Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Богдановой О.Н., Безносовой Е.И.,
с участием прокурора Тюсовой И.Н.,
при секретаре Губиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 3 февраля 2015 года гражданское дело по иску прокурора Юргамышского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению "Юргамышский областной туберкулезный детский санаторий" о понуждении к совершению действий,
по апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения "Юргамышский областной туберкулезный детский санаторий" на решение Юргамышского районного суда Курганской области от 18 ноября 2014 года, которым постановлено:
"Иск прокурора Юргамышского района в интересах неопределенного круга лиц к ГКУ "Юргамышский областной туберкулезный детский санаторий" о понуждении к совершению действий - удовлетворить.
Обязать государственное казенное учреждение "Юргамышский областной туберкулезный детский санаторий" огородить территорию санатория с юго-восточной стороны по периметру со стороны озера "Окуневское".
Взыскать с государственного казенного учреждения "Юргамышский областной туберкулезный детский санаторий" в доход местного бюджета Юргамышского района государственную пошлину в размере " ... " рублей".
Заслушав доклад судьи Безносовой Е.И. об обстоятельствах дела, пояснения представителя ответчика Государственного казенного учреждения "Юргамышский областной туберкулезный детский санаторий" Кугаевского В.Н., представителя третьего лица Департамента здравоохранения Курганской области Белых Т.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Тюсовой И.Н., полагавшей решение суда оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Юргамышского района Курганской области в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обратился в Юргамышский районный суд Курганской области с иском в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению "Юргамышский областной туберкулезный детский санаторий" (далее - ГКУ "Юргамышский областной туберкулезный детский санаторий") о понуждении к совершению действий. В обоснование заявленных требований указывал, что в результате проверки исполнения требований федерального законодательства, направленного на профилактику террористических проявлений, установлено, что на территории ГКУ "Юргамышский областной туберкулезный детский санаторий" частично отсутствует ограждение. Полагал, что отсутствие соответствующего ограждения территории учреждения нарушает права несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, безопасные условия. Ссылался на 3.1. СанПиН 2.4.2.2843-11 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев", п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях", ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму". С учетом изменений требований к ответчику в ходе рассмотрения дела, просил обязать ГКУ "Юргамышский областной туберкулезный детский санаторий" оборудовать ограждение территории с юго-восточной стороны учреждения по периметру со стороны озера Окуневское длинной 361, 66 м.
В судебном заседании помощник прокурора Шабуров В.И. требование в части ограждения протяженностью 361, 66 м не поддерживал. В остальной части на иске настаивал.
Представитель ответчика ГКУ "Юргамышский областной туберкулезный детский санаторий" Кугаевский В.Н. возражал против заявленных прокурором требований, указав, что территория детского санатория частично ограждена деревянным забором по периметру территории, нет необходимости ограждать территорию со стороны озера. Кроме этого пояснял, что учреждение финансируется из областного бюджета в приделах утвержденной сметы, стоимость работ по ограждению составит около 1 млн. рублей, данные расходы не предусмотрены сметой доходов и расходов данного учреждения на 2014 год. Областной детский туберкулезный санатория является лечебным учреждением, в штате сотрудников имеются воспитатели и педагоги. Ведется общеобразовательный процесс, экзамены и аттестаты дети получают по месту жительства, в санатории преподаются предметы, согласно программам общеобразовательных школ, педагогический состав заработную плату получают в санатории за счет средств областного бюджета и подконтрольны Департаменту здравоохранения, в котором проходят аттестацию и курсы повышения квалификации.
Представитель третьего лица Департамента здравоохранения Курганской области Урмашева М.А. поддержала позицию ответчика.
Представитель третьего лица Департамента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав Делягина Н.Е. исковые требования прокурора поддержала, полагая, что имеются все основания для удовлетворения требований прокурора.
Представитель третьего лица Общества с ограниченной ответственностью "Юргамышский леспромхоз" (далее - ООО "Юргамышский леспромхоз") Екимова Т.В. в судебном заседании разрешение вопроса оставила на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, разрешение вопроса оставил на усмотрение суда.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГКУ "Юргамышский областной туберкулезный детский санаторий" просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. Проанализировав нормы законодательства в области спорных правоотношений, апеллянт привод доводы, аналогичные доводам, представленным в судебном заседании суда первой инстанции. Вновь указывает, что в охранной зоне озера Окуневское запрещается размещение не только объектов капитального строительства, но и иных объектов, не связанных с рекреационной деятельностью, обеспечением режима особой охраны территории памятника природы и осуществлением разрешенных видов пользования природными ресурсами. Считает, что указанное ограждение будет нарушать установленный постановлением Правительства Курганской области от 29.01.2003 N 16 "О памятниках природы регионального значения" охранный режим озера "Окуневское", так как не будет являться объектом, связанным с рекреационной деятельностью, обеспечением режима особой территории памятника природы и осуществлением разрешенных видов пользования природными ресурсами.
В письменных возражениях прокурор Юргамышского района выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы ГКУ "Юргамышский областной туберкулезный детский санаторий", считая решение суда законным и обоснованным.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ГКУ "Юргамышский областной туберкулезный детский санаторий" Кугаевский В.Н., доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель третьего лица Департамента здравоохранения Курганской области Белых Т.Н. поддержала позицию ответчика.
Прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Тюсова И.Н. против доводов апелляционной жалобы возражала, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Представитель третьего лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители третьих лиц Департамента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав, ООО "Юргамышский леспромхоз" в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежаще, о причине неявки суд не уведомили.
На основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статьями 20, 41 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на безопасность жизни и здоровья.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка, государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Под антитеррористической защищенностью объекта (территории), в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Для санаторно-курортных учреждений, в том числе для детских санаториев совместным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 18.08.2010 N 693н/604/403 утверждена инструкция по обеспечению антитеррористической защищенности санаторно-курортных учреждений, которой определены основные мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности и требования по оформлению паспорта антитеррористической защищенности.
Деятельность санатория по обеспечению антитеррористической защищенности осуществляется в соответствии с Инструкцией, в том числе функция по обеспечению санатория в соответствии с п. 5 Инструкции, обустройство инженерно-техническими средствами, техническими средствами охраны и т.п.
В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельности обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Юргамышского района проверки соблюдения законодательства о противодействии терроризму в деятельности ГКУ "Юргамышский областной туберкулезный детский санаторий" были установлены нарушения требований защищенности и антитеррористической устойчивости уровня безопасности в части отсутствия на территории КГУ "Юргамышский областной туберкулезный детский санаторий" ограждения с южной и восточной стороны по периметру территории санатория, о чем составлен акт обследования технической укрепленности и антитеррористической защищенности детского санатория от 20.05.2014.
В статье 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Согласно п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях", территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару. Озеленение деревьями и кустарниками проводится с учетом климатических условий.
Исходя из требований к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев, п. 3.1. СанПиН 2.4.2.2843-11 предусматривает, что территория детского санатория должна быть благоустроена, озеленена и ограждена, (утвержден Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2011 N 21).
Согласно п. 1, п. 4.1, 4.2 Устава государственного казенного учреждения "Юргамышский областной туберкулезный детский санаторий", утвержденного директором Департамента здравоохранения Курганской области от 22.22.2011, детский санаторий является юридическим лицом, учредителем которого является Департамент здравоохранения Курганской области, имущество закреплено на праве оперативного управления (л.д. 8-11).
В силу п. 2.4. - 2.6 предметом и целями учреждения являются: обеспечение права граждан Российской Федерации на бесплатную медицинскую помощь, образование. Основные виды деятельности: медицинская деятельность и учебно-воспитательная, для которой в учреждении выделено отдельное структурное подразделение - Основная общеобразовательная школа.
Из Положения о школе, утвержденного Главным врачом ГКУ "Юргамышский областной туберкулезный детский санаторий" от 28.03.2011, усматривается, что государственное общеобразовательное учреждение создано приказом Главного управления здравоохранения Курганской области, как структурное подразделение ГКУ "Юргамышский туберкулезный детский санаторий", в целях обеспечения права на образование детей, находящихся на лечении в санатории, которое в своей деятельности руководствуется Законом РФ "Об образовании", учреждение юридическим лицом не является. Учреждение обязано реализовывать образовательные программы, разрабатывать учебный план и расписание занятий. Образовательный процесс состоит из начального общего образования (4 года), основное общее образование (5 лет) (л.д. 66-75).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно сослался на п. 3.1 СанПиН 2.4.2843-11 и п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10, согласно которым у ответчика имеется обязанность по ограждению территории учреждения.
Земельный участок из земель населенных пунктов для оздоровительной деятельности, площадью 66063 кв. м, кадастровый номер 45:24:010403:37, принадлежит на праве собственности Департаменту имущественных и земельных отношений и передан ГКУ "Юргамышский областной туберкулезный детский санаторий" в постоянное бессрочное пользование 14.03.2014 (л.д. 77).
Судом первой инстанции установлено и никем не оспаривалось, что большая часть территории детского санатория ограждена забором, ограждение отсутствует на юго-восточной стороне данной территории, граница которой проходит по природоохранной зоне озера "Окуневское" Юргамышского района.
В соответствии со ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 29.01.2003 "О памятниках природы регионального значения" в Приложении N 2 установлено, что озеро "Окуневское" является памятником природы регионального значения, граница которого соответствует границе водного объекта - озера Окуневское. Для памятника природы устанавливается охранная зона, включающая в себя участки земель лесного фонда в кварталах 85, 86, 96-98, 100, 110-112, 126-128, 131-132, 139-142,156,164-166 Вохменского мастерского участка Вохменского участкового лесничества Каргапольского лесничества.
Пункт 4 Приложения содержит в себе запрет на размещение в охранной зоне памятника природы объектов капитального строительства, иных объектов, не связанных с рекреационной деятельностью.
В материалы дела представлен Паспорт памятника природы регионального значения "Озеро Окуневское" (далее - Паспорт), согласно которому площадь под водой составляет 2095,9 га, правообладателем является ОАО "Юргамышский леспромхоз" на основании договора аренды участка N 8-ДР от 16.10.2008. Для памятника природы устанавливается охранная зона, включающая в себя участки лесного фонда в указанных кварталах, в том числе в квартале 128, где расположен детский санаторий. На участках, не входящих в лесной фонд, устанавливается охранная зона шириной 300 м от уреза воды в летний период.
Данным Паспортом установлен режим охранной зоны. На участках земель лесного фонда, входящих в охранную зону, запрещается изъятие земель под объекты, не связанные с рекреационной деятельностью и обеспечением охраны памятника природы; рубки главного пользования; заготовка живицы, коры, веников, лекарственных растений; выпас скота; применение химических средств борьбы с вредителями и болезнями леса; проезд транспорта вне дорог; организация туристических стоянок и разведение костров в неустановленных местах.
В указанном Паспорте также содержатся рекомендуемые мероприятия для благоустройства памятника природы, в том числе обустройство пляжа и обустройство мест отдыха в охранной зоне.
Материалами дела установлено, что санаторий омывает озеро Окуневское, береговая часть, где расположены пляж и футбольное поле, не огорожена.
Довод жалобы о том, что ограждение будет нарушать режим охранной зоны указанного памятника природы, судебной коллегией отклоняется, как необоснованный.
Статьей 98 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 29.12.2014) предусмотрено, что к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению (чч. 1, 2, 5).
Из имеющейся в материалах дела выписки из реестра государственного имущества Курганской области от 12.10.2009 следует, что разрешенное использование указанного земельного участка - для оздоровительной деятельности.
В решении правомерно отражено, что отсутствие соответствующего ограждения территории учреждения, расположенного на таких землях, нарушает права несовершеннолетних и сотрудников детского санатория на охрану жизни и здоровья, безопасные условия. При этом суд обоснованно руководствовался нормами Конституции Российской Федерации, а также законодательства о противодействии терроризму и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Поскольку апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Судебная коллегия полагает необходимым исключить из мотивировочной части решения слова "и должно проходить по границе земельного участка", поскольку в исковом заявлении вопрос о конкретных точках на местности, где должно быть обустроено ограждение, прокурором не ставился, судом не обсуждался.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Юргамышского районного суда Курганской области от 18 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения "Юргамышский областной туберкулезный детский санаторий" - без удовлетворения.
Исключить из мотивировочной части решения слова "и должно проходить по границе земельного участка".
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.