Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Богдановой О.Н., Безносовой Е.И.,
при секретаре Губиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кургане 3 февраля 2015 года гражданское дело по иску Тихоновской С.А. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначении досрочной трудовой пенсии
по апелляционным жалобам государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области, Тихоновской С.А. на решение Курганского городского суда Курганской области от 24 сентября 2014 года, которым постановлено:
иск Тихоновской С.А. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области удовлетворить частично.
Признать незаконным решение государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кургане Курганской области N от " ... " в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, Тихоновской С.А. в льготном исчислении периодов отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в должности " ... " операционного блока стационарного отделения МСЧ предприятия Ямбурггаздобыча ЯНАО в период с " ... " по " ... ", в календарном исчислении периодов курсов повышения квалификации.
Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области включить Тихоновской С.А. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в льготном исчислении - 1 год работы как 1 год и 9 месяцев период работы с " ... " по " ... " в должности " ... " операционного блока стационарного отделения МСЧ предприятия Ямбурггаздобыча ЯНАО, 1 год работы как 1 год и шесть месяцев периоды с " ... " по " ... " - отпуск по беременности и родам, с " ... " по " ... " - отпуск по уходу за ребенком, в календарном исчислении периоды курсов повышения квалификации с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ".
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области в пользу Тихоновской С.А. государственную пошлину в размере 200 руб.
Заслушав доклад судьи областного суда Богдановой О.Н. об обстоятельствах дела, пояснения представителя истца Курбыко Т.М., представителя ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области Симоновой Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тихоновская С.А. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (далее по тексту - ГУ УПФ РФ в г. Кургане) о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной пенсии.
В обоснование иска с учетом неоднократного изменения исковых требований указала, что решением ГУ УПФ РФ в г. Кургане ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, не зачтены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, следующие периоды ее работы: с " ... " по " ... " в должности " ... " фельдшерско-акушерским пунктом "адрес"; с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " в должности " ... " в хирургическом отделении войсковой части 15209; с " ... " по " ... " в должности " ... " в родильном отделении Джамбульской центральной районной больницы; с " ... " по " ... " - отпуск по беременности и родам; с " ... " по " ... " - отпуск по уходу за ребенком; с " ... " по " ... " в должности " ... " отделения патологии беременных в Центральной больнице КазССР; с " ... " по " ... " в должности " ... " в ОГМ в Мостостроительном отряде N 93; с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " - курсы повышения квалификации; с " ... " по " ... " в должности " ... " оперблока стационарного отделения МСЧ предприятия Ямбурггаздобыча ЯНАО. Полагала отказ необоснованным, поскольку в соответствии с ранее действующей ст. 167 КЗоТ РСФСР, постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" было предусмотрено включение периодов отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет, в связи с чем период с " ... " по " ... " подлежал включению в специальный стаж работы истца. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации также подлежат включению в специальный трудовой стаж, поскольку в соответствии со ст. ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации указанные периоды включаются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В зачете в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии отказано также в период с " ... " по " ... " в связи с тем, что наименование отделения (учреждения), должности структурного учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений и Перечнем структурных подразделений, работа в которых засчитывается в стаж в льготном исчислении. Указывает, что в течение трудовой деятельности осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения, несмотря на наименование должностей и учреждений, в которых она осуществляла свою деятельность, ее функциональные обязанности оставались теми же, осуществляя лечебную деятельность в спорные периоды, истец относилась к среднему медперсоналу. Из уточняющей стаж справке следует, что истец работала полный рабочий день с " ... " по " ... " в качестве " ... ", " ... " операционного блока стационарного отделения филиала "Медико-санитарная часть" ООО "Газпром добыча Ямбург" ООО "Газпром", которое находится на территории ЯНАО, относящейся к районам Крайнего севера. Истец в спорный период принимала непосредственное участие при проведении операций пациентам хирургического отделения в качестве " ... ", из должностной инструкции следует, что для выполнения возложенных на нее обязанностей истец обязана оказывать квалифицированную стационарную помощь при острых заболеваниях и обострениях, иную медицинскую помощь, указанную в должностной инструкции, в лечении больных использовала наркотические сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества, осуществляла выполнение иных обязанностей, установленных должностной инструкцией. Указала, что при выполнении должностных обязанностей осуществляет анестезиолого-реанимационную деятельность, принимала участие при проведении операций в качестве " ... ", выполняла иную анестезиолого-реанимационную деятельность, характер и условия ее работы в должности " ... " оперблока стационарного отделения МСЧ предприятия Ямбурггаздобыча ЯНАО полностью соответствует характеру и условиям работы, поименованной в Списке должностей и учреждений и Перечнем структурных подразделений, работа в которых засчитывается в стаж в льготном исчислении, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, то есть является тождественной.
Просила признать незаконным решение ответчика в части отказа о включении периодов с " ... " по " ... " - отпуска по беременности и родам в льготном исчислении (1 год работы как 1 год 6 месяцев), с " ... " по " ... "- отпуска по уходу за ребенком в льготном исчислении (1 год работы как 1 год 6 месяцев), с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " - курсы повышения квалификации в календарном исчислении, с " ... " по " ... " в должности " ... " операционного блока стационарного отделения МСЧ предприятия Ямбурггаздобыча ЯНАО в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 9 месяцев), включить указанные периоды в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, назначить пенсию по старости с " ... ".
В судебном заседании представитель истца Курбыко Т.М. на иске настаивала.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Кургане Симонова Е.С. исковые требования не признала, пояснила, что приказом Минздравсоцразвития от 05.07.2005 N 439 тождество понятий "отделение реанимации" и "оперблок" не установлено. Из должностной инструкции истца следует, что она осуществляла санитарно-профилактическую работу и иные обязанности, не относящиеся к обязанностям " ... ", в связи с чем специальный стаж у Тихоновской С.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, отсутствует.
Представитель третьего лица ООО "Газпром добыча Ямбург" в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. Представитель третьего лица Пащенко С.П., опрошенный в ходе исполнения судебного поручения, требования Тихоновской С.А. не признал, указал, что подразделение, в котором работает истец, не предусмотрено Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медперсонала, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в льготном исчислении.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Кургане просит решение суда отменить в части включения периодов в стаж истца с " ... " по " ... " в должности " ... " операционного блока стационарного отделения МСЧ предприятия Ямбурггаздобыча ЯНАО в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 9 месяцев, в удовлетворении данной части иска Тихоновской С.А. отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что для исчисления специального стража медицинских работников за периоды работы до " ... " может применяться постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, за периоды работы с " ... " по " ... " - постановление Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, которые применяются буквально и не подлежат расширительному толкованию. Указанным выше постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 льготное исчисление сроков выслуги лет производится в том числе среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии - 1 год работы в этих должностях и подразделениях за 1 год и 6 месяцев. Подсчет стажа работы медицинских работников в льготном исчислении 1 года работы за 1 год и 9 месяцев стал производиться после принятия постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, утвердившего Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, согласно которому периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в медицинский стаж в календарном порядке, за исключением случаев льготного порядка исчисления стажа работы, указанных в п.п. а и б п. 5 Правил. В соответствии с п. 2 Перечня структурных подразделений, утвержденного постановлением Правительства N 781, льготное исчисление стажа работы: 1 год за 1 год 6 месяцев производится медицинским сестрам-анестезисткам в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии, учреждений, предусмотренных Списком. В связи с тем, что истец работала медицинской сестрой-анестезисткой в структурном подразделении, поименованном в п. 1 Перечня структурных подразделений, утвержденного постановлением Правительства РФ N 781, оснований для применения льготного порядка исчисления стажа работы 1 год работы за 1 год и 9 месяцев в данном случае не имеется.
В апелляционной жалобе Тихоновская С.А. просила решение суда в части отказа во включении в стаж в льготном исчислении 1 год за 1 год 9 месяцев периода работы с " ... " по " ... " отменить. Полагает ошибочным вывод суда о том, что ею исполнялись обязанности палатной либо процедурной медсестры, ссылается на отсутствие доказательств, свидетельствующих о занятии истцом иной, чем указано в трудовой книжке, должности. Указывает, что фактически выполняла возложенные на нее обязанности " ... ", осуществляла анестезиолого-реанимационную помощь в круглосуточном режиме, о чем имеются представленные в материалы дела доказательства, т.е. занята такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, как и деятельность профессий и должностей, которые имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Считает, что характер и условиям ее работы в должности медсестры-анестезистки операционного блока стационарного отделения полностью соответствует характеру и условиям работы, поименованной в Списке должностей и учреждений и Перечнем структурных подразделений, работа в которых засчитывается в стаж в льготном исчислении, т.е. является тождественной.
В возражениях на апелляционную жалобу Тихонговской С.А. ГУ УПФ РФ в г. Кургане полагал доводы жалобы истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Курбыко Т.М. доводы апелляционной жалобы Тихоновской С.А. поддержала, апелляционную жалобу ответчика полагала необоснованной.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Кургане Симонова Е.С. на доводах апелляционной жалобы ГУ УПФ РФ в г. Кургане настаивала, против доводов апелляционной жалобы Тихоновской С.А. возражала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, причина неявки неизвестна. На основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлены Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ).
В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из материалов дела усматривается, что Тихоновская С.А., " ... " года рождения, с " ... " осуществляет лечебную деятельность в различных должностях медицинского персонала, с " ... " по настоящее время работает в ООО "Газпром добыча Ямбург", с " ... " - с учетом переименования должностей и перехода на новую систему оплаты труда - в должности " ... " операционного блока стационарного отделения филиала "Медико-санитарная часть" ООО "Газпром добыча Ямбург", с " ... " - в должности " ... " высшей категории операционного блока стационарного отделения филиала "Медико-санитарная часть" ООО "Газпром добыча Ямбург".
Истец обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Кургане с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением от " ... " N в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу отказано, ввиду отсутствия необходимой продолжительности стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населению: отказано в зачете в стаж на соответствующих видах работ - 12 лет 3 месяца 7 дней, принято к зачету - 25 лет 5 месяцев.
В специальный стаж не были включены, в том числе периоды работы в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 9 месяцев периоды с " ... " по " ... " - отпуск по беременности и родам, с " ... " по " ... " - отпуск по уходу за ребенком в соответствии с п.21 разъяснений Минтруда РФ от 22.05.1996 N5, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 N29 и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N516; с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", поскольку наименование отделения не предусмотрено Перечнем структурных подразделений, работа в которых засчитывается в стаж в льготном исчислении, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N781. Данным решением Тихоновской С.А. также отказано в зачете в специальный стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии периодов: с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " - курсы повышения квалификации в календарном исчислении.
Разрешая и удовлетворяя требования о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения Тихоновской С.А. в отпусках по беременности и родам (с " ... " по " ... ") и по уходу за ребенком (с " ... " по " ... "), суд исходил из того, что периоды указанных отпусков должны быть включены в специальный стаж в льготном исчислении, сославшись на информационное письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 7392-юл и Пенсионного фонда Российской Федерации N лч-25-25/1067 от 04.11.2002, п. 27 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от " ... " N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии". Расценив курсы повышения квалификации как неотъемлемую часть производственного процесса медицинского работника, также суд пришел к выводу о том, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации (с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ") подлежат зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в календарном исчислении. Решение суда первой инстанции в данной части сторонами не обжаловано.
Оспаривая решение суда первой инстанции представителем ответчика указано на необоснованное включение Тихоновской С.А. в стаж на соответствующих видах работ периодов работы с " ... " по " ... " в должности " ... " операционного блока стационарного отделения МСЧ предприятия Ямбурггаздобыча в льготном исчислении (1 год за 1 год и 9 месяцев), поскольку постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, на которое сослался суд, не предусматривало такого порядка исчисления стажа медицинских работников.
Судебная коллегия находит данный довод жалобы необоснованным, исходя из следующего.
Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" (далее - постановление Пленума от 11.12.2012 N 30) следует, что согласно ст. ст. 27, 27.1 и 28 Федерального закона N 173-ФЗ одним из условий установления трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В п. 18 постановления Пленума от 11.12.2012 N 30 указывается, что исходя из п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций; воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее - Правила).
В соответствии с подп. "а" п. 5 вышеназванных Правил, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца).
В соответствии с подп. "б" п. 5 названных Правил, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подп. "а", так и подп. "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
При исчислении стажа работы, дающей право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона N 173-ФЗ, подлежит также применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.
По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на досрочное установление трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов (абз. 3 п. 19 постановления Пленума от 11.12.2012 N 30).
За период работы до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 (до 14.11.2002) в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось в частности постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", в соответствии с п. 3 которого в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до " ... " засчитывались в соответствии со списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых дает право на пенсию по выслуге лет".
Указанным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского тина (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца; врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
В соответствии с абз. 4 п. 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений подлежали зачету все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) - врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, справки от " ... ", уточняющей стаж, истец в период с " ... " по " ... " являлась работником здравоохранения, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, с " ... " по настоящее время занимает должность " ... " операционного блока стационарного отделения филиала Медико-санитарной части ООО "Газпром добыча Ямбург" ОАО "Газпром".
Вопреки доводам апелляционной жалобы ГУ УПФ РФ в г. Кургане, зачет периода работы Тихоновской С.А. с " ... " по " ... " в должности " ... " операционного блока стационарного отделения Медико-санитарной части ООО "Газпром добыча Ямбург" с применением льготного порядка исчисления (1 год работы как 1 год и 9 месяцев) по двум основаниям произведен судом первой инстанции правомерно, поскольку ранее действовавшие, как постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, так и постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 не исключают возможности их одновременного применения. Кроме того, в настоящее время действующее законодательство, а именно, п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, применительно к смешанному стажу также допускает возможность применения льготного порядка исчисления стажа одновременно по нескольким основаниям.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда в части включения Тихоновской С.А. периодов работы с " ... " по " ... " в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 9 месяцев является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы ГУ УПФ РФ в г. Кургане не подлежит.
Ссылки истца о необоснованном отказе в удовлетворении иска в части включения в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пении, периодов работы с " ... " по " ... " в должности " ... " оперблока стационарного отделения Медико-санитарной части ООО "Газпром добыча Ямбург" также нельзя признать состоятельными. Выражая несогласие с решением суда в данной части, Тихоновской С.А. указано, что в указанный выше период ею фактически выполнялись лишь обязанности " ... ", осуществлялась анестезиолого-реанимационная помощь в оперблоке медсанчасти и возложенные на нее обязанности носили идентичный характер работы " ... ", работающих в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.
Судебная коллегия находит приведенные истцом мотивы несогласия с оспариваемым решением суда первой инстанции в указанной части необоснованными и не влекущими отмену либо изменения судебного акта, на основании следующего.
Из смысла Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2010 N 520-О-О следует, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (пп. 20 п. 1 ст. 27 (ранее - пп. 11 п. 1 ст. 28)); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений.
Как указано выше, постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ.
Подпунктом "б" п. 5 названных Правил предусмотрено, что лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Льготное исчисление стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, производится в соответствии с разделом 2 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, в частности медицинским сестрам палатным, в том числе старшим; медицинским сестрам - анестезистам отделений (групп, палат) анестезиологии - реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в п.п. 1-6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27-30 Списка.
Таким образом, законодатель определяет, что право на льготное исчисление специального стажа имеют только медицинские сестры - анестезисты, работа которых в указанной должности протекала в отделении (группе, палате, выездной бригаде скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии, при этом с учетом п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, в течении полного рабочего дня.
Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст.ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 16 постановления от 11.12.2012 N 30 разъяснил, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Из раздела "Должности специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541н, ранее действующей Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава Российской Федерации от 15.10.1999 N 377, следует, что должности медицинской сестры палатной и медицинской сестры-анестезиста, предусмотренной вышеуказанными Перечнями, являются самостоятельными.
Из должностной инструкции " ... " высшей категории операционного блока стационарного отделения филиала МСЧ, утвержденной 10.06.2008, следует, что в должностные обязанности медсестры-анетсезиста входили обязанности по оформлению медицинской документации на больных, поступающих в оперблок, участие в проведении оперативных вмешательств больным, нуждающимся в оперативном лечении в плановом и экстренном порядке в оперблоке и иные обязанности, в том числе те, которые в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей, руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541н, отнесены к обязанностям медсестры палатной, в частности осмотр поступающих в оперблок больных на наличие педикулеза, обеспечение больных индивидуальными предметами ухода: проведение санитарной обработки; проведение не реже 1 раза в 7 дней осмотра больных на наличие педикулеза с отместкой об этом в соответствующем документе; контроль за чистотой и порядком в палатах, личной гигиеной больных, за своевременным приемом ванн, сменой белья; участие в ежедневных обходах с лечащим врачом; выполнение врачебных назначений и лечебных процедур под контролем лечащих врачей и заведующего отделением.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы Тихоновской С.А. об отсутствии оснований для вывода о выполнении истицей в спорный период и должностных обязанностей " ... " опровергаются собранными по делу доказательствами, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, при этом оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, вопреки требованиям п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, истцом не доказаны обстоятельства, связанные с выполнение работы по занимаемой должности по профилю анестезиология и реанимация постоянно в течение полного рабочего дня.
Кроме того, судом установлено, что Тихоновская С.А. в период с " ... " по " ... " работала " ... " в операционном блоке стационарного отделения Медико-санитарной части ООО "Газпром добыча Ямбург", то есть в структурном подразделении хирургического профиля, в связи с наличием которого в штате оперблока имелись ставки врачей-хирургов, врачей анестезиоголов-реаниматологов, операционных медицинских сестер и медицинских сестер-анестезистов.
Из представленных в материалы дела штатных расписаний не следует, что в лечебном учреждении было создано отделение (группа, палата) анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии. Данное обстоятельство также подтверждается пояснениями представителя работодателя, согласно которым в Медико-санитарной части структурно отделение (группа, палата) анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии не выделено, поскольку наличие 3 реанимационных коек не соответствует нормативу, установленному приказом Министерства здравоохранения СССР от 11.06.1986 N841.
В соответствии с приказом об утверждении коечного фонда от 09.10.2012, данными отчета о работе стационарного отделения за 2013 год в составе стационарного отделения функционировали 3 реанимационные койки, которые размещались в палате, работа отделения осуществлялась круглосуточно, дежурная бригада состояла из хирурга, врача анестезиолога-реаниматолога, операционной медсестры, медсестры анестезиста, санитарок.
Поскольку в операционном блоке МСЧ ООО "Газпром добыча Ямбург" не было выделено структурно отделение (группа, палата) анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии, а трудовая деятельность истца осуществлялась в подразделении хирургического профиля, суд с учетом норм федерального пенсионного законодательства, а также подробного анализа Положения об отделении (группе) анестезиологии-реанимации лечебно-профилактического учреждения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения СССР от 11.06.1986 N 841, Положения о медицинской сестре - анестезисте отделения анестезиологии-реанимации, утвержденного Приказом Министра здравоохранения СССР 27.07.1970 N 501, приказа Минздавсоцразвития Российской Федерации от 23.07.2010 N541н, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ все собранные по делу доказательства в их совокупности (данные трудовой книжки истца, уточняющие занятость справки, штатные расписания, приказ об утверждении коечного фонда, данные отчета о работе стационарного отделения филиала "Медико-санитарная часть" ООО "Газпром добыча Ямбург" за 2013 год, должностные инструкции, Положение о стационарном отделении филиала "Медико-санитарная часть", Положение об операционном блоке стационарного отделения филиала "Медико-санитарная часть"), обоснованно отказал в зачете в льготном исчислении год работы как 1 год и 9 месяцев периода с " ... " по " ... ", так как в соответствии с приведенными выше нормами материального права истец как " ... " имеет право на льготное исчисление стажа лишь в случае, если ее работа в этой должности протекала в структурных подразделениях учреждений, указанных в разделе 2 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781.
Доказательств, свидетельствующих о том, что функции, обязанности, характер работ, выполняемых истицей в должности " ... " в операционном блоке стационарного отделения МСЧ ООО "Газпром добыча Ямбург" ОАО "Газпром" в спорный период, были аналогичны работе по должности " ... " в структурных подразделениях учреждений, указанных в разделе 2 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, Тихоновской С.А. и ее представителем в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено, тогда как возможности для их предоставления судом первой инстанции были обеспечены, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в этой части нельзя признать обоснованными.
Доводы жалобы истца о том, что в спорный период Тихоновская С.А., являясь " ... ", имела необходимое образование и проходила курсы повышения квалификации по специализации "Анестезиология и реаниматология", выполняла свою работу в круглосуточном режиме, в связи с чем этот период должен быть зачтен в льготном исчислении, судебная коллегия полагает не основанными на законе.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона N 173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных п.п. 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Поскольку без учета оспариваемых периодов у истца отсутствует необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж, правовых оснований для удовлетворения ее требований о назначении досрочной трудовой пенсии у суда не имелось.
Обстоятельства дела судом первой инстанции установлены в полном объеме, выводы суда, подробно мотивированные в оспариваемом решении основаны на всесторонне исследованных доказательствах, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 24 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области, Тихоновской С.А. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Литвинова И.В.
Судьи: Богданова О.Н.
Безносова Е.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.