СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Ус Е.А.,
судей Архаровой Л.В., Маркелова К.Б.,
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрела в судебном заседании 09 февраля 2015 года дело по апелляционной жалобе Министерства архитектуры и строительства Республики Коми на решение Интинского городского суда Республики Коми от 26 ноября 2014 года, которым
признать право Агаева Ш.А. на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по категории "граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25.10.2002, по категории " ... ", с датой постановки на учет "Дата обезличена", с составом семьи ... человека ( ... ФИО1, ... ФИО2, "Дата обезличена" года рождения);
Агаеву Ш.А. отказано в иске к администрации муниципального образования городского округа "Инта" об обязании представить необходимые документы в адрес Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, в том числе: заявление (рапорт) по форме согласно приложению N 5 Правил; выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета; документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных в качестве членов семьи; обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 Правил; сведения о жилых помещениях, находящихся в собственности у гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи.
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Агаев Ш.А. обратился в суд с иском к Минархстрой РК о признании права на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по категории "граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным Законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25.10.2002, по категории " ... ", с датой постановки на учет "Дата обезличена", на состав семьи ... человека ( ... ФИО1, ... ФИО2., "Дата обезличена" года рождения).
Агаев Ш.А. заявил иск к администрации МОГО "Инта" об обязании представить необходимые документы в адрес Минархстрой РК, в том числе: заявление (рапорт) по форме согласно приложению N 5 Правил; выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета; документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных в качестве членов семьи; обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 Правил; сведения о жилых помещениях, находящихся в собственности у гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Минархстрой РК ставит вопрос об отмене решения суда.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного решения.
Установлено, что Агаев Ш.А. родился в "Адрес обезличен" "Дата обезличена", ... , состоял на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, в составе семьи своей ... ФИО8 с "Дата обезличена".
С "Дата обезличена" был осуществлен перевод очереди по категории " ... " с ФИО8 на Агаева Ш.М.
С "Дата обезличена" в общереспубликанские списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, по категории "инвалиды" Агаев Ш.А. включен как заявитель.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд сделал верный вывод о том, что Агаев Ш.А., относясь к категории ... и проживая в РКС более 10 лет, несмотря на отсутствие у него трудового стажа, приобрел самостоятельное право состоять на учете на получение государственного жилищного сертификата.
Доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на ошибочном толковании закона.
На дату постановки семьи истца на учет действовали Федеральный закон от 17.08.1996 N 116-ФЗ "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году" и Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 г. N 937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья", которые предусматривали право на получение жилищной субсидии для лиц, выезжающих из РКС и приравненных к ним местностей, имеющих стаж работы в РКС и приравненных к ним местностей не менее 10 лет.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1996 N 116-ФЗ субсидии на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей предоставляются в первую очередь на переселение граждан из закрывающихся городов, поселков и с полярных станций, а также пенсионеров, инвалидов и безработных (в течение более года) граждан.
Суд правильно указал, что из системного толкования ст. 4, 5 Федерального закона от 17.08.1996 N 116-ФЗ следует, что требование о наличии 10 лет стажа работы в районах Крайнего Севера к инвалидам не относится. Право на получение жилищных субсидий у инвалидов возникало вне зависимости от наличия стажа работы в районах Крайнего Севера.
Согласно Федеральному закону РФ от 25.07.1998 г. N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (ч. 1 ст. 1). Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для инвалидов с детства, родившихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, исчисление времени проживания в указанных районах и местностях для определения размера предоставляемых им жилищных субсидий ведется со дня рождения (ст.6 ФЗ N 131 от 25.07.1998).
Поскольку для инвалидов с детства, родившихся в РКС и приравненных к ним местностях, юридически значимым является время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения, а, как следует из материалов дела и установлено судом, на "Дата обезличена" Агаев Ш.А. проживал в РКС более 10 лет, данное обстоятельство дает истцу субъективное право претендовать на получение жилищной субсидии в порядке Федерального закона от 25.10.2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" с даты постановки на учет.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости исчисления времени пребывания истца на "Дата обезличена" года без работы (на инвалидности) с коэффициентом ... являются несостоятельными.
Действующее на момент рассмотрения спора законодательство - Федеральный закон от 25.10.2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"- каких-либо ограничений при подсчете времени пребывания ... в РКС с целью определения их субъективного права на получение ГЖС не содержит.
Предоставив ... , родившимся и проживавшим с рождения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья и тем самым взяв на себя определенные обязательства по поддержке таких граждан при перемене ими места жительства, государство обязано обеспечить им равные правовые условия реализации этого права - с соблюдением принципа равенства, закрепленного статьей 19 Конституции Российской Федерации, который распространяется не только на непосредственно упомянутые в тексте Конституции Российской Федерации права и свободы, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые в том числе на основании закона.
Ни Федеральный закон от 17.08.1996 N 116-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 г. N 937 не определяли ... как самостоятельную категорию граждан-получателей жилищных субсидий и не предусматривали механизм подсчета времени их проживания в РКС для решения вопроса о праве на получение субсидии.
Предусмотренный ст. 5 Федерального закона от 17.08.1996 N 116-ФЗ коэффициент работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях применяется для исчисления размера выделяемой гражданину субсидии, а не для исчисления общего стажа работы и пребывания граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Выводы суда подробно изложены в решении и сомнений не вызывают.
Решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Интинского городского суда от 26 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства архитектуры и строительства Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.