СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.,
судей Архаровой Л.В., Маркелова К.Б.,
при секретаре "Фамилия обезличена",
рассмотрела в открытом судебном заседании 05 февраля 2015 года дело по апелляционной жалобе администрации МО МР "Сыктывдинский" на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 21 ноября 2014 года, по которому исковые требования прокурора Сыктывдинского района в интересах Муравьева П.И. к администрации МО МР "Сыктывдинский" удовлетворены. Возложена обязанность на администрацию МО МР "Сыктывдинский" предоставить Муравьеву П.И. на условиях договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, благоустроенное жилое помещение в пределах территории МО МР "Сыктывдинский", общей площадью не менее 33 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам.
Заслушав доклад судьи Ус Е.А., объяснения представителя ответчика МО МР "Сыктывдинский" "Фамилия обезличена", прокурора "Фамилия обезличена", истца Муравьева П.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Сыктывдинского района Республики Коми в интересах Муравьева П.И. обратился в суд с иском к администрации МО МР "Сыктывдинский" об обязании предоставить Муравьеву П.И. пригодное для проживания жилое помещение площадью не менее 33 кв.м., на условиях договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, в пределах территории МО МР "Сыктывдинский". В обоснование заявленных требований указал, что истец является лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, имеет право на получение жилого помещения по установленным нормам.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Истец Муравьев П.И., представитель ответчика АМО МР "Сыктывдинский" в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО МР "Сыктывдинский" просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела Муравьев П.И., "Дата обезличена" года рождения является сиротой.
Постановлением администрации МО МР "Сыктывдинский" от "Дата обезличена" N "Номер обезличен" жилой дом по адресу: "Адрес обезличен", закрепленный за Муравьевым П.И., признан непригодным для проживания.
Постановлением администрации МО МР "Сыктывдинский" N "Номер обезличен" от "Дата обезличена" Муравьев П.И. включен в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда МР "Сыктывдинский" по договорам найма специализированных жилых помещений.
До настоящего времени договор социального найма на жилое помещение с Муравьевым П.И. администрацией МО МР "Сыктывдинский" не заключен, право личной собственности за истцом не зарегистрировано.
В силу статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд правильно исходил из того, что истец имеет право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако данное право им не реализовано.
Указанный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с площадью предоставляемого истцу жилого помещения не менее 33 кв.м. являются несостоятельными по следующим основаниям.
Вопросы предоставления жилых помещений нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 1 января 2011 года регулировались Законом Республики Коми от 04.07.2006 N 54-РЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма", в соответствии с которым жилищный учет указанных лиц осуществлялся органом исполнительной власти Республики Коми, уполномоченным Правительством Республики Коми, а жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Коми предоставлялись им по договорам социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра и как одиноким гражданам.
Частью 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22.11.2010 N 139-РЗ (в ред. Закона РК от 29.04.2011 N 32-РЗ) "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" указанный выше порядок был изменен и предоставление жилых помещений этим гражданам стало осуществляться по нормам, установленным органами местного самоуправления, которые составляют в муниципальных образованиях Республики Коми от 9 до 15 квадратных метров общей площади жилья на одного человека.
Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" по запросу исполняющего обязанности прокурора Республики Коми" часть 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17, 18, 41.
Со вступлением в силу с 01 января 2013 года Закона Республики Коми от 07.12.2012 N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (ч. 2 ст. 7 Закона).
Таким образом, с 1 января 2013 года условия предоставления жилых помещений нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ухудшились, и эти лица вновь были лишены гарантированного на государственном уровне права на дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению жилой площадью именно в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра.
Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Республики Коми в постановлении от 11.07.2011, предоставление жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, не только снижает ранее достигнутый уровень социальной защиты указанной категории граждан, но и в нарушение общих правил предоставления мер социальной поддержки порождает определенное правовое неравенство между лицами, входящими в одну и ту же социально защищенную группу, но проживающими в разных муниципальных образованиях Республики Коми, а равно и ухудшает их положение по сравнению с указанными в Законе Республики Коми от 04.07.2006 N 54-РЗ гражданами, в отношении которых прежние нормы предоставления жилья были сохранены.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции в части размера подлежащего предоставлению истцу жилого помещения соотносится с Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011, и оснований не согласиться с данным выводом у судебной коллегии не имеется.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 года N 1203 (в ред. от 24.12.2012 N 1390) "Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договором найма специализированных жилых помещений" также предусмотрено, что для расчета предоставляемой субсидии применяется социальная норма площади жилого помещения в размере 33 кв.м.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены верно, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 21 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО МР "Сыктывдинский" - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.