Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 17 февраля 2015 г. по делу N 33-64/2015
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Актаева Г.В., судей Тарабакина А.В. и Двойцева Ю.В., при секретаре судебного заседания Лапатиной В.Н., с участием заявителя Васильевой О.В., её представителя Зеленевой Н.Л., представителя начальника учебного заведения и его жилищной комиссии Елистратова С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу военнослужащей федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования " ... военный институт внутренних войск МВД России имени генерала армии ... " (далее - Институт) прапорщика Васильевой О.В. на решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 20 ноября 2014 года, которым ее заявление об оспаривании решения жилищной комиссии и начальника названного учебного заведения об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении, оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Двойцева Ю.В. изложившего обстоятельства гражданского дела, содержание и мотивы апелляционной жалобы и возражений на неё, мнения участвующих лиц, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Васильева, заключившая первый контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 года, проходит службу в Институте.
В 2001 году супругом Васильевой и членами её семьи приобретено жилье общей площадью 53,2 кв. м., расположенное по адресу: Алтайский край, город Б ... , ул. М ... , кв. ...
28 января 2002 года указанное жилое помещение с нотариального согласия супруга оформлено в собственность Васильевой.
06 сентября 2011 года брак между Васильевой и ее супругом расторгнут, а вышеуказанная квартира разделена между ними в равных долях (по ?).
Решением жилищной комиссии Института, оформленным протоколом N ... от 31 июля 2014 года и утверждённым начальником этого же учебного заведения, Васильевой на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают её право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отказано в принятии на соответствующий учёт.
Не соглашаясь с решением жилищной комиссии и начальника Института, Васильева оспорила его в Новосибирском гарнизонном военном суде и в поданном заявлении просила суд признать его незаконным, а также возложить на указанные заинтересованные лица обязанность отменить оспоренное решение и принять её и членов её семьи на соответствующий учёт.
Решением гарнизонного военного суда от 20 ноября 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Васильева, ссылаясь на неправильное определение судом фактических обстоятельств дела, неверное применение норм материального права и истолкование закона, просит отменить постановленное судебное решение и принять новое - об удовлетворении заявления.
В обоснование этого автор жалобы, анализируя положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, приводит доводы, которые в своей совокупности образуют следующее.
Автор жалобы опровергает выводы суда первой инстанции о желании военнослужащей быть повторно обеспеченной жилой площадью за счет средств федерального бюджета, а также о необходимости принятия мер к сохранению за собой части ранее предоставленной жилой площади, поскольку действующим законодательством указанного требования не предусмотрено.
При этом Васильева указывает, что жилая площадь предоставлена ей как члену семьи военнослужащего без учета её согласия на это, а свое право на предоставление жилого помещения она не реализовала и в период прохождения военной службы жилым помещением не обеспечивалась.
Кроме того, Васильева утверждает, что квартира по улице М ... города Б ... выделялась ей не от государства, а она приобретала её по договору купли-продажи у собственников квартиры.
Также заявительница утверждает, что непредставление справки о сдаче жилья не лишает её права быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий. Кроме того, она предпринимала меры к сдаче имеющегося в ее собственности жилого помещения в городе Б ... Находящаяся у неё в собственности ? часть квартиры площадью 26,6 кв.м., не соответствует нормам обеспеченности, поскольку на каждого члена семьи приходится по 8,87 кв.м. жилой площади, тогда как по законодательству в городе Н ... эта норма составляла не менее 12 кв.м. на человека.
Таким образом, Васильева делает вывод, что жильем по установленным нормам она и члены её семьи государством обеспечены не были.
Помимо этого в своей жалобе Васильева указывает, что суд рассмотрел гражданское дело в её отсутствие, не приняв во внимание тот факт, что неявка в судебное заседания была обусловлена болезненным состоянием здоровья.
Проверив материалы дела в предусмотренных частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ пределах, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
По смыслу статьи 59 и пункта "т" статьи 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище, определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений данного Закона, регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в статье 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 15 Закона определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определён в ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (например, право на дополнительную площадь), так и дополнительные обязанности (например, обязанность по сдаче ранее полученного жилья).
Согласно ч. 4 ст. 52 и п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях допускается, если не представлены документы, подтверждающие право состоять на указанном учете.
Указанной норме закона соответствует п. 19 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России (утв. Приказом МВД России N 75 от 12 февраля 2010 г.), устанавливающий обязанность военнослужащих, при подаче рапорта о признании нуждающимся в жилом помещении, прикладывать к нему копию справки по установленной форме о сдаче жилого помещения.
Из анализа положений статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права военнослужащих на жильё обусловлена условием сдачи ими ранее полученного от военного ведомства жилых помещений по социальному найму.
Предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на соответствующий федеральный орган исполнительной власти обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему ранее по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, Законом не предусмотрено.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее, в том числе и в качестве члена семьи военнослужащего, от соответствующего государственного органа по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном статьёй 15 Закона.
Согласно решения коллегиального жилищного органа Н ... военного института от 31 июля 2014 года, оформленного протоколом N ... Васильевой со ссылкой на пункт 2 статьи 54 ЖК РФ, то есть в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают ее право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, отказано в постановке на жилищный учет ).
Как видно из имеющегося в материалах дела протокола заседания жилищно-бытовой комиссии войсковой части ... от 11 сентября 2001 года ), В.А.Ф ... на состав семьи 4 человека, в том числе заявителя, распределено жилое помещение - двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: Алтайский край, город Б ... , ул. М ... , кв. ... , общей площадью 53,2 кв. м.
Как следует из копии договора купли-продажи от 28 января 2002 года ) данное жилое помещение единолично приобретено в собственность Васильевой О.В. по цене ... рублей. Также согласно данного документа, собственниками названного жилого помещения, по договору дарения от 6 апреля 2001 года и свидетельству о гос.регистрации от 4 мая того же года, являлись 4 человека.
Свидетельством о государственной регистрации от 25 февраля 2002 года подтверждается переход права собственности на названное помещение от владельцев вышеуказанной квартиры к Васильевой.
В 2011 году брак между В.А.Ф. и Васильевой прекращен ).
Таким образом, жилищно-бытовая комиссия воинской части 11 сентября 2001 года приняла решение о распределении Васильевой квартиры, собственником которой являлся не федеральный орган исполнительной власти, где заявитель проходила военную службу, а также не какой-либо иной государственный орган, а частные лица.
Указанные выше данные не позволяют суду второй инстанции с уверенностью утверждать, что жилое помещение получено заявительницей от федерального органа исполнительной власти, где она проходила военную службу или за счет средств государства.
Причем документы о том, что указанное жилье приобреталось заявительницей у частных лиц и за свои денежные средства, имелись в распоряжении коллегиального органа, и он руководствовался ими при принятии решения по рапорту Васильевой 31 июля 2014 года.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества N ... от 24 октября 2012 года и свидетельства о государственной регистрации права, в собственности у Васильевой находится ? доли в квартире, расположенной по адресу: город Б ... Алтайского края, ул. М ... , д. ... , кв. ...
Из изложенного следует, что поскольку заявительница, приобретя жилое помещение за собственные средства у его собственников - частных лиц, инициировала вопрос о постановке себя и членов своей семьи на учет нуждающейся в получении (улучшении) жилья, постольку действия коллегиального органа отказавшего ей в этом по причине не представления документа, свидетельствующего о сдаче полученного ранее жилого помещения, а также начальника Института утвердившего данное решение, являются незаконными.
Причем все названные выше документы имелись в распоряжении суда первой инстанции, однако при разрешении дела они использованы не были и в решении не отражены.
В связи с чем, является неверным вывод гарнизонного военного суда в своем решении о том, что заявительница была обеспечена жилым помещением по установленным нормам в качестве члена семьи военнослужащего и за счёт средств государства.
Инициирование Васильевой вопроса о её обеспечении жильем, предоставляемым по договору социального найма, не противоречит нормам действующего законодательства.
Таким образом, имеющиеся в материалах дела документы не позволяют окружному военному суду согласиться с мнением суда первой инстанции о том, что поскольку Васильева не представила документ, свидетельствующий о сдаче приобретенного ею за собственные средства жилого помещения, то коллегиальный орган обосновано принял решение об отказе в постановке военнослужащей на соответствующий учет нуждающейся в получении жилья, в связи с чем имеются основания для признания оспариваемого решения коллегиального органа и действий должностного лица незаконными, с вынесением об этом нового решения.
Иные доводы автора апелляционного обращения, являющиеся производными от требования признания незаконным решения жилищной комиссии от 31 июля 2014 года и действий начальника Института, утвердившего его, на существо спора не влияют.
Руководствуясь ст.ст. 199, 327, 327.1 и 328 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 20 ноября 2014 года по заявлению Васильевой О.В. отменить и принять по делу новое решение.
Действия председателя жилищной комиссии и начальника Института, связанные с отказом в признании заявительницы нуждающейся в жилых помещениях, признать незаконными.
Обязать жилищную комиссию и начальника Института отменить решение коллегиального органа N ... от 31 июля 2014 года, в части касающейся Васильевой О.В. и повторно рассмотреть рапорт заявительницы о признании нуждающейся в жилых помещениях.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда Ю.В. Двойцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.