заявлениями о досрочном расторжении договоров поставки газа на котельные в названных населенных пунктах, " ... " договоры указанных организаций были расторгнуты.
" ... " прокуратурой Омского района было внесено представление в адрес главы администрации Омского муниципального района Омской области, где указывалось на ненадлежащую подготовку к отопительному сезону котельных и тепловых сетей Омского района, отсутствие топлива, срыв графика завоза угля и мазута, утвержденного " ... " Министром строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, а также отсутствие заключенных договоров на поставку газа в котельные Розовского, Надеждинского, Петровского, Омского, Пушкинского, Новоомского, Морозовского, Троицкого, Андреевского, Комсомольского, Чернолучинского, Богословского, Дружинского поселений.
Главой администрации Омского муниципального района Омской области от " ... " вынесено постановление N " ... ", которым с " ... " установлено начало отопительного периода на территории Омского муниципального района Омской области.
Вместе с тем на территориях сельских поселений " ... " в медицинских учреждениях, многоквартирных домах, образовательных учреждениях, детских садах, 1 воспитательной колонии УФСИН России по Омской области для несовершеннолетних отсутствовало теплоснабжение с " ... " по " ... ".
Полагая, что причиной отсутствия теплоснабжения в указанных населенных пунктах явилось бездействие администрации ОМР и непринятие ею своевременных мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей, проживающих в названных населенных пунктах, а также незаконные действия ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" по прекращению газоснабжения котельных, прокурор Омского района обратился в суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя иск прокурора частично, суд первой инстанции со ссылкой на положения ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", признал незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района Омской области, выразившееся в ненадлежащей организации обеспечения теплоснабжения потребителей коммунальной услуги в период с " ... " по " ... ".
В удовлетворении иска в части признания незаконными действий ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" по прекращению газоснабжения котельных отказано. В этой части решение не обжалуется, поэтому предусмотренных ст. 327.1 ГПК РФ оснований для его проверки в апелляционном порядке коллегия не усматривает.
Обжалуя судебное решение в удовлетворенной части, администрация ОМР Омской области ссылается на то, что выводы суда о том, что администрацией Омского муниципального района Омской области не были приняты меры по организации обеспечения надлежащего теплоснабжения потребителей, не соответствуют действительности. При этом указывает, что договор аренды муниципального имущества в отношении объектов теплоснабжения с ООО "Тепловая компания Омского района" был заключен администрацией до начала отопительного сезона, а именно " ... ". А также имело место обращение в прокуратуру района для принятия мер к теплоснабжающей организации о понуждении к осуществлению возложенных на нее обязанностей.
Судебная коллегия не может согласится с указанными доводами.
Согласно приведенным выше положениям Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" органы местного самоуправления обязаны организовать обеспечение надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений.
В силу п. 2.6.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период.
По п. 2.6.3 указанных Правил сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют, помимо прочего, органы местного самоуправления.
Поскольку надлежащих доказательств выполнения своих полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ и названных Правил администрация Омского муниципального района Омской области не представила, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании незаконным бездействия ответчика в период с " ... " по " ... ", повлекшего нарушение прав потребителей.
При этом суд обоснованно отклонил доводы администрации об установлении более раннего срока начала отопительного сезона, и об обращении в прокуратуру Омского района о проведении проверки по факту отсутствия надлежащего теплоснабжения в сельских поселениях, как не повлекшие обеспечение надлежащего теплоснабжения жителей вышеуказанных сельских поселений. Оснований для иной оценки действий администрации судебная коллегия не находит.
Ссылки в жалобе на заключение договора аренды муниципального имущества в отношении объектов теплоснабжения с ООО "Тепловая компания Омского района" " ... ", т.е. до начала отопительного сезона, судебная коллегия также считает возможным отклонить, как не влияющие на законность принятого решения.
Сам факт передачи имущества в аренду теплоснабжающей организации за несколько дней до начала отопительного сезона, напротив, подтверждает ненадлежащую организацию подготовки котельных к зиме. Администрация ОМР, как субъект муниципальной собственности и орган, ответственный за организацию обеспечения теплоснабжения на территории названных поселений, в силу заключенных " ... " соглашений, заблаговременно в летний период в установленном порядке такой договор не заключила, не организовала надлежащую подготовку объектов для работы в зимний период, что привело к срыву начала отопительного сезона, нарушению прав жителей на надежное теплоснабжение.
Доводы жалобы о том, что администрация не является исполнителем коммунальной услуги, а также не является контрольно-надзорным органом, уполномоченным на понуждение теплоснабжающей организации к осуществлению возложенных на нее обязанностей, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные. Указанных выводов решение суда не содержит, к обязанностям администрации такие полномочия не относятся.
Лишь после направления гарантийного письма администрации ОМР Омской области от " ... ", где администрация во избежание чрезвычайной ситуации на территории Омского района Омской области просила ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" не принимать мер по ограничению подачи газа на указанные котельные и оказать содействие в заключении договора на отпуск газа с ООО "Тепловая компания Омского района" и подключении газа к объектам ЖКХ, поставка газа с " ... " была возобновлена, теплоснабжение жилых домов и иных объектов было обеспечено.
В дальнейшем, " ... " ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" и ООО "Тепловая компания Омского района" заключили договоры поставки газа на газоиспользующее оборудование котельных указанных выше поселений.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что администрацией Омского муниципального района в период с " ... " по " ... " не были приняты необходимые меры по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей в отопительный период, в том числе, в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, что привело к нарушению прав граждан, являющихся потребителями коммунальной услуги по теплоснабжению на территории " ... ".
Доводы апелляционной жалобы не опровергают установленные судом обстоятельства по делу, направлены на переоценку представленных доказательств, оснований для которой коллегия не усматривает, поэтому на законность принятого решения повлиять не могут.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, были определены судом правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Омского районного суда Омской области от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу ? без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.