СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Ус Е.А.,
судей Архаровой Л.В., Маркелова К.Б.,
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрела в судебном заседании 09 февраля 2015 года дело по апелляционной жалобе Министерства архитектуры и строительства Республики Коми на решение Интинского городского суда Республики Коми от 25 ноября 2014 года, которым
Уткиной А.В. отказано в иске к Минархстрою Республики Коми о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера по категории " ... " с датой постановки на учет - "Дата обезличена";
за Уткиной А.В. на состав семьи в порядке очередности признано право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера по категории " ... " с датой постановки на учет - "Дата обезличена";
Уткиной А.В. отказано в иске к администрации МОГО "Инта" об обязании направить в Минархстрой РК полный пакет документов для получения жилищной субсидии.
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Уткина А.В. обратилась в суд с иском о признании права на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ от 25.10.2000 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по дате постановки на учет "Дата обезличена", возложении обязанности на Минархстрой РК предоставить жилищную субсидию на состав семьи в порядке очередности, а на администрацию МОГО "Инта" - направить в Минархстрой РК полный необходимый пакет документов на получение жилищной субсидии.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Минархстрой РК ставит вопрос об отмене решения суда.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного решения.
Уткина А.В. (до вступления в брак ... ) родилась в "Адрес обезличен" "Дата обезличена", ... , с "Дата обезличена" состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, в составе семьи своей ... ФИО6
С "Дата обезличена" в общереспубликанские списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, по категории " ... " Уткина А.В. включена как заявитель с составом семьи ... человек, включая ФИО6 По состоянию на "Дата обезличена" истец включена как заявитель в республиканские списки по категории " ... " с составом семьи ... человека.
В сводный список граждан-участников подпрограммы на 2014 год по Республике Коми включена Уткиной А.В. с датой постановки на учет "Дата обезличена", состав семьи ... человека (она и двое детей).
По мнению Минархстрой РК, администрацией МОГО "Инта" был осуществлен перевод очереди с ФИО6 на Уткину А.В. с присвоением даты постановки на учет "Дата обезличена" в нарушение федерального законодательства в отсутствие заявления ФИО6 Ответчик также указывает на отсутствие права у истца на получение субсидии по дате постановки на учет "Дата обезличена" в связи с отсутствием требуемого 15 летнего стажа, а также документов, подтверждающих прохождение очередного освидетельствования на предмет ...
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно руководствовался требованиями Федерального закона РФ от 25.07.1998 г. N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", действовавшего в момент постановки истца на учет как члена семьи ФИО6
В соответствии с данным нормативным актом правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (ч. 1 ст. 1). Для инвалидов с детства, родившихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, исчисление времени проживания в указанных районах и местностях для определения размера предоставляемых им жилищных субсидий ведется со дня рождения (ст.6 ФЗ N 131 от 25.07.1998).
Суд правильно указал, что истец состояла в очереди на переселение, но не имела необходимого стажа проживания в РКС - 15 календарных лет, то есть не приобрела самостоятельного права состоять в очереди на получение жилищной субсидии с "Дата обезличена".
Однако, учитывая, что истец, являясь ... , "Дата обезличена" достигла 15 - летнего возраста, проживая в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии оснований для признания права на получение социальной выплаты с указанной даты, поскольку принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость политики в социальной сфере. Участники соответствующих правоотношений должны в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иное свидетельствует об одностороннем отказе государства в нарушение статьи 7 Конституции Российской Федерации от своих обязательств, возникших в данных конкретных правоотношениях из ранее действовавшего регулирования и действий представителей власти по постановке истца на учет.
Учитывая изложенное, доводы жалобы о не достижении истцом определенного возраста на момент постановки на учет, отсутствие заявления от "Дата обезличена" о незаконности постановленного решения не свидетельствуют и поводом к его безусловной отмене не являются.
Подлежит отклонению и довод апеллянта о том, что признав за Уткиной А.В. право на получение социальной выплаты с "Дата обезличена", суд вышел за пределы заявленных истцом требований.
Согласно ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Учитывая это конституционное положение, а также положение ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел.
Предоставление жилищной субсидии ... гарантировано государством и обусловлено их рождением и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по достижении определенного возраста. Поэтому в данной конкретной ситуации удовлетворение требований истца с оспариваемой даты (по достижении 15-летнего возраста) отвечает положениям приведенных конституционных норм, является гарантом осуществления его прав на судебную защиту и защиту его социальных прав.
Выводы суда подробно изложены в решении и соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Интинского городского суда от 25 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства архитектуры и строительства Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.