СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В,
судей Захваткина И.В, Смирновой Н.И,
при секретаре Красавцевой Т.Л,
рассмотрела в судебном заседании 16 февраля 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе Гадельшина Р.М. на решение Воркутинского городского суда от 18 сентября 2014 года, которым
исковые требования Гадельшина Р.М. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте о перерасчете пенсии со стажевым коэффициентом 0,60, исчисленным из специального стажа, выплате недополученной пенсии с учетом индексации удовлетворены частично;
возложена обязанность на Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте произвести перерасчет пенсии Гадельшину Р.М. с 11.11.2012 с учетом стажевого коэффициента 0,55 с отношением неполного стажа к требуемому 0,91860833, исчисленного из продолжительности специального стажа, и выплатить недополученную сумму пенсии за период с 11.11.2012 с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по РК;
взыскана с Управления Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте государственная пошлина в бюджет муниципального образования городского округа "Воркута" в сумме ... ( ... ) рублей;
в удовлетворении исковых требований Гадельшина Р.М. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте о перерасчете пенсии со стажевым коэффициентом 0,60, исчисленным из специального стажа, отказано.
Заслушав доклад судьи Смирновой Н.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гадельшин Р.М. обратился в суд с иском к УПФР в г.Воркуте об обязании произвести перерасчет пенсии исходя из стажевого коэффициента 0,60 с учетом индексации с 11.11.2012.
В обоснование заявленных требований указал, что является получателем пенсии с указанной даты, размер которой определен с учетом стажевого коэффициента 0,55 с отношением неполного стажа к требуемому 0,89638889 по состоянию на 01.01.2002. Не согласен с расчетом ответчика, считая установленную ответчиком продолжительность специального стажа и, соответственно, стажевый коэффициент необоснованно заниженным.
Гадельшин Р.М. участия в судебном заседании не принял.
Представитель ответчика УПФР в г. Воркуте Троцан А.Г. в судебном заседании исковые требования не признал.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Гадельшин Р.М. выражает несогласие с решением суда в части отказа в установлении стажевого коэффициента 0,60.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Гадельшин Р.М. является получателем досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27, статьей 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ( далее по тексту-Закон) с 11.11.2012.
По состоянию на 01.01.2002 Пенсионным органом определен следующий стаж истца: страховой (общий) стаж в календарном исчислении - 14 лет 11 мес. 14 дней, стаж работы по Списку N 1 в календарном исчислении - 08 лет 11 мес. 17 дней.
Из материалов пенсионного дела следует, что размер страховой части пенсии рассчитан ответчиком исходя из стажевого коэффициента 0,55 с отношением неполного имеющегося стажа к требуемому 0,8963889, исходя из продолжительности специального стажа по состоянию на 01.01.2002.
Разрешая спор и возлагая обязанность на ответчика произвести перерасчет пенсии истцу с даты ее назначения с учетом стажевого коэффициента 0,55 с отношением неполного стажа к требуемому 0,91860833, суд исходил из продолжительности специального стажа по Списку N1 (на подземных работах) на момент конвертации (преобразования) пенсионных прав 01.01.2002 09 лет 02 мес. 07 дней, включив неучтенные ответчиком периоды курсов повышения квалификации и техминимума, всего 02 мес. 20 дней. При этом правовых оснований для перерасчета пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,60, не установил.
Судебная коллегия считает вывод суда правильным.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Пунктом 2 статьи 28.1 вышеназванного Закона предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подп. 1 - 10 и 16 - 18 п.1 ст.27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Так как статья 27 Федерального закона N173-ФЗ, введенного, согласно статьи 31, в действие с 1 января 2002 года, регламентирует порядок сохранения права на досрочное назначение пенсии, то указанные в этой норме размеры стажа должны быть выработаны именно на 1 января 2002 года.
Пунктом 1 статьи 30 Закона определено, что в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по определенной формуле, одним из показателей которой является расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей.
Согласно пункту 2 этой же статьи расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В силу пункта 9 статьи 30 Закона конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Как разъяснено в подпункте 7 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав гражданам на трудовые пенсии", право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в п. 1 ст. 27 и ст. 27.1, при условии наличия по состоянию на 01 января 2002 года у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (п. 9 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ).
Таким образом, законодатель при определении порядка пенсионных прав застрахованных лиц и предоставлении гражданам права выбора вида трудового стажа, с учетом которого осуществляется конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера страховой части трудовой пенсии, связал его с продолжительностью общего или специального стажа работы. Соответственно, чем выше продолжительность общего или специального стажа работы, тем выше стажевый коэффициент и размер установленной пенсии.
Учитывая, что на 01.01.2002 у истца имелась необходимая продолжительность и страхового, и специального стажа по Списку N1 в льготном порядке исчисления, суд обоснованно посчитал правомерным исчисление расчетного размера пенсии по правилам п.3 ст. 30 Закона со стажевым коэффициентом 0,55, с отношением неполного стажа к требуемому 0,91860833, исходя из специального стажа истца по Списку N1 -09 лет 02 мес. 07 дней с учетом периода курсов и техминимума.
Не находя оснований для включения в специальный стаж истца по Списку N1 службы в Вооруженных силах РФ по призыву суд первой инстанции правильно определил обстоятельства и применил нормы материального права.
Подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N590, действующего в период военной службы истца с 01.06.1986 по 11.05.1988, предусматривался зачет в общий стаж работы службы в составе Вооруженных Сил СССР; при этом оговорено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпункте "к", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Учитывая, что до призыва и после окончания службы у истца отсутствует специальный стаж по Списку N1, оснований для включения периода военной службы в специальный стаж по данному Списку N1 не имеется.
Вывод суда о невозможности суммирования льготного стажа истца путем прибавления к периодам работ по п.п.2 п.1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ (по Списку N2) периодов работ по п.п.1 п. 1 данной нормы (по Списку N1) основан на правильном применении п.п. 2,3 Правил от 11.07.2002, которыми такой порядок суммирования льготного стажа предусмотрен только при досрочном назначении пенсии в соответствии с п.п.2 п.1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ.
При назначении пенсии по п.п. 1 п. 1 ст. 27 Закона, имевшее место в отношении истца, суммирование стажа на подземных работах и на тяжелых работах не допускается.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что пенсия истца должна быть определена из продолжительности специального стажа, равного 15 годам 02 месяцам 05 дням, являются несостоятельными.
Правовое и фактическое обоснование данного вывода подробно и правильно приведено в решении суда и судебная коллегия с мотивировкой суда соглашается.
Каких либо доводов, влекущих отмену судебного постановления, основанного на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения апелляционная жалоба не содержат.
Изложенное свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда от 18 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гадельшина Р.М. - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.