СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.,
судей Маркелова К.Б., Перминовой Н.А.,
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании 26 февраля 2015 года дело по апелляционным жалобам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, ГБУ РК "Центр правового обеспечения", действующее в интересах Министерства труда и социальной защиты Республики Коми на решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 19 ноября 2014 года, которым
исковые требования Петухова Ю.А. к Агентству Республики Коми по социальному развитию и ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Эжвинского района г. Сыктывкара" удовлетворены частично. Установлен факт участия Петухова Ю.А. в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988-1989 годах и признано за ним право на получение мер социальной поддержки как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В части иска о взыскании компенсации морального вреда отказано.
Заслушав доклад судьи Ус Е.А., объяснения представителей Министерства труда и социальной защиты Республики Коми "Фамилия обезличена", МЧС России "Фамилия обезличена", ГБУ РК "ЦСЗН Эжвинского района г. Сыктывкара" "Фамилия обезличена", истца Петухова Ю.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Петухов Ю.А. с учетом дополнительно заявленных требований, обратился в суд с иском к ГБУ РК "ЦСЗН Эжвинского района г. Сыктывкара" о признании права на получение мер социальной поддержки как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее-ЧАЭС), об установлении факта его участия в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, взыскании компенсации морального вреда в размере "Сумма обезличена" руб, ссылаясь, что проходил службу в воинской части N "Номер обезличен" в должности "Должность обезличена", выполнял работы в целях ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. В период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" он пребывал на стационарном лечении в связи с очаговым облысением волосистой части головы. Ответчик отказал ему в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, в связи с тем, что воинская часть не входит в перечень воинских частей внутренних войск, личный состав которых принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в зоне отчуждения.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Агентство РК по социальному развитию. Указом Главы Республики Коми от 22.09.2014 N 96 "О структуре органов исполнительной власти Республики Коми" Агентство Республики Коми по социальному развитию переименовано в Министерство труда и социальной защиты Республики Коми.
В качестве третьих лиц судом к участию в деле привлечены Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Военный комиссариат Республики Коми.
В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали.
Представители ГБУ РК "ЦСЗН Эжвинского района г. Сыктывкара", Министерства труда и социальной защиты Республики Коми, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исковые требования не признали.
Представитель Военного комиссариата Республики Коми в судебное заседание не явился.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе соответчик и третье лицо просят решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела в суде апелляционной инстанции. О причинах неявки лица, участвующие в деле суду не сообщили, доказательств уважительности причин таковой не представили.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки; эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Судом установлено, что в период с "Дата обезличена" года по "Дата обезличена" года Петухов Ю.А. проходил службу в воинской части N "Номер обезличен", располагающейся в "Адрес обезличен" в должности "Должность обезличена" и "Должность обезличена".
По сообщению отдела военного комиссариата Республики Коми по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району от "Дата обезличена". документы воинской части N "Номер обезличен" хранятся в Центральном архиве Министерства обороны Украины.
На основании заявления Петухова Ю.А., отдел военного комиссариата РК по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району направлял запросы в отраслевой государственный архив Министерства обороны Украины о направлении сведений об участии истца в работах по ликвидации аварии на ЧАЭС (исх. "Номер обезличен" от "Дата обезличена"., N "Номер обезличен" от "Дата обезличена"., N "Номер обезличен" от "Дата обезличена"., "Номер обезличен" от "Дата обезличена"., N "Номер обезличен" от "Дата обезличена". Ответы на указанные запросы не поступили.
Из архивной копии истории болезни N "Номер обезличен" по воинской части N "Номер обезличен", находившейся в "Адрес обезличен", следует, что в период военной службы Петухов Ю.А. проходил лечение с "Дата обезличена". по "Дата обезличена". в течение 24 дней с диагнозом - очаговое облысение волосистой части головы.
"Дата обезличена". Петухов Ю.А. обратился в Эжвинский филиал ГБУ РК "ЦСЗН г. Сыктывкара" с заявлением о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
Решением Агентства РК по социальному развитию N "Номер обезличен" от "Дата обезличена" истцу отказано в выдаче удостоверения, поскольку войсковая часть N "Номер обезличен" не входит в перечень воинских частей внутренних войск, утвержденный приказом МО РФ от 27.03.2003г. N88 "О мерах по обеспечению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил РФ и членов их семей, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" личный состав которых принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в зоне отчуждения.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что при рассмотрении настоящего дела, с учетом представленных заявителем документов нашел свое подтверждение факт участия Петухова Ю.А. в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с "Дата обезличена" по "Дата обезличена".г. в пределах зоны отчуждения.
Судебная коллегия не соглашается с таким выводом, поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения.
Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 - 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано (ст. 8 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1).
Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года N 1582 утвержден перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно подпункту "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 818 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска" такими органами являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.
Реализуя предоставленные полномочия, указанные федеральные органы исполнительной власти совместным Приказом от 8 декабря 2006 г. утвердили Порядок, отдельные положения которого оспариваются заявителем. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 февраля 2007 г., регистрационный N 8898, опубликован в "Российской газете" 10 февраля 2007 г.
Пункты 4, 5 и 6 Порядка в части, требующей предоставления для оформления и получения удостоверений документов, подтверждающих выполнение военнослужащими работ в зоне отчуждения, основаны на положениях части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Из анализа приведенных законоположений следует, что необходимым условием отнесения военнослужащих к категории граждан, на которых распространяется действие указанного Закона, является выполнение ими в 1986 - 1990 годы работ в пределах зоны отчуждения независимо от того, где дислоцировалась их войсковая часть и какие работы в зоне отчуждения ими выполнялись. Категории граждан, в отношении которых не требуется соблюдения указанного условия, прямо оговорены в Законе, в частности, к ним отнесены медицинские работники, получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.
Между тем, заявителем не представлено документов, предусмотренных пунктом 6 Порядка, как и не представлено иных доказательств, содержащих сведения относительно выполнения им работы в зоне отчуждения.
Рассматривая заявленные требования и удовлетворяя их, суд не учел, что воинская часть N "Номер обезличен" в которой проходил службу истец не входит в перечень воинских частей внутренних войск, участвовавших в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (приложение N 2 к приказу Минобороны РФ от 27.03.2003 года N 88).
Суд первой инстанции на основании свидетельских показаний "Фамилия обезличена" и "Фамилия обезличена" установил, что в период службы истец выполнял работы, относящиеся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в зоне отчуждения Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 августа 1993 г. N 5625-1.
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие род занятий военнослужащих в воинской части N "Номер обезличен", отсутствуют приказы по личному составу воинской части о прибытии истца в зону отчуждения и убытии из зоны отчуждения, в военном билете Петухова Ю.А. отсутствует отметка с записью о работе по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения.
Материалы дела не содержат сведений о том, что "Адрес обезличен", где дислоцировалась воинская часть, относится к зоне отчуждения. Как и не представлено бесспорных и достаточных доказательств того, что Петухов Ю.А. осуществлял работы в зоне отчуждения. Показания допрошенных, в порядке судебного поручения свидетелей "Фамилия обезличена" и "Фамилия обезличена" не могут являться безусловным доказательством участия Петухова Ю.А. в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения. Наличие у допрошенных свидетелей статуса "участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС" при отсутствии письменных доказательств не может доказывать факт участия самого Петухова Ю.А. в работах в зоне отчуждения. Кроме того у "Фамилия обезличена", проходившего военную службу в воинской части N "Номер обезличен" с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", и "Фамилия обезличена", проходившего военную службу в воинской части N "Номер обезличен" с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", в военном билете имеется отметка о нахождении на работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, в учетной карточке "Фамилия обезличена" имеется запись о нахождении на работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. В архивной справке выданной министерством обороны Украины указано, что "Фамилия обезличена" проходивший службу в в/ч N "Номер обезличен" с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в должности заместителя командира взвода, командира транспортного отделения на основании приказа командира в воинской части находился в "Адрес обезличен" с "Дата обезличена" по "Дата обезличена".Факт нахождения "Фамилия обезличена" проходившего службу в в/ч N "Номер обезличен" с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в должности командира аэродромного отделения (с 1.12.1988) в "Адрес обезличен" с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" на основании приказа командира воинской части подтверждается архивной справкой министерства обороны Украины.
Справка о том, что в период военной службы Петухов Ю.А. проходил лечение с "Дата обезличена". по "Дата обезличена". в течение 24 дней с диагнозом - очаговое облысение волосистой части головы не свидетельствует о наличие заболевания, связанного с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Таким образом, доказательства представленные истцом суду, бесспорно не подтверждают факта участия в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в зоне отчуждения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части установления факта участия Петухова Ю.А. в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в "Дата обезличена"- "Дата обезличена" годах и признании за ним право на получение мер социальной поддержки как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и принятии в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Петухову Ю.А. к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Эжвинского района г. Сыктывкара", Министерству труда и социальной защиты Республики Коми об установлении факта участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в "Дата обезличена"- "Дата обезличена" годах, признании права на получение мер социальной поддержки как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 19 ноября 2014 года отменить в части, по которой исковые требования Петухова Ю.А. к Агентству Республики Коми по социальному развитию и ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Эжвинского района г. Сыктывкара" удовлетворены частично, установлен факт участия Петухова Ю.А. в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в "Дата обезличена"- "Дата обезличена" годах и признано за ним право на получение мер социальной поддержки как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, вынести новое решение по которому:
В удовлетворении исковых требований Петухова Ю.А. к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Эжвинского района г. Сыктывкара", Министерству труда и социальной защиты Республики Коми об установлении факта участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в "Дата обезличена"- "Дата обезличена" годах, признании права на получение мер социальной поддержки как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий-
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.