СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.
судей Архаровой Л.В., Маркелова К.Б.,
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании 19 февраля 2015 года дело по апелляционной жалобе представителя Дидюка Н.Н. "Фамилия обезличена", действующего на основании доверенности на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 8 декабря 2014 года которым в удовлетворении исковых требований Дидюку Н.Н. к ГУФСИН России по Республике Коми о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права отказано.
Заслушав доклад судьи Ус Е.А., объяснения Дидюк Н.Н., его представителя "Фамилия обезличена", представителя ГУ ФСИН России по Республике Коми "Фамилия обезличена", представителя МВД по Республике Коми "Фамилия обезличена", судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дидюк Н.Н. обратился в суд с иском к ГУФСИН России по Республике Коми о восстановлении положения, существовавшего до нарушения его права, а именно с "Дата обезличена" рассчитывать пенсию с учетом увеличения должностного оклада на "*" % за работу с осужденными больными туберкулезом, указав, что с "Дата обезличена" пенсия исчисляется ответчиком с учетом увеличения должностного оклада на "*" % за работу в учреждениях, исполняющих наказание строго режима и без учета увеличения за работу с осужденными больными туберкулезом.
Истец и его представитель в судебном заседании на исковых требованиях настаивали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика с требованиями истца не согласился.
Представитель третьего лица МВД по РК требования не признала.
Представитель третьего лица ФСИН России своего представителя в суд не направил, представив отзыв в котором просил в исковых требованиях отказать.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе, действующий в интересах истца Дидюка Н.Н., "Фамилия обезличена" просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Судом установлено, что Дидюк Н.Н. с "Дата обезличена" года является получателем пенсии по линии ГУФСИН.
Как следует из исследованных судом материалов, расчет размера пенсии Дюдюка Н.Н. с момента назначения и до "Дата обезличена" года осуществлялся исходя из должностного оклада с учетом увеличения на "*"% за работу в учреждениях, исполняющих наказание строго режима и на "*"% с работу с осужденными больными туберкулезом.
Рассматривая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд пришел к выводу о том, что в соответствии со статьей 36 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", а также Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая года N 477 "Об утверждении размеров увеличения должностных окладов (тарифных ставок) персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы с особыми условиями хозяйственной деятельности, в зависимости от вида учреждений, характера и сложности выполняемых работ, а также следственных изоляторов Министерства внутренних дел Российской Федерации" увеличение должностных окладов персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, является повышением должностных окладов за особые условия службы.
В силу статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" для исчисления пенсии учитываются оклад по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет. В отличие от должностного оклада, оклад по занимаемой штатной должности не включает в себя действующие повышения и увеличения, которые не могут учитываться при исчислении размера пенсии.
Данный вывод суда является правильным в силу следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" должностные оклады персонала увеличиваются в зависимости от вида учреждений, исполняющих наказания, характера и сложности выполняемой работы в размере от 15 до 20 процентов.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5474-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" Совету Министров - Правительству Российской Федерации поручалось принять необходимые правовые акты по реализации положений указанного Закона (пункт 4).
Правительством Российской Федерации 6 мая 1994 года было принято постановление N 477 "Об утверждении размеров увеличения должностных окладов (тарифных ставок) персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, с особыми условиями хозяйственной деятельности в зависимости от вида учреждений, характера и сложности выполняемых работ, а также следственных изоляторов Министерства внутренних дел Российской Федерации".
В целях реализации установленных Законом льгот в Постановлении Правительства Российской Федерации различным категориям персонала учреждений, исполняющих уголовные наказания, утверждены как размеры увеличения должностных окладов, так и установлены надбавки к ним, в том числе утверждены размеры увеличения должностных окладов (тарифных ставок) персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы с особыми условиями хозяйственной деятельности, в зависимости от вида учреждений, характера и сложности выполняемых работ, согласно приложению N 1.
Абзацем первым приложения N 1 к указанному Постановлению предусмотрено, что размер увеличения должностных окладов, тарифных ставок персоналу учреждений, исполняющих наказания, строгого режима составляет 15 процентов.
Абзацем третьим этого же приложения установлено 15-процентное увеличение должностных окладов персоналу учреждений, специально созданных для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, и больниц, созданных для лечения осужденных к лишению свободы, при условии, если количество осужденных, которым приговором суда определено отбывание лишения свободы в учреждениях строгого режима или строгого и особого режима, вместе взятых, составляет более 50 процентов от числа всех осужденных, содержащихся в этих учреждениях и больницах.
При этом следует учитывать, что вид учреждения - это режим: строгий или особый. Под характером и сложностью выполняемой работы понимается работа с туберкулезными больными, работа с осужденными к пожизненному лишению свободы, осужденными к пожизненному лишению свободы в порядке замены смертной казни, а также работа в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности. Размер увеличения должностных окладов (15 процентов) персоналу учреждений, специально созданных для содержания и лечения осужденных больных туберкулезом, определен Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 36 Закона, т.е. с учетом характера и сложности выполняемых работ и в установленных законом пределах.
Анализ вышеприведенных нормативных правовых актов (статьи 36 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 и Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года N 477) позволяет сделать вывод о том, что увеличение должностных окладов персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, является повышением должностных окладов за особые условия службы.
В силу статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" для исчисления пенсии учитываются оклад по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет.
Таким образом, при исчислении пенсий лицам, проходившим службу в лечебно-исправительных учреждениях для туберкулезных больных, увеличение должностных окладов, установленное абзацами первым и третьим приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года N 477, учету не подлежит.
Федеральным законом от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ была установлена новая структура денежного довольствия сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Во исполнение Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 1022 "Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы" определены с 1 января 2013 г. размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников уголовно-исполнительной системы согласно приложению.
В п. 3 данного Постановления закреплено, что с 1 января 2012 г. оклады месячного денежного содержания, установленные в соответствии с настоящим Постановлением, применяются в целях назначения и пересмотра размеров пенсий гражданам, уволенным или увольняемым со службы в уголовно-исполнительной системе.
Согласно ч. 8 ст. 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 г. в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, подлежат пересмотру с 1 января 2012 г. в связи с принятием Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При этом ч. 9 ст. 12 Федерального закона N 309-ФЗ определено, что при пересмотре указанных в части 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством РФ до 01 января 2012 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 60 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, а также о признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов Союза ССР" внесены изменения в Постановление Правительства от 6 мая 1994 года N 477 "Об утверждении размеров увеличения должностных окладов (тарифных ставок) персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы с особыми условиями хозяйственной деятельности, в зависимости от вида учреждений, характера и сложности выполняемых работ, а также следственных изоляторов Министерства юстиции Российской Федерации". Размер увеличения должностных окладов, тарифных ставок, процентов персоналу учреждений, исполняющих наказание строгого режима определен - 7%. Согласно п. 6 данного Постановления оно вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1.01.2012.
Проанализировав приведенные выше нормативно- правовые акты, суд обоснованно сделал вывод о том, что увеличение должностных окладов персоналу учреждений специально созданных для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, является повышением должностных окладов за особые условия службы, однако данное увеличение не подлежит учету при исчислении пенсий.
Данный вывод суда согласуется с позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.03.2013 N 375-О.
Как следует из материалов дела, размер пенсии истца в денежном выражении после перерасчета увеличился (л.д.7). Данные обстоятельства стороны в судебном заседании не оспаривали.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно пришел к выводу, что расчет пенсии истцу с "Дата обезличена" произведен в соответствии с нормами закона.
При разрешении дела суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия считает несостоятельными. Данные доводы не опровергают выводов суда, все они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и по своей сути направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, что не является основанием к отмене законного и обоснованного решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит выводы суда основанными на правильном применении норм материального права, решение отвечает требованиям законности и обоснованности и оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 8 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Дидюка Н.Н., действующего на основании доверенности, "Фамилия обезличена" - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.