СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сусловой Н.А.
судей Нагорновой О.Н., Перминовой Н.А.
при секретаре Глобу Н.В.
рассмотрела в судебном заседании "Дата обезличена" дело по апелляционной жалобе Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена", по которому исковое заявление прокурора Усть - Вымского района Республики Коми в интересах Российской Федерации к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми о признании решения о снятии с учета объекта недвижимости незаконным, возложении обязанности по восстановлению сведений о земельном участке удовлетворено.
Признано незаконным решение Филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми от "Дата обезличена" "Номер обезличен" о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен", площадью 5066158 кв.м., расположенного в районе "Адрес обезличен".
Обязан Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по республике Коми" восстановить в Государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером "Номер обезличен", площадью 5066158 кв.м., расположенного в районе "Адрес обезличен".
Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., объяснения Н., К., С., А., заключение прокурора Чершкуте Я.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Усть - Вымского района Республики Коми обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми о признании незаконным решения Филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми от "Дата обезличена" "Номер обезличен" о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен", площадью 5066158 кв.м., расположенного в районе "Адрес обезличен"; возложении обязанности восстановить в Государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером "Номер обезличен", площадью 5066158 кв.м., расположенного в районе "Адрес обезличен".
В обоснование заявления прокурором указано, что решением и.о. начальника отдела учета земельных участков Филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми от "Дата обезличена" "Номер обезличен" в соответствии с ч.5 ст.24 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Федеральный закон от 24.07.2007 N221-ФЗ) снят с кадастрового учета земельный участок, имеющий кадастровый номер "Номер обезличен" Однако, у кадастрового органа отсутствовали правовые основания, предусмотренные действующим законодательством, для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен", в связи с чем решение от "Дата обезличена" "Номер обезличен" является незаконным, сведения о земельном участке с кадастровым номером "Номер обезличен" подлежат восстановлению.
Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми своего представителя в судебное заседание не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представители Территориального управления Росимущества в Республике Коми С., У. требования прокурора поддержали.
Представитель Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Коми М. с заявлением согласилась.
Представитель администрации муниципального района "Усть - Вымский" Т. в судебном заседании требования прокурора поддержала.
Суд с учетом требований ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд вынес указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми не согласен с решением суда и просит его отменить, указывая, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не учел, что в составе представленных на регистрацию документов отсутствовали какие-либо сведения о правообладателе формируемого земельного участка, у органа кадастрового учета отсутствовали правовые основания для отказа администрации муниципального района "Усть - Вымский" в снятии с учета спорного земельного участка; считает, что суд неправильно применил нормы материального права; не учел то обстоятельство, что на основании государственного акта о праве пользования земельным участком были внесены сведения в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном земельном участке площадью 2039 га, в связи с чем нарушение прав Российской Федерации органами кадастрового учета не допущено; в жалобе также указывается о нарушении норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Из материалов дела следует, что "Дата обезличена" земли площадью 2039 га, в том числе участок "Номер обезличен" "Сельхозшежам" - площадью 938 га, расположенный в районе "Адрес обезличен", переданы в постоянное бессрочное безвозмездное пользование Учреждению "Номер обезличен" Министерства внутренних дел СССР для ведения сельского хозяйства Государственным актом на право пользования землей "Номер обезличен" от "Дата обезличена" исполнительного комитета Усть-Вымского районного Совета. Акт зарегистрирован в книге записей государственных актов на право пользования землей за "Номер обезличен".
В 2013 году Территориальным управлением Росимущества в Республике Коми была осуществлена закупка кадастровых работ по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного в районе "Адрес обезличен" в кадастровом квартале "Номер обезличен", находящегося в фактическом пользовании ФКУ "Исправительная колония "Номер обезличен"" УФСИН России по РК. По результатам выполненных работ площадь земельного участка была уточнена и составила 506, 6158 га. Земельный участок "Дата обезличена" был поставлен на государственный кадастровый учет по заявлению Д., действующей в интересах и от имени Территориального управления Росимущества в Республике Коми (на основании распоряжения руководителя ТУ Росимущества в Республике Коми от "Дата обезличена" "Номер обезличен"), участку присвоен кадастровый номер "Номер обезличен".
Решением и.о. начальника отдела учета земельных участков Филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми от "Дата обезличена" "Номер обезличен" в соответствии с ч.5 ст.24 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Федеральный закон от 24.07.2007 N221-ФЗ) снят с кадастрового учета земельный участок, имеющий кадастровый номер "Номер обезличен".
Указанное решение принято на основании заявления представителя администрации муниципального района "Усть-Вымский" Б. от "Дата обезличена" (регистрационный номер заявления "Номер обезличен") о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером "Номер обезличен" в связи с прекращением его существования.
Разрешая заявленные требования, суд признал, что переданный в 1984 году Учреждению "Номер обезличен" земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, является федеральной собственностью, правом пользования земельным участком на момент рассмотрения дела обладает ГУФСИН России по РК.
Вывод суда соответствует закону.
Частью 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти, относятся к федеральной собственности.
В соответствии с положениями ч.3 ст. 298 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.
Администрация муниципального района "Усть-Вымский" собственником земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен", расположенного в районе "Адрес обезличен" в кадастровом квартале "Номер обезличен", не является, правом распоряжения указанным земельным участком не наделена. В нарушение требований п.6 ч.1 ст. 22 Федерального закона от "Дата обезличена" N221-ФЗ при подаче заявления в орган кадастрового учета о снятии с учета земельного участка представителем администрации MP "Усть-Вымский" не были предоставлены документы (копии), устанавливающие или удостоверяющие право заявителя на данный объект недвижимости.
Довод жалобы со ссылкой на положения ч.6 ст.24 Федерального закона от 24.07.207 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и абзац 2 пункта 10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", о том, что у органа кадастрового учета отсутствовали основания для отказа администрации МО МР "Усть-Вымский", имеющей право распоряжения в силу закона земельным участком, государственная собственность на которые не разграничена, в снятии его с учета, является ошибочным, не основан на материалах дела и на законе.
Поскольку установлено, что Государственным актом на право пользования землей "Номер обезличен" от "Дата обезличена" исполнительного комитета Усть-Вымского районного Совета, зарегистрированным в книге записей государственных актов за "Номер обезличен" земельный участок площадью 938 га, расположенный в районе "Адрес обезличен", передан в постоянное бессрочное безвозмездное пользование Учреждению "Номер обезличен" Министерства внутренних дел СССР, правопреемником и пользователем которого в настоящее время является ГУФСИН России по РК, земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, является федеральной собственностью в силу положений части 1 статьи 3.1 Федерального закона от "Дата обезличена" N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", был поставлен на кадастровый учет представителем Территориального управления Росимущества в "Адрес обезличен" Д., действующей в интересах и от имени Территориального управления Росимущества в Республике Коми (на основании распоряжения руководителя ТУ Росимущества в Республике Коми от "Дата обезличена" "Номер обезличен"), орган кадастрового учета - Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми не имел право снять с кадастрового учета спорный земельный участок на основании заявления представителя администрации муниципального района "Усть-Вымский" Б., не представившей сведения о правообладателе спорного земельного участка.
В силу пункта 5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, полномочия по осуществлению контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, относится к компетенции Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
В соответствии с пунктами 5.35 (2), 5.35 (3) Положения Росимущество принимает решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Решений по разделу, объединению, перераспределению указанного земельного участка ТУ Росимущества в Республике Коми не принимало, следовательно, земельный участок с кадастровым номером "Номер обезличен" не является преобразуемым.
Суд верно указал, что решение от "Дата обезличена" "Номер обезличен" о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен" принято должностным лицом филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми на основании ч.5 ст.24 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ ошибочно.
В соответствии с указанной нормой (ч.5 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ) в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Вопросы постановки земельных участков на кадастровый учет, снятия их с кадастрового учета регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N221- ФЗ.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества, согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ, признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существование такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 указанного Федерального закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Частью 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ установлено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
В силу ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Понятие преобразования земельного участка дано в п. 2 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ. В силу требований указанной нормы, в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: кадастровый номер объекта недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым был образован другой объект недвижимости.
По изложенным основаниям у кадастрового органа отсутствовали правовые основания, предусмотренные действующим законодательством, для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 11:08:0101001:5612.
При таком положении суд правильно признал решение от "Дата обезличена" "Номер обезличен" незаконным, сведения о земельном участке с кадастровым номером "Номер обезличен" - подлежащим восстановлению.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не может согласиться с доводом жалобы о неправильном применении судом нормы материального права.
Довод жалобы о том, что ГУФСИН по Республике Коми, являющееся правопреемником Учреждения "Номер обезличен" Министерства внутренних дел и обладающее правом пользования земельным участком, выражало в письме просьбу в адрес администрации МО МР "Усть-Вымский" о необходимости снятия с государственного кадастрового учета спорного земельного участка, не может быть принят во внимание в качестве обстоятельства, влекущего отмену решения суда, поскольку указанный орган не наделен полномочиями по распоряжению объектами федеральной собственности.
Довод жалобы о том, что права Российской Федерации действиями органа кадастрового учета не нарушены, опровергается материалами дела, поскольку земельный участок, находящийся в федеральной собственности, поставленный на учет уполномоченным органом - ТУ Росимущества в Республике Коми, незаконно был снят Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми с кадастрового учета на основании заявления органа местного самоуправления, не представившего сведения о правообладателе спорного земельного участка. В судебном заседании представитель администрации МО МР "Усть-Вымский" с требованиями прокурора согласился, имущественные притязания на указанный земельный участок не заявил.
Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что "Дата обезличена" земельный участок площадью 2039 га был внесен как ранее учтенный в государственный кадастр недвижимости, не свидетельствует о законности действий органа кадастрового учета по снятию ранее земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен", площадью 5066158 кв.м., расположенного в районе "Адрес обезличен".
Довод жалобы о нарушении судом норм процессуального права также не может быть принят во внимание в качестве обстоятельства, влекущего отмену решения суда, поскольку возражения кадастрового органа в полном объеме проверены судом апелляционной инстанции, им дана правовая оценка.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена" оставить без изменения, апелляционную жалобу Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.