Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.
судей Безносовой Е.И., Богдановой О.Н.
при секретаре судебного заседания Комлевой К.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 10 февраля 2015 года
гражданское дело по исковому заявлению ГВС к Департаменту здравоохранения Курганской области, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Курганской области о признании незаконным отказа, возложении обязанности
по апелляционной жалобе ГВС
на решение Курганского городского суда Курганской области от 12 ноября 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования ГВС к Департаменту здравоохранения Курганской области, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Курганской области о признании отказа в получении единовременной компенсационной выплаты незаконным, возложении обязанности выплатить единовременную компенсационную выплату в размере " ... " руб. оставить без удовлетворения.".
Заслушав доклад судьи областного суда Литвиновой И.В., пояснения ГВС и представителя Департамента здравоохранения Курганской области - БТН, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ГВС обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Курганской области, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Курганской области о признании незаконным отказа, возложении обязанности. В обоснование заявленных исковых требований указывал, что 01.02.2012 был принят на должность заместителя главного врача по организационно-методической работе в ГКУ "Детский санаторий "Космос". 30.10.2012 трудовой договор с санаторием был расторгнут в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, по инициативе работника. В период с 01.09.2012 по 31.08.2013 проходил обучение в интернатуре по специальности "Педиатрия" на базе ГБОУ ВПО "Тюменская государственная медицинская академия". После окончания интернатуры 02.09.2013 истец принят на работу в санаторий на должность врача-педиатра. 31.10.2013 между ГВС и Департаментом здравоохранения Курганской области в соответствии с положениями ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" заключен договор о единовременной компенсационной выплате в размере " ... " руб. В письменном ответе Департамента здравоохранения Курганской области истцу было отказано в осуществлении единовременной компенсационной выплаты со ссылкой на то, что истец не является медицинским работником, прибывшим в 2013 году на работу в сельский населенный пункт после окончания высшего учебного заведения. ГВС полагал данный отказ незаконным, так как, работая в 2012 году в ГКУ "Детский санаторий "Космос" в должности заместителя главного врача по организационно-методической работе за получением выплаты он не обращался, договор с уполномоченным органом не заключал. После расторжения трудового договора проходил обучение в интернатуре за пределами Курганской области. Считал, что отвечает требованиям медицинского работника, приведенным в ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", и имеет право на получение единовременной компенсационной выплаты. Просил признать отказ в осуществлении единовременной компенсационной выплаты незаконным, возложить на Департамент здравоохранения Курганской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Курганской области обязанность выплатить единовременную компенсационную выплату в размере " ... " руб.
В судебном заседании истец ГВС на исковых требованиях настаивал, дав пояснения согласно доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Курганской области - УМА оставляла разрешение спора на усмотрение суда, полагала, что истец соответствует критериям, указанным в ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курганской области - РОС в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, указывала, что в 2013 году трудовой договор между ГВС и ГКУ "Детский санаторий "Космос" заключен повторно, истец при этом продолжал проживать в селе, был зарегистрирован в "адрес" с 2000 года. Полагала, условия проживания истца после заключения 02.09.2013 трудового договора не изменились. Считала, что не имея намерения выезжать за переделы "адрес", не испытывая никаких неудобств, связанных с переездом в сельский населенный пункт, истец пытался воспользоваться законодательством с целью получения материальной выгоды.
Представитель третьего лица Федерального фонда обязательного медицинского страхования в судебное заседание не явился, в письменном отзыве с исковыми требованиями ГВС не соглашался, полагал, что истец не может быть отнесен к медицинским работникам, прибывшим (переехавшим) на работу в 2013 году в ГКУ "Детский санаторий "Космос", поскольку впервые трудоустроился в санаторий 01.02.2012, в связи с чем права на единовременную компенсационную выплату не имеет.
Представитель третьего лица ГКУ "Детский санаторий "Космос" в судебное заседание не явился, в письменном отзыве исковые требования ГВС поддержал в полном объеме.
Курганским городским судом Курганской области постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ГВС просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы вновь указывает, что соответствует критериям, указанным в ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", является медицинским работником в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 году после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования в сельскую местность. Полагает, его возвращение после окончания интернатуры по специальности "Педиатрия" в ГКУ "Детский санаторий "Космос" является прибытием на работу из другого населенного пункта, так как он прибыл в качестве нового специалиста - врача-педиатра по новой трудовой функции. Указывает, что имел возможность трудоустроиться в любую иную медицинскую организацию Курганской области, расположенную как на территории города или городских поселениях, так и в сельской местности, равно как и трудоустроиться за пределами "адрес". По мнению ГВС, факт его регистрации по адресу: "адрес", не может служить основанием для отказа в иске, так как целью правовой нормы, установленной в ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от " ... " N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", является привлечение медицинских работников в сельские населенные пункты в целях восполнения дефицита сельских медицинских учреждений. Ссылается на наличие временной регистрации сроком на 10 лет и недвижимость в г. Тюмени.
В возражениях представители Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курганской области и Федерального фонда обязательного медицинского страхования, полагая решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу ГВС - без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции представители Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курганской области не явились, извещены своевременно о времени и месте судебного заседания. Представитель Федерального фонда обязательного медицинского страхования в ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Из материалов дела усматривается, что 01.02.2012 ГВС принят на работу в ГКУ "Детский санаторий "Космос" на должность заместителя главного врача по организационно-методической работе по трудовому договору N.
30.10.2012 на основании приказа работодателя N истец был уволен по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, по инициативе работника.
31.08.2013 ГВС окончил обучение в ГБОУ ВПО "Тюменская государственная медицинская академия", освоив основную образовательную программу послевузовского профессионального образования (интернатура) по направлению педиатрия, по окончании обучения ему присвоена специальность "Педиатрия" (сертификат серии N от 31.08.2013).
02.09.2013 ГВС был принят на работу в ГКУ "Детский санаторий "Космос" на должность врача-педиатра на полный рабочий день, о чем работодателем издан приказ, с работником заключен трудовой договор N.
Согласно ч. 12.1. с. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в 2013-2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013-2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013-2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Обязательным условием для получения указанных выплат является наличие двух заключенных договоров, а именно - трудового договора между медицинским работником и государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения; договора между медицинским работником и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Постановлением Правительства Курганской области от 12.03.2013 N 78 утверждено Положение о порядке заключения договоров в 2013-2014 годах с медицинскими работниками, указанными в ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", после заключения ими трудового договора с медицинской организацией, подведомственной Департаменту здравоохранения Курганской области.
В соответствии с данным Положением уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области, обязанным заключать договоры с медицинскими работниками, является Департамент здравоохранения Курганской области (далее - Департамент) (п. 2 Положения).
Согласно п. 3 Положения для заключения договора медицинские работники, соответствующие требованиям ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", подают в Департамент непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими соглашением о взаимодействии следующие документы: заявление о заключении договора с указанием реквизитов счета в кредитной организации, на который перечисляется единовременная компенсационная выплата; паспорт; диплом о высшем медицинском образовании; трудовой договор, заключенный медицинским работником с медицинской организацией, подведомственной Департаменту здравоохранения Курганской области.
Департамент принимает решение о заключении договора либо об отказе в заключении договора в течение десяти дней со дня подачи заявления о заключении договора (п. 4 Положения).
При этом в силу п. 5 Положения основаниями для отказа в заключении договора являются: несоответствие медицинского работника требованиям, установленным ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", а также непредставление в полном объеме необходимых документов, указанных в п. 3 настоящего Положения.
Из материалов дела усматривается, что 31.10.2013 между ГВС и Департаментом здравоохранения Курганской области заключен договор с медицинским работником, соответствующим требованиям ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", согласно которому Департамент принял на себя обязательства в течении 30 дней с момента заключения настоящего договора перечислить на счет в банке, указанный в настоящем договоре, единовременную компенсационную выплату в размере " ... " руб., а ГВС в свою очередь, - отработать в течении пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором.
08.11.2013 Департаментом здравоохранения Курганской области издан приказ N 1693 об осуществлении единовременной компенсационной выплаты ГВС
Приказом Департамента здравоохранения Курганской области от 30.12.2013 N 2023 приказ от 08.11.2013 отменен, истцу направлено уведомление об отказе в перечислении единовременной компенсационной выплате в размере " ... " руб., по причине того, что истец вернулся на прежнее место работы, где трудился до 2013 года, что не соответствует условиям предоставления единовременной компенсационной выплаты в 2013 году.
Не согласившись с отказом, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований Горохова В.С., пришел к выводу о том, что ГВС не соответствует требованиям, установленным в ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", не может быть признан прибывшим в 2013 году на работу в сельский населенный пункт либо переехавшим из другого населенного пункта после окончания высшего учебного заведения, поскольку до трудоустройства в санаторий истец постоянно проживал в "адрес", после заключения трудового договора в 2013 году место его жительства не поменялось.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с такими выводами суда по следующим обстоятельствам.
В Федеральном законе N 326-ФЗ дана основополагающая характеристика понятию единовременная выплата, а именно, она должна носить компенсационный характер. То есть единовременная компенсационная выплата призвана возместить медицинскому работнику понесенные вследствие прибытия (переезда) на работу в сельский населенный пункт затраты.
Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной им в определении от 21.11.2013 N 1798-О, необходимость предоставления единовременной денежной выплаты отдельным категориям медицинских работников непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и, соответственно, ее установление является исключительной компетенцией законодателя. Именно законодатель вправе определять размер такой выплаты, порядок ее осуществления, источник финансирования, а также круг субъектов, на которых она распространяется, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе связанные с необходимостью обеспечения реализации конституционного права на охрану здоровья граждан, проживающих в сельской местности, и, следовательно, привлечения молодых квалифицированных специалистов на работу в сельских населенных пунктах и рабочих поселках.
Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" установлены должностные обязанности и квалификационные требования к должности врача-педиатра.
Так для врача-педиатра предусмотрено наличие высшего профессионального образования по специальности "Лечебное дело", "Педиатрия", послевузовского профессионального образования (интернатура или (и) ординатура) и сертификата специалиста по специальности "Педиатрия" при наличии послевузовского профессионального образования по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)", сертификата специалиста по специальности "Педиатрия", без предъявления требований к стажу работы.
Таким образом, ГВС в 2013 году, получив новую специальность "Педиатрия", устроился на работу по данной специальности в ГКУ "Детский санаторий "Космос", что не противоречит положениям ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ.
Однако, как усматривается из материалов дела, ГВС с 15.06.2000 зарегистрирован и проживает по адресу: "адрес", что подтверждается копией паспорта серии "адрес" и справкой Администрации Кировского сельсовета от 10.11.2014 N 519.
В судебном заседании истец указывал, что из другого населенного пункта не приезжал, но прибыл на работу после прохождения обучения по иной специальности, устроился на другую должность, из "адрес" не переезжал, был лишь временно зарегистрирован в общежитии на период обучения, имеет постоянную прописку с рождения в "адрес".
Изложенные обстоятельства по делу свидетельствуют о том, что фактического переезда истца в сельский населенный пункт не было, так как его обучение в заведении, расположенном в городе, носило временный характер, а местом его постоянного жительства являлся населенный пункт, в котором он проживал до поступления в высшее учебное заведение и в который вернулся после окончания учебы.
Таким образом, прибыв после окончания интернатуры в "адрес" на работу, истец вернулся на прежнее место жительства, в связи с чем, отсутствуют законные основания считать его вновь прибывшим на работу в сельский населенный пункт, и право на получение единовременной компенсационной выплаты у такого медицинского работника возникнуть не может. Иное противоречило бы целям, заложенным законодателем при принятии указанного выше федерального закона.
Поскольку, как указывалось выше, единовременная компенсационная выплата имеет целевое назначение и ее компенсационная природа призвана стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты, а также рабочие поселки из городов и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными населенными пунктами, а условия работы, условия проживания истца фактически не изменялись, каких либо неудобств, которые призвана компенсировать спорная выплата, ГВС не испытывал, то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении его исковых требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, построены при неправильном толковании норм материального права, повторяют правовую позицию истца в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения судом, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность вынесенного решения, постановленного в соответствии с законом, не влияют.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции в обжалуемом судебном акте мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм материального права.
Так как апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 12 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГВС - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.