Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.
судей: Морозовой Н.А., Смирнова Е.А.
по докладу судьи Морозовой Н.А.
при секретаре Горб Е.В.
с участием прокурора Руденко М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Центрального района г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ИП Миналян А.Э. о запрете деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к ИП Миналян А.Э. о запрете деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем. В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района совместно со специалистами ТО Роспотребнадзора, управления Росприроднадзора проведена проверка в интересах жителей " ... " о нарушении земельного и природоохранного законодательства. Просил запретить ИП Миналян А.Э., а также иным лицам эксплуатацию комплекса растворобетонного узла, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером " ... " по адресу: " ... " до устранения нарушений природоохранного законодательства.
Заочным решением Центрального районного суда г.Сочи от 16 октября 2014 года исковое заявление прокурора Центрального района г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к ИП Миналян А.Э. о запрете деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем удовлетворено. ИП Миналян А.Э., а также иным лицам запрещена эксплуатация комплекса растворобетонного узла (РБУ компрессор БЦМ-01, склад цемента ОПР-453) расположенного в границах -земельного участка с кадастровым номеров " ... " по адресу: Краснодарский край, " ... " до устранения нарушений природоохранного законодательства. На ИП Миналян А.Э. возложена обязанность устранить выявленные нарушения в срок до 01.01.2015 года, а именно: ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов производства и потребления; вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных переданных другим лицам, а также размещенных отходов на предприятии вести журнал первичного учета движения отходов, а также заключить договоры на передачу отходов производства и потребления; провести обучение по повышению квалификации на праве обращения с опасными отходами должностных лиц допущенных в обращению с отходами; разработать проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; провести инвентаризацию источников выбросов; представить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за третий и четвертый кварталы 201.4 года в управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.
В качестве обеспечительных мер на ИП Миналян А.Э., а также иных лиц возложена обязанность приостановить деятельность, связанную с использованием комплекса растворобетонного узла (РБУ компрессор БЦМ-01, склад цемента ОПР-453), а также деятельность, приводящую к захламлению территории в границах земельного участка с кадастровым номером " ... " по адресу: Краснодарский край, " ... ".
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель ИП Миланян А.Э. по доверенности Гичиев М.А. просит заочное решение Центрального районного суда г.Сочи от 16 октября 2014 года отменить. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, директор ООО "Промстроймонтаж-12" Яхновец А.И. просит заочное решение Центрального районного суда г.Сочи от 16 октября 2014 года отменить. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав мнение прокурора Руденко М.В., полагавшую заочное решение суда подлежащим отмене и вынесении нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований в части, о запрете деятельности ИП Миналян А.Э., создающей опасность причинения вреда в будущем, представителя Миналян А.Э. и ООО "Промстроймонтаж-12" по доверенности Гичиева М.А., полагавшего заочное решение суда не законным, не обоснованным и подлежащим отмене, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением главы г.Сочи от " ... " " ... " в связи с переходом права собственности на недвижимое имущество ООО "СочиОйлСтрой" переоформлен земельный участок в аренду сроком до 01.10.2045 года, площадью " ... " кв.м для обеспечения эксплуатации фактически существующей производственной базы по " ... ".
Во исполнение вышеуказанного постановления, между администрацией г.Сочи и ООО "СочиОйлСтрой" заключен договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды " ... " от " ... " года, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером " ... " по " ... ".
11.10.2010 между ООО "Промстроймонтаж-12" (покупатель) и ООО "Промстроймонтаж" (продавец) заключен договор купли-продажи бетонного завода, РВУ, компрессора и склада цемента, расположенного по " ... ".
В соответствии с материалами дела ООО "Промстроймонтаж-12" на основании договора от " ... " передал в аренду ИП Миналян А.Э. комплекс растворобетонного узла (РБУ компрессор БЦМ-01, склад цемента ОПР-453- далее РБУ), расположенный в границах вышеуказанного земельного участка, а также право пользования частью этого участка площадью 800 кв.м.
В ходе проверки установлено, что на земельном участке " ... " по " ... " ИП Миналян А.Э. эксплуатируется растворобетонный узел, площадка для складирования инертных материалов и стоянка грузового автотранспорта.
Вместе с тем, в деятельности ИП Миналян А.Э. многочисленные нарушения законодательства об охране окружающей среды, атмосферного воздуха, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, такие как, ИП Миналян А.Э. в нарушение условий СанПиН 2.1.7.1322-03 - без защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.) размещаются отходы производства и потребления; территория предприятия захламлена потерявшими потребительские свойства автомобильными деталями, тарой из под нефтепродуктов, тарой упаковочной картонной, металлоломом, илом с локальных очистных сооружений промливневых сточных вод, покрышками автомобильными отработанными; ИП Миналян А.Э. не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов на предприятии; не представлены договоры со сторонними организациями на передачу отходов производства и потребления, журнал первичного учета движения отходов. При проведении проверки у ИП Миналян А.Э, отсутствуют документы, подтверждающие обучение по повышению квалификации на право обращения с опасными отходами должностных лиц допущенных к обращению с отходами, а также разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с ч.1 ст.5 6 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ч. 1 ст. 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ (далее Федеральный закон N 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Для реализации данных положений закона статьей 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 года N 89-ФЗ (далее Федеральный закон N 89-ФЗ) предусмотрена обязанность юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 5.5.8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования согласовывает порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, определяемый юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю.
В соответствии со ст. 15 ФЗ N 89 от 24.06.1998 года "Об отходах производства и потребления", все лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) па право работы с отходами I - IV класса опасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 года выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. В соответствии с ч. 5 ст. 14 ФЗ N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 года при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ИП Миналян А.Э. в нарушение требований ст. 14 ФЗ N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 года осуществляет выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
Кроме того, ИП Миалян А.Э. не проведена инвентаризация источников выбросов, не разработаны предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проект ПДВ отсутствует.
Согласно ст. 30 ФЗ от 04.05.1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,
В соответствии с ст. 22 ФЗ - N 7 от 10.01.2002 года "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
В соответствии со ст. 1 ФЗ N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 г. предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов. Статьей 12 ФЗ от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Согласно "Методическим пособиям по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" (Утверждено Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 24 декабря 2004 г.), нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу производится для каждого действующего, реконструируемого, строящегося или проектируемого предприятия или другого объекта, имеющего стационарные источники загрязнения атмосферы.
В соответствии с ч. 4 ст. 23 ФЗ - N 7 от 10.01.2002 года "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
ИП Миналян А.Э. оказывает негативное воздействие на окружающую среду, осуществляет выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в ходе деятельности ИП Миналян А.Э. образуются отходы производства и потребления.
В соответствии со ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду являете платным. Судебной коллегией установлено, что за 2012 - 2013 годы ИП Миналян А.Э. в нарушение ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 год N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" не обеспечено своевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, оплата не представлена.
К видам негативного воздействия на окружающую сред относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом электромагнитными, ионизирующими и другими видами физически; воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" от 08.06.2006 года N 55 (зарегистрирован в Минюсте РФ 17.07.2006 г. N 8077) установлено, что cpoк уплаты за негативное воздействие на окружающую среду по итогам календарного квартала установлен не позднее 20-го числа следующего за отчётным периодом.
Кроме того, в рамках проверки 07.08.2014 года ТО Роспотребнадзора проведены замеры уровней шума.
Указанные исследования проведены на территории жилой застройки, прилегающей непосредственного к предприятию: придомовая территория жилых домов NN " ... " по " ... ".
Проведенные замеры уровней шума выявили превышение допустимых значений на придомовых территориях указанных домов. Источником повышенного шума является работа технологического оборудования РБУ, движение автотранспорта по " ... ".
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в отношении ИИ Миналян А.Э. возбуждены дела об административных правонарушениях по ст.ст. 6.3, 8.1, 8.2, ч. 1 ст. 8.2 К 8.41 КоАП РФ, которые находятся на рассмотрении.
Вышеизложенное подтверждается материалами проверки прокуратуры района: справками ТО Роспотребнадзора г.Сочи, Управления Росприроднадзора, фотоматериалами, выпиской из ЕГРЮЛ, обращением жителей домов " ... ", постановлением главы г.Сочи от " ... " N " ... ", договором о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды " ... " от 08.12.2003, договором купли-продажи недвижимого имущества от " ... " года, договором купли-продажи бетонного завода, РБУ, компрессора и склада цемента, расположенного по " ... " от " ... " года, копиями свидетельств о государственной регистрации прав на объекты недвижимости, договором аренды от " ... " года.
Действиями ответчика нарушены права неопределенного круга лиц: жильцов и посетителей многоквартирных жилых домов, расположенных в непосредственной близости от указанной промышленной зоны па благоприятную окружающую среду и безопасные условия проживания.
Однако при рассмотрении материалов дела необходимо учесть, что в соответствии с определением Центрального районного суда г.Сочи от 17 октября 2014 года принят отказ от иска прокурора Центрального района г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Промстроймонтаж-12" о запрете деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем, в связи устранением выявленных проверкой недостатков в полном объеме. Производство по делу по иску прокурора Центрального района г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Промстроймонтаж-12" о запрете деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем прекращено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необходимым отказать в части в удовлетворении заявленных исковых требований прокурора Центрального района г.Сочи в интересах неопределенного крута лиц к индивидуальному предпринимателю Миналян А.Э. о запрете деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Центрального районного суда г.Сочи от 16 октября 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение, изложив его резолютивную часть в следующей редакции.
Исковое заявление прокурора Центрального района г.Сочи в интересах неопределенного крута лиц к ИП Миналян А.Э. о запрете деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем удовлетворить в части.
Запретить ИП Миналян А.Э. эксплуатацию комплекса растворобетонного узла (РБУ компрессор БЦМ-01, склад цемента ОПР-453) расположенного в границах - земельного участка с кадастровым номеров " ... " по адресу: Краснодарский край, " ... " до устранения нарушений природоохранного законодательства.
Обязать ИП Миналян А.Э. устранить выявленные нарушения " ... " а именно: ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов производства и потребления; вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных переданных другим лицам, а также размещенных отходов на предприятии вести журнал первичного учета движения отходов, а также заключить договоры на передачу отходов производства и потребления; провести обучение по повышению квалификации на праве обращения с опасными отходами должностных лиц допущенных в обращению с отходами; разработать проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; провести инвентаризацию источников выбросов; представить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за третий и четвертый кварталы 2014 года в управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.
В качестве обеспечительных мер обязать ИП Миналян А.Э. приостановить деятельность, связанную с использованием комплекса растворобетонного узла (РБУ компрессор БЦМ-01, склад цемента ОПР-453), а также деятельность, приводящую к захламлению территории в границах земельного участка с кадастровым номером " ... " по адресу: Краснодарский край, " ... ".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.