СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А,
судей Смирновой Н.И, Орловой И.А,
при секретаре Забоевой Н.Ю,
рассмотрела в судебном заседании 05 февраля 2015 года дело по апелляционной жалобе Порошиной С.К. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 декабря 2014 года, по которому
Порошиной С.К. в иске к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании периода работы в должности инспектора общего отдела Сыктывкарского горисполкома с 05.03.84 по 25.02.86 подлежащим включению в стаж муниципальной службы - отказано.
Заслушав доклад судьи Смирновой Н.И, объяснения Порошиной С.К, ее представителя Торлопова Д.А, представителя третьего лица Управления государственной гражданской службы Республики Коми Руденковой С.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Порошина С.К. обратилась в суд с иском к АМО ГО "Сыктывкар" с учетом уточненных требований о признании периода работы в должности инспектора общего отдела Сыктывкарского горисполкома с 05.03.84 по 25.02.86 подлежащим включению в стаж муниципальной службы.
В обоснование заявленных требований указала, что является государственной служащей Республики Коми, замещает должность ... Письмом министра от 22.05.2013 в адрес главы АМО ГО "Сыктывкар" был направлен запрос, в котором для подтверждения стажа государственной гражданской службы Республики Коми и в дальнейшем для назначения Порошиной С.К. пенсии за выслугу лет содержалась просьба подтвердить (опровергнуть) стаж муниципальной службы в должности ... в период с 05.03.1984 по 25.02.1986. Непризнание ответчиком факта включения указанного периода работы в стаж муниципальной службы для последующего назначения пенсии за выслугу лет послужило основанием для обращения с указанным заявлением в суд.
Определением суда от 01.12.2012 привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление государственной гражданской службы Республики Коми.
В судебном заседании истец Порошина С.К. и ее представитель Торлопов Д.А. заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика АМО ГО "Сыктывкар" Ожегов А.М. иск не признал.
Представитель третьего лица - Управления государственной гражданской службы Республики Коми Кипрушева И.Н. в судебном заседании поддержала позицию ответчика, полагая исковые требования необоснованными и подлежащими отклонению.
Суд принял приведенное выше решение, об отмене которого просит Порошина С.К. в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В то же время суд апелляционной инстанции на основании абзаца 2 части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что распоряжением Сыктывкарского городского отдела народных депутатов от 06.03.1984 Порошина С.К. назначена на должность ... , где проработала до 25.02.1986.
Согласно записям трудовой книжки Порошиной С.К. последняя замещает должность гражданской службы Республики Коми с 07.09.2006 по настоящее время. Сведений о замещении должностей муниципальной службы трудовая книжка не содержит.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат к компетенции федерального законодателя (ст. 39).
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пунктом 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанным Федеральным законом предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 24).
Согласно положениям части 1 статьи 25 Федерального закона N25-ФЗ в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на: 1) должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы); 2) муниципальных должностях; 3) государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; 4) должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы); 5) иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 10(1) Закона Республики Коми от 21.12.2007 N 133-РЗ "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми" в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, включаются периоды службы (работы), установленные для включения в стаж государственной гражданской службы Республики Коми для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности гражданской службы Республики Коми, Законом Республики Коми "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми".
Частью 2 статьи 2 Закона Республики Коми от 04.05.2008 N48-РЗ "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми" определено, что в стаж государственной гражданской службы Республики Коми для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности гражданской службы Республики Коми, включаются в порядке, установленном Главой Республики Коми, в соответствии с приложением к настоящему закону - перечнем должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы Республики Коми для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Коми (далее по тексту - Перечень).
В подпункте 5 пункта 1 Перечня отражено, что в стаж государственной гражданской службы Республики Коми для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Коми, включаются периоды замещения должностей муниципальной службы.
Исходя из подпункта 9 "б" пункта 2 указанного Перечня в стаж государственной гражданской службы Республики Коми для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Коми, засчитываются периоды замещения должностей руководителей и специалистов, занимаемых на постоянной основе до 31.12.1991 включительно в органах государственной власти и управления, в том числе в городских Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) и их исполнительных комитетах.
Согласно подпункту 6 пункта 6 Порядка включения в стаж государственной гражданской службы Республики Коми периодов службы (работы) для назначения пенсии за выслугу лет, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 09.09.2008 N83 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы" (далее по тексту -Порядок), предусмотренные, в том числе подпунктом 9 пункта 2 Перечня должностей должности руководителей и специалистов определяются согласно Общесоюзному классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденному постановлением Госкомитета СССР по стандартам от 27.08.1986 N 016, и Справочнику тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих, утвержденному постановлением Министерства труда Российской Федерации от 10.11.1992 N 30.
На основании пункта 2 указанного выше Порядка основным документом, подтверждающим стаж гражданской службы Республики Коми для назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим Республики Коми, является трудовая книжка установленного образца.
В случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют записи, подтверждающие стаж гражданской службы Республики Коми для назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим Республики Коми, данный стаж подтверждается на основании представленных архивных справок с приложением копий документов о назначении и освобождении от должности, подтверждающих периоды службы (работы) в должностях, которые включаются в этот стаж.
В необходимых случаях (отсутствие или неточность записей в трудовой книжке, несоответствие наименований должностей, указанных в трудовой книжке гражданского служащего, классификаторам и реестрам должностей, отсутствие документов, подтверждающих правомерность включения в стаж гражданской службы Республики Коми отдельных периодов работы и т.д.) для подтверждения периодов службы (работы), включаемых в стаж гражданской службы Республики Коми для назначения пенсии за выслугу лет, могут представляться копии нормативных правовых актов либо выписки из них о назначении на должность или освобождении от должности (п.3 Порядка).
По правилам пункта 8 Порядка стаж гражданской службы Республики Коми для назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим Республики Коми оформляется справкой о периодах службы (работы), включаемых в стаж гражданской службы Республики Коми для назначения пенсии за выслугу лет, которая не менее, чем за три рабочих дня до направления представления о назначении пенсии за выслугу лет в Управление государственной гражданской службы Республики Коми доводится до сведения гражданского служащего Республики Коми, стаж которого определяется.
В соответствии с Правилами обращения лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми, указанная справка с представлением составляется государственным органом Республики Коми, в котором гражданский служащий Республики Коми замещал должность государственной гражданской службы Республики Коми перед увольнением с государственной гражданской службы Республики Коми и обратившимся с письменным заявлением о назначении пенсии за выслугу лет.
Таким образом, право включения тех или иных периодов в стаж государственной гражданской службы возложено на представителя нанимателя по последней должности лица, замещающего должность государственной гражданской службы Республики Коми, законность выводов которого проверяется Управлением государственной гражданской службы Республики Коми.
Условия пенсионного обеспечения муниципального служащего в части установления пенсии идентичны перечисленным условиям пенсионного обеспечения государственного гражданского служащего Республики Коми. Решение о назначении пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему должность муниципальной службы, принимается органом местного самоуправления муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
Согласно пункту 14 статьи 10(1) Закона Республики Коми N133-РЗ от 21.12.2007 перечень документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет, правила ее назначения устанавливаются муниципальными правовыми актами с учетом норм, установленных законодательством Республики Коми для государственных гражданских служащих Республики Коми.
Исходя из взаимосвязи вышеприведенных норм следует, что определение стажа муниципальной службы и государственной гражданской службы Республики Коми для назначения пенсии за выслугу лет неразрывно связано и производится при наличии следующих обязательных условий: при обращении муниципального служащего или государственного гражданского служащего за назначением пенсии за выслугу лет к представителю нанимателя по последнему месту работы, при обязательном увольнении лица с соответствующей службы, при получении страховой пенсии по старости (инвалидности).
Как следует из обстоятельств дела, Порошина С.К. является лицом, замещающим должность государственного гражданского служащего, увольнение со службы не производилось, с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет не обращалась.
Представителем нанимателя Порошиной С.К. справка о периодах службы (работы), включаемых в стаж гражданской службы Республики Коми для назначения пенсии за выслугу лет, с которой бы истец была ознакомлена, не составлялась. Также истец не замещала должность муниципальной службы, не обращалась к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, как лицо, замещавшее должность муниципальной службы перед увольнением.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований Порошиной С.К. не имеется.
Между тем, судебная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что период работы в должности ... не может быть отнесен к должности специалиста на основании Общесоюзного классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденного постановлением Госкомитета СССР по стандартам от 27.08.1986 N 016, вследствие вступления в законную силу после увольнения Порошиной С.К.
Суд не учел того, что республиканский законодатель, установив право на включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет периоды замещения должностей руководителей и специалистов, занимаемых на постоянной основе до 31.12.1991 включительно в органах государственной власти и управления, в том числе в городских Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) и их исполнительных комитетах в соответствии с Общесоюзным классификатором, тем самым разграничил определение должностей до 31.12.1991 и после указанной даты.
Однако преждевременный вывод суда о том, что спорный период работы Порошиной С.К. не подлежит включению в стаж муниципальной службы не ставит под сомнение правильность постановленного судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию истца в судебном заседании, которые не опровергают вывод суда апелляционной инстанции и не содержат оснований, влекущих отмену решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда от 09 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Порошиной С.К. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.