Воронежский областной суд в составе:
председательствующего судьи Селиверстовой И.В.
при секретаре Козьяковой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже гражданское дело по заявлению Открытого акционерного общества "РЖДстрой" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
УСТАНОВИЛ:
30 декабря 2014 года ОАО "РЖДстрой" обратилось в Воронежский областной суд с иском к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице ее филиала по Воронежской области по подсудности, установленной пунктом 8 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому истец просит установить кадастровую стоимость в отношении принадлежащих Обществу на праве собственности земельных участков:
- с кадастровым N площадью "данные изъяты" кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов;
- с кадастровым N площадью "данные изъяты" кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, равной рыночной.
В обоснование заявленных требований, со ссылкой на положения пунктов 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, представитель истца указал, что кадастровая стоимость земельных участков, установленная на основании постановления правительства Воронежской области от 17 декабря 2010 года N 1108 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области" (далее - Постановление N 1108), составляет "данные изъяты" рублей и "данные изъяты" рублей, в то время как в соответствии с отчетом независимого оценщика рыночная стоимость земельного участка на 1 января 2009 года составляет "данные изъяты" рублей и "данные изъяты" рублей соответственно (л.д. 4-7, 107, 108).
Определениями суда от 5 февраля 2015 года вид судопроизводства по настоящему делу определен, как по делам, возникающим из публичных правоотношений; к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: правительство Воронежской области, департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, Управление "Росреестра" по Воронежской области, администрация Лискинского муниципального района Воронежской области и филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области (л.д. 127-128).
Представитель заявителя, представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований, отчета о рыночной стоимости земельного участка и заключения эксперта, доказательств наличия иной величины рыночной стоимости объекта недвижимости не представили, представители муниципального образования и органа кадастрового учета письменно просят о рассмотрении дела в их отсутствие, полагаясь при разрешении требований на усмотрение суда (л.д. 175-176, 211), иные лица о причинах неявки не сообщили. В адрес суда по электронной почте поступило ходатайство ФИО1 об отложении судебного заседания, как от представителя истца по доверенности от 2 декабря 2014 года N, в связи с ее занятостью в другом процессе (л.д. 177-192). Однако в материалы дела не была представлена названная доверенность, ввиду чего полномочия на представление интересов ОАО "РЖДстрой" ФИО1 по настоящему делу не подтверждены. Кроме того, заявитель имел возможность направить в судебное заседание иного представителя, в том числе ФИО2, представившую суду надлежащим образом удостоверенную доверенность и извещенной надлежащим образом (л.д. 122-123, 171).
Учитывая изложенное, суд в силу части 3 статьи 167 и части 2 статьи 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Определяя заинтересованность заявителя в пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, суд учитывает, что в силу пункта 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области утверждены Постановлением N 1108.
В соответствии с положениями статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в действующей в настоящее время редакции от 21 июля 2014 года) (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи названного заявления может быть, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из содержания частей 1-3, 9 статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ, для оспаривания юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости является обязательным.
Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Воронежской области уведомлением N от 19 января 2015 года было отказано в принятии к рассмотрению заявления ОАО "РЖДстрой" о пересмотре кадастровой стоимости (л.д. 120, 121, 209).
При этом суд учитывает, что в силу положений части 28 статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при разрешении требований заявителя.
Установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и впоследствии утвердившие их кадастровую стоимость, а также органы местного самоуправления, устанавливающие земельный налог, которые обладают властными полномочиями по отношению ко второму участнику названных правоотношений, определяют порядок и условия вступления в данные правоотношения.
Таким образом, требование подлежит рассмотрению по общим правилам производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений применительно к условиям и основаниям, изложенным в положениях Федерального закона N 135-ФЗ, в частности в статье 24.18, включая правила о распределении бремени доказывания, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Анализ положений главы III.I Федерального закона N 135-ФЗ, пунктов 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 8 апреля 2000 года, пунктом 10 Федерального стандарта "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 255, в их системной связи, позволяет сделать вывод, что действующее законодательство предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, если такая определена, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Как следует из материалов гражданского дела, ОАО "РЖДстрой" (ранее имевшего наименование ОАО "Росжелдорстрой") на основании акта приема-передачи N от 31 марта 2006 года и свидетельств о государственной регистрации права от 3 сентября 2007 года на праве собственности принадлежат земельные участки:
- с кадастровым N площадью "данные изъяты" кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение цехов предприятия и котельной;
- с кадастровым N площадью "данные изъяты" кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение цеха по производству силикатного кирпича. Сведения о земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости 6 октября 2004 года и 3 февраля 1995 года соответственно (л.д. 10-23, 66-103, 213-217).
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что кадастровая стоимость земельных участков используется для целей налогообложения (налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом), суд усматривает наличие у ОАО "РЖДстрой" заинтересованности в оспаривании результатов кадастровой оценки принадлежащих Обществу на праве собственности земельных участков, поскольку они затрагивают его права и обязанности, как юридического лица, уплачивающего земельный налог (л.д. 194-206), отнесенный налоговым законодательством к местному налогу, устанавливаемому Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязательному к уплате на территории муниципального образования (пункты 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 387, пункт 1 статьи 388, пункт 1 статьи 390, пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Постановлением N 1108 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов "адрес", включая "адрес", по состоянию на 1 января 2009 года. Размер кадастровой стоимости земельных участков составляет: с кадастровым N - "данные изъяты" рублей, с кадастровым N - "данные изъяты" рублей, сведения о кадастровой стоимости внесены 18 января 2011 года (л.д. 24, 25).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату (часть 4 стать 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ).
Таким образом, поскольку кадастровая стоимость земельных участков была установлена при проведении государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января 2009 года, утвержденной Постановлением N 1108, постольку датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость названных земельных участков, следует считать именно эту дату.
Из представленного заявителем отчета оценщика ООО "данные изъяты" N от 15 декабря 2014 года об оценке рыночнойстоимостиземельных участков в двух томах (на 580 л. и 647 л.), оригинал которого обозревался в настоящем судебном заседании, следует, что итоговая величина рыночной стоимости земельных участков на 1 января 2009 года составляет: с кадастровым N "данные изъяты" рублей, с кадастровым N - "данные изъяты" рублей.
В отношении данного отчета представлено экспертное заключение N от 25 декабря 2014 года, подготовленное экспертом саморегулируемой организации оценщиков "данные изъяты" членом которой является оценщик ООО "данные изъяты" ФИО3, составившая отчет, согласно которому отчет N "об оценкерыночнойстоимостиземельных участков" соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона N 135-ФЗ, требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности (л.д. 26-65).
Оценивая отчет об оценке и экспертное заключение применительно к положениям статей 60 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит их соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям статей 11 и 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ и требованиям федеральных стандартов оценки действующего законодательства.
В отчете указаны общая информация, идентифицируются объекты оценки, содержится анализ рынка объектов оценки, описание процесса оценки, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования, итоговая величина стоимости объектов оценки, выводы оценщика орыночнойстоимостиземельных участков сделаны на основе сравнительного подхода с использованием объектов-аналогов из решений Арбитражного суда Воронежской области от 9 ноября 2012 года, 12 ноября 2013 года, 6 февраля 2014 года, 17 сентября 2014 года, распложенных в том числе и в том же населенном пункте, что и объекты оценки, с применением корректирующих коэффициентов. По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей рынканедвижимости в конкретном населенном пункте в соответствующий период и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Виды экспертиз, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения утвержден приказом Минэкономразвития от 4 июля 2011 года N 328 (ФСО N 5).
Суд находит представленный заявителем отчет оценщика об определениирыночнойстоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2009 года надлежащим доказательством, подтверждающим размеррыночнойстоимостиземельных участков на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость.
Доказательств, свидетельствующих, что отчет об оценке и экспертное заключение не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, не представлено. Участвующие в деле лица отчет об оценке не оспаривали, с ходатайством о проведении судебной экспертизы не обращались.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии иной величины рыночной стоимости объектов недвижимости, участниками процесса в материалы дела не представлено, об их наличии суду не заявлялось.
Таким образом, суд считает установленной действительную рыночную стоимость земельных участков: с кадастровым N в размере "данные изъяты" рублей, с кадастровым N - "данные изъяты" рублей на 1 января 2009 года (на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость).
Согласно части 5 статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7, части 3 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ настоящее решение суда со дня вступления в законную силу является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что заявление об установлении кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности ОАО "РЖДстрой", равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2009 года, с кадастровым N в размере "данные изъяты" рублей, с кадастровым N - "данные изъяты" рублей, поданное в суд 30 декабря 2014 года, подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199, 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
установить кадастровую стоимость земельных участков:
- с кадастровым N площадью "данные изъяты" кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение цехов предприятия и котельной,равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей;
- с кадастровым N площадью "данные изъяты" кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение цеха по производству силикатного кирпича,равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 26 февраля 2015 года.
Председательствующий И.В. Селиверстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.