Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.
судей Безносовой Е.И., Богдановой О.Н.
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кургане 3 февраля 2015 года
гражданское дело по иску прокурора Катайского района Курганской области в интересах САН к Администрации Катайского района Курганской области, Правительству Курганской области о возложении обязанности о предоставлении жилого помещения, возложении обязанности
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области
на решение Катайского районного суда Курганской области от 27 ноября 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Катайского района в интересах САН к Правительству Курганской области, Администрации Катайского района об обязании профинансировать приобретение жилого помещения и обязании предоставить жилое помещение удовлетворить в полном объеме.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать приобретение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, расположенного в черте "адрес", соответствующего санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м. для предоставления САН по договору найма специализированных жилых помещений Администрацией Катайского района.
Обязать Администрацию Катайского района предоставить САН благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, расположенное в черте "адрес", соответствующее санитарно - техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м.
Заслушав доклад судьи областного суда Литвиновой И.В., пояснения прокурора Федоровской Н.М., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Катайского района Курганской области обратился в суд с иском в интересах САН к Администрации Катайского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения, возложении обязанности. В обоснование иска указывал, что САН относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением от 12.01.2011 N истец принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, но до настоящего времени жильем не обеспечена. Просил возложить обязанность на Администрацию Катайского района Курганской области предоставить САН благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное в черте "адрес", соответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м., на Правительство Курганской области - профинансировать предоставление жилья.
Определением Катайского районного суда Курганской области от 10.11.2014 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечено к участию в деле Финансовое управление Курганской области.
Прокурор и истец САН в судебном заседании на удовлетворении требований настаивали по основаниям, изложенным в исковом заявлении. САН поясняла, что проживает в "адрес" у друга, желает переехать "адрес", но жилья не имеет, возможности арендовать жилое помещение также не имеет.
Представитель ответчика Администрации Катайского района Курганской области - АВЯ в судебном заседании исковые требования не признал, считал, что права САН не нарушены, она поставлена на учет. Денежных средств, выделенных из областного бюджета в 2014 году, недостаточно для приобретения жилья истцу. Денежные средства выделены только на 13 квартир, которые будут предоставлены по принятым ранее решениям суда.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, в которых содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В возражениях выражено несогласие с исковыми требованиями, предъявленными к Правительству Курганской области, просит отказать в их удовлетворении, поскольку Правительство Курганской области не может выступать ответчиком по данному делу. Просит учесть, что с 01.01.2013 исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений детям - сиротам и лицам из их числа. Государственные полномочия Курганской области по однократному предоставлению детям - сиротам и лицам из числа детей - сирот жилых помещений специализированного жилищного фонда переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области. Необходимые для осуществления данных государственных полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годы. Истец не представил доказательств невыполнения Правительством Курганской области полномочий по финансированию переданных полномочий. Также не представлено доказательств соблюдения Администрацией Катайского района установленного порядка получения субсидий. Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений. Участие граждан в межбюджетных отношениях не предусмотрено действующим законодательством, они находятся вне предмета данного спора и не могут влиять на право истца по предоставлению жилого помещения. Кроме того, в исковом заявлении не указана сумма финансирования, в связи с этим в случае удовлетворения требования данное судебное постановление будет неисполнимо.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования Администрации Катайского района Курганской области - ДЕЕ в судебном заседании исковые требования признала частично, пояснила, что истец действительно нуждается в получении жилого помещения и в установленном порядке поставлен на учет на получение жилья, которое будет предоставлено в порядке сформированного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилья. В настоящее время не исполнено несколько судебных решений по данной категории лиц. В этом году в новом строящемся доме будет предоставлено 9 квартир для данной категории лиц, однако САН в этом году жилье не сможет получить.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, представил возражение, согласно которому просит рассмотреть дело без участия представителя, считает исковые требования необоснованными, просит в иске отказать. Полагал, что необходимо установить, не пребывает ли истец в учреждениях всех видов профессионального образования, а также соответствие его иным критериям, необходимым для отнесения его к категории граждан, имеющих право на предоставление жилья специализированного жилого фонда. С 01.01.2013 право данной категории граждан на внеочередное предоставление жилого помещения отсутствует, поэтому исковые требования необоснованны. Кроме того, прокурор не указал в чем именно выражено нарушение, какие права и законные интересы истца нарушены. Нормативно не обоснованны требования к каждому из ответчиков. Нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации к правоотношениям, в которых одной из сторон выступают граждане, не применимы, в связи с чем суд первой инстанции не должен решать вопросы, касающиеся бюджетных правоотношений. Поэтому в части требований по возложению обязанности финансирования мероприятий по предоставлению жилого помещения на Правительство Курганской области иск заявлен за пределами подведомственности суда общей юрисдикции. Прокурор не указывает суммы, которые необходимы для удовлетворения исковых требований, тем самым заведомо лишая ответчика возможности надлежащего исполнения исполнительного документа.
Катайским районным судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что в соответствии со вступившими с 01.01.2013 изменениями в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации исключен внеочередной порядок предоставления жилья категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения подлежат предоставлению в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Жилые помещения подлежат предоставлению в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Полагает, что исковые требования об обеспечении финансирования мероприятий по приобретению жилого помещения САН затрагивают межбюджетные отношения, в связи с чем, не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку разрешение данного спора не относится к компетенции судов общей юрисдикции. Указывает, что истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Вопросы достаточности сумм, подлежащих выделению из бюджета Курганской области, относятся к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования. Считает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности Администрации Катайского района Курганской области по предоставлению истцу жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования, поскольку фактически обязал Правительство Курганской области обеспечить финансирование мероприятий по предоставлению в собственность муниципального образования жилого помещения, не конкретизируя и не устанавливая их исчерпывающего перечня.
В представленных возражениях прокурор полагал решение суда законным и обоснованным.
В суд апелляционной инстанции САН, представители Администрации Катайского района Курганской области, Правительства Курганской области, Финансового управления Курганской области, Главного управления образования Курганской области, Управления образования Администрации Катайского района Курганской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представители Правительства Курганской области и Управления образования Администрации Катайского района Курганской области в письменных ходатайствах просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Из материалов дела усматривается, что САН, " ... " года рождения, имеет статус лица, на которого распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Мать истца - СЛН лишена родительских прав решением Катайского районного суда Курганской области от 23.01.2004 (л.д. 17-19), отец - СНГ лишен родительских прав решением Катайского районного суда Курганской области от 02.10.2004 (л.д. 20).
Постановлением и.о. главы администрации Катайского района от 22.11.2004 N САН определена в детское государственное учреждение (л.д. 8).
Постановлением главы муниципального образования Большекасаргульского сельсовета от 02.11.2004 N за ней закреплено на праве проживания жилое помещение: щитовой дом, общей площадью 30 кв. м., жилой площадью 11 кв. м., расположенное по адресу: "адрес" (л.д. 7).
Постановлением и.о. главы Катайского района от 19.04.2010 N внесено изменение в постановление и.о. главы администрации Катайского района от 22.11.2004 N 146, согласно которому закрепленное за несовершеннолетними САН жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", признано непригодным для проживания согласно заключения межведомственной комиссии Большекасаргульского сельсовета о признании жилого помещения непригодным для проживания, а также акта обследования жилого помещения (л.д. 9).
Постановлением главы Катайского района от 12.01.2011 N САН признана нуждающейся в жилом помещении (л.д. 10).
Из материалов дела следует, что САН включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области, значится под номером 71, что подтверждается талоном-уведомлением от 25.07.2013.
САН зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес". В собственности и по договору социального найма жилья не имеет, что подтверждается справками Катайского районного отдела ГУП "Кургантехинвентаризация" от 30.09.2014, Катайского районного отдела ГУП "Кургантехинвентаризация" от 28.10.2014, Администрации Катайского района Курганской области от 03.07.2014, а также уведомлением об отсутствии запрашиваемых сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
До настоящего времени жилое помещение САН не предоставлено. Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость САН в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем закреплены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств и вышеуказанных норм закона суд первой инстанции правильно установил, что САН относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" (в редакции от 26.12.2012) порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей" утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область (Приложение N 2).
В п. 3 названного Порядка установлено, что при достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству (далее - орган местного самоуправления), принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, лицу из числа детей-сирот, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Таким образом, анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что федеральное законодательство и законодательство Курганской области предусматривают обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии следующих условий: достижение лицами указанной категории совершеннолетия (если от них нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.
В соответствии с переданными муниципальному образованию государственными полномочиями по опеке и попечительству и п. 49 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции Закона Курганской области от 26.12.2012 N 83) Администрацией Катайского района Курганской области сформирован список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, в который включена истец САН
Истец соответствует всем условиям для обеспечения ее жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в связи с чем вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных прокурором в интересах САН требований о предоставлении ей как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
По смыслу пп. 1 и 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
Решением Катайской районной Думы от 22.04.2008 N (с изменениями внесенными решением Катайской районной Думы от 25.03.2014 N 289) норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Катайского района установлена в размере не менее 18 кв.м (л.д. 24).
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 03.12.2013 N 88 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2014 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию Катайского района обязанность по предоставлению САН жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, расположенное в черте "адрес" в пределах нормы предоставления - не менее 18 кв.м общей площади, соответствующее санитарно-техническим требованиям.
Также судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.
Так, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Поскольку суд первой инстанции при разрешении спора установил, что Администрация Катайского района Курганской области недостаточно профинансирована субъектом Российской Федерации на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он правомерно возложил на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
По изложенным основаниям судебная коллегия считает несостоятельным довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о необоснованном возложении на него обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения.
Ссылки ответчика в апелляционной жалобе на разрешение судом вопроса, не отнесенного к подведомственности суда общей юрисдикции (касающегося финансирования мероприятий по предоставлению жилья истцу), не могут быть признаны убедительными по следующим основаниям.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
Правовая позиция, рассматривающая, в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и Протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции.
В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" с учетом положения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
Таким образом, возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования предоставления жилого помещения истцу, принимая во внимание отсутствие специализированного жилищного фонда и достаточных собственных средств у муниципального образования, суд исходил из необходимости обеспечить реальную возможность исполнения в разумные сроки принимаемого им решения о предоставлении жилья САН, не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения между ответчиками.
Поскольку предметом настоящего спора является соблюдение ответчиками социальных гарантий детей-сирот, установленных законом, судебная коллегия находит несостоятельными доводы жалобы о рассмотрении судом вопроса о межбюджетных отношениях, поскольку судом первой инстанции данный вопрос не разрешался.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления САН жилого помещения также несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку оспариваемое решение суда не содержит вывода о внеочередном предоставлении жилого помещения САН Право истца на предоставление жилого помещения связано исключительно с наличием приведенных выше условий, а именно: достижение совершеннолетия (если от лица нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области. В рассматриваемом случае все условия имеют место быть.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемом решении мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм материального права.
Так как апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Катайского районного суда Курганской области от 27 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.