Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Аврамовой Н.В., Фоминой А.И.,
при секретаре судебного заседания Адамовой К.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 3 февраля 2015 года гражданское дело по иску Шолоховой А.И. к Администрации г. Кургана о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма,
по апелляционной жалобе Администрации г. Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 10 ноября 2014 года, которым постановлено:
исковые требования Шолоховой А.И. удовлетворить.
Признать за Шолоховой А.И. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", на условиях социального найма.
Заслушав доклад судьи областного суда Софиной И.М. об обстоятельствах дела, пояснения представителя ответчика Администрации г. Кургана - Яковлевой Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шолохова А.И. обратилась в суд с иском к Администрации г. Кургана о признании незаконным отказа в заключении договора социального найма жилого помещения - квартиры "адрес", о возложении обязанности заключить договор социального найма указанной квартиры.
В обоснование иска истец указывала, что в 2006 году ей по ходатайству работодателя - Курганской областной филармонии была предоставлена комната по "адрес", в которой она зарегистрирована и проживает по настоящее время. В ноябре 2010 года в отношении занимаемой ею квартиры ответчик заключил с ней договор найма жилого помещения в общежитии. Обратившись в 2014 году к ответчику с просьбой о заключении договора социального найма для последующей приватизации занимаемой квартиры, она получила отказ со ссылкой на то, что занимаемая ею квартира отнесена к специализированному жилищному фонду (общежитие). Истец полагала данный отказ незаконным. Указывала, что в соответствии с постановлением Администрации г. Кургана от 19 августа 2010 года N статус общежития с жилого дома "адрес" был снят.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Митькина А.В. исковые требования изменила, со ссылкой на изложенные в исковом заявлении обстоятельства просила признать за Шолоховой А.И. право пользования спорным жилым помещением на основании договора социального найма.
Представитель ответчика Администрации г. Кургана по доверенности Попова С.В. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, указывая, что спорная комната относится к специализированному жилищному фонду, несмотря на снятие статуса общежития со всего здания. Полагала, что постановлением об утверждении договора найма жилого помещения в общежитии спорная квартира была отнесена к специализированному жилью. Отдельного акта по данному вопросу не принималось. По мнению представителя ответчика, жилищное законодательство подразумевает статус специализированного жилого помещения, которое предоставляется в связи с трудовыми отношениями.
Представитель третьего лица МКУ "Жилищная политика" по доверенности Бурсина Д.Ш. в судебном заседании требования истца полагала необоснованными.
Курганским городским судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Администрация г. Кургана просит решение суда отменить, в иске отказать. В обоснование жалобы указывает, что администрация как собственник жилого помещения вправе определять правовой статус принадлежащего ей на праве муниципальной собственности жилого помещения. Несостоятельным полагает вывод суда о том, что статус общежития был снят со здания постановлением от 19 августа 2010 года, поскольку договор найма жилого помещения в общежитии был заключен в ноябре 2010 года, то есть позднее указанного постановления. Кроме того, полагает, что в договоре найма и постановлении о предоставлении жилого помещения был определен статус предоставляемого жилого помещения как специализированного жилья. По мнению ответчика, оснований для заключения с истцом договора социального найма жилого помещения не имеется. Спорная квартира предоставлялась истцу в связи с трудовыми отношениями для временного проживания. Истец на учете лиц, нуждающихся в жилом помещении, не состоит. Однако суд в своем решении не отразил данный момент, несмотря на то, что это является условием для заключения договора социального найма.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика Администрации г. Кургана по доверенности Яковлева Е.С. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что истец Шолохова А.И. в период с апреля 2000 года по август 2014 года состояла в трудовых отношениях с Курганской областной филармонией (л.д. 30-32).
16 февраля 2006 года по ходатайству истца и Курганской областной филармонии комиссией по распределению жилой площади в общежитии при Департаменте по управлению жилищно-коммунальным хозяйством и благоустройству г. Кургана было принято решение о предоставлении Шолоховой А.И. комнаты N площадью 11 кв.м. в общежитии по "адрес" (л.д. 12).
С указанного времени истец Шолохова А.И. проживает в спорном жилом помещении, зарегистрирована в нем по месту жительства, что подтверждается карточкой прописки, имеющейся в материалах дела (л.д. 174-175).
Материалы дела свидетельствуют, что здание N по "адрес" в "адрес", в котором расположена спорная комната N, ранее имело статус общежития и находилось в ведении ОАО " " ... "".
На основании распоряжения главы г. Кургана от 24 апреля 2003 года N данное общежитие N по "адрес" в "адрес" было принято от ОАО " " ... "" в муниципальную собственность в соответствии со статьей 104 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (л.д. 186).
Впоследствии, постановлением Администрации г. Кургана N от 19 августа 2010 года статус общежития с жилого дома "адрес" был снят (л.д. 158-159).
Согласно постановлению Администрации г. Кургана от 9 октября 2013 года N жилое помещение - комната N площадью 10,9 кв.м. по "адрес" в "адрес" включена в реестр муниципальной собственности города Кургана (л.д. 184-185, 182). Право муниципальной собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии N от 14 ноября 2013 года (л.д. 183).
Материалы дела свидетельствуют, что 19 ноября 2010 года Администрация г. Кургана заключила с Шолоховой А.И. договор N найма жилого помещения в общежитии, по условиям которого передала Шолоховой А.И. за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты общей площадью 10,9 кв.м., расположенное в общежитии по адресу: "адрес", для временного проживания (л.д. 9-10).
Согласно пункту 2 данного договора жилое помещение предоставлено временно до момента получения жилого помещения для постоянного проживания.
Вышеуказанный договор утвержден постановлением Администрации г. Кургана N от 19 ноября 2010 года (л.д. 8).
Разрешая спор, суд правильно определил материальный закон, подлежащий применению, полно установил фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, и пришел к обоснованному выводу о том, что фактически между сторонами имеют место правоотношения, вытекающие из договора социального найма.
Так, в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Жилищные правоотношения носят длящийся характер и норма статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" определяет правовой режим жилых помещений в зданиях общежитий, ранее принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям, а затем переданных в ведение органов местного самоуправления. Из содержания данной нормы следует, что такие помещения утрачивают статус общежитий и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Проживающие в этих помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях, независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание передано в ведение органов местного самоуправления, - составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
При передаче собственности меняется правовой статус жилого помещения, что влечет преобразование договора найма жилого помещения в договор социального найма. Моментом изменения правового статуса является передача общежития в ведение органа местного самоуправления.
Жилищный кодекс Российской Федерации, урегулировав последствия отношений по передаче в муниципальную собственность жилых помещений, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), вместе с тем не урегулировал последствия сходных отношений по передаче в муниципальную собственность жилых помещений, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и впоследствии переданных предприятиям иной формы собственности в порядке приватизации.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В связи с этим к отношениям по передаче в муниципальную собственность жилых помещений, которые ранее принадлежали государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и впоследствии были переданы предприятиям иной формы собственности в порядке приватизации, подлежат применению положения статьи 7 Вводного закона, как регулирующей сходные отношения.
Следовательно, в силу прямого указания закона, жилищный фонд, находившийся в государственной собственности, собственности иной формы, и переданный в муниципалитет, относится к жилищному фонду социального использования.
Как указывалось выше, истец Шолохова А.И. вселена в спорное жилое помещение в 2006 году в связи с трудовыми отношениями с Курганской областной филармонией, в установленном законом порядке, с разрешения наймодателя - Администрации г. Кургана. Законность вселения истца в спорную комнату ответчиком не оспаривалась.
С учетом того, что здание общежития, в котором истец на законных основаниях занимает комнату N, ранее принадлежавшее ОАО " " ... "", распоряжением мэра г. Кургана от 24 апреля 2003 года N было безвозмездно передано в собственность муниципального образования город Курган, здание N по "адрес" в "адрес" с момента этой передачи утратило статус общежития, к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Кроме того, постановлением Администрации г. Кургана от 19 августа 2010 года за N статус общежития с жилого дома "адрес" в "адрес" снят.
В соответствии с пунктом 1 статьи 672 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент предоставления истцу спорного жилого помещения, в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в 2006 году истцу спорная комната была предоставлена ответчиком на условиях договора социального найма, так как законных оснований для предоставления указанного жилого помещения на иных условиях у Администрации г. Кургана не имелось.
Следовательно, вывод суда о том, что в момент вселения истца в комнату N дома "адрес" в 2006 году между сторонами фактически сложились правоотношения из договора социального найма, также является правильным.
Ссылки ответчика на заключенный 19 ноября 2010 года договор найма специализированного жилого помещения между Администрацией г. Кургана и Шолоховой А.И. правомерно не приняты во внимание судом первой инстанции, так как оснований для заключения с Шолоховой А.И. договора специализированного найма у ответчика не имелось, вследствие чего указанный договор является ничтожной сделкой, которая в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения.
Доводы Администрации г. Кургана о том, что после 19 августа 2010 года спорная жилая комната была отнесена к специализированному жилому фонду в установленном законом порядке, обоснованно не приняты судом во внимание, поскольку доказательств, подтверждающих указанные доводы материалы дела не содержат.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42 (далее - Правила).
Согласно пункту 15 Правил использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Пункт 3 Правил не допускает отнесение к специализированному жилищному фонду жилых помещений, предоставленных в установленном порядке в пользование граждан (на основании договоров социального найма, найма, аренды), а также имеющих иные обременения прав на это имущество. Данное ограничение направлено на защиту жилищных прав, возникших у граждан или организаций по основаниям, предусмотренным законом, и не противоречит жилищному законодательству.
Пункт 12 Правил устанавливает, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных данными Правилами.
Поскольку решения органа местного самоуправления об отнесении квартиры "адрес" в установленном законом порядке до вселения в нее истца не принималось, оснований для предоставления Шолоховой А.И. спорного жилого помещения на условиях договора специализированного найма, как и для заключения с ней такого договора у Администрации г. Кургана не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что специальный статус жилому помещению был установлен постановлением Администрации г. Кургана от 19 ноября 2010 года " ... " об утверждении договора найма жилого помещения в общежитии, не могут быть признаны убедительными, поскольку пункт 3 Правил не допускает отнесение к специализированному жилищному фонду жилых помещений, предоставленных в установленном порядке в пользование граждан, а на дату вынесения указанного постановления истец проживала в данном жилом помещении на законных основаниях.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что постановление Администрации г. Кургана от 19 ноября 2010 года N не отменено и не признано незаконным, не опровергают изложенные выше выводы суда первой инстанции, так как данное постановление не соответствует закону и в соответствии с пунктом 12 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе не применять акт органа местного самоуправления, противоречащий закону вне зависимости от признания его недействительным судом.
Иные доводы апелляционной жалобы являются аналогичными позиции ответчика в суде первой инстанции, которой была дана надлежащая правовая оценка судом, доводы жалобы не опровергают выводов, изложенных в обжалуемом решении, в связи с чем, оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется. Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение применительно к обстоятельствам настоящего дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 10 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Кургана - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.