Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Богдановой О.Н., Артамоновой С.Я.,
при секретаре Гончар О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 12 февраля 2015 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Макушинского района Курганской области в интересах Дмитриевой Г.И., Коркина В.Г., Достоваловой А.А., Кулаковой Г.З., Кабаковой В.И., Печенкиной Л.А., Михайлова В.Н. к Государственному казенному образовательному учреждению "Пионерская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья", Главному управлению образования Курганской области, Финансовому управлению Курганской области о признании права на меру социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения жилого помещения без учета норм потребления, взыскании денежных средств, потраченных на оплату электрической энергии в 2013 году
по апелляционной жалобе Финансового управления Курганской области на решение Макушинского районного суда Курганской области от 26 ноября 2014 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Макушинского района удовлетворить.
Признать за педагогическими работниками: Дмитриевой Г.И., Коркиным В.Г., Достоваловой А.А., Кулаковой Г.З., Кабаковой В.И., Печенкиной Л.А., Михайловым В.Н. право на меру социальной поддержки по освещению жилого помещения в сельской местности в полном объеме, без учета норм потребления.
Взыскать с Финансового Управления Курганской области за счет казны Курганской области денежные средства в пользу:
Дмитриевой Г.И. - " ... " рубль 20 копеек,
Коркина В.Г. - " ... " рубля 90 копеек,
Достоваловой А.А. - " ... " рублей 00 копеек,
Кулаковой Г.З. - " ... " рублей 60 копеек,
Кабаковой В.И. - " ... " рубля 63 копейки,
Печенкиной Л.А. - " ... " рублей 66 копеек,
Михайлова В.Н. - " ... " рублей 15 копеек.
Заслушав доклад судьи Богдановой О.Н., пояснения представителя прокуратуры Курганской области Половниковой А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Макушинского района Курганской области в интересах педагогических работников Дмитриевой Г.И., Коркина В.Г., Достоваловой А.А., Кулаковой Г.З., Кабаковой В.И., Печенкиной Л.А., Михайлова В.Н. обратился в суд с исками к государственному казенному образовательному учреждению "Пионерская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья" (далее - ГКОУ "Пионерская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья", школа-интернат), Главному управлению образования Курганской области, Финансовому управлению Курганской области о признании права на меру социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения жилого помещения без учета норм потребления, взыскании с ответчиков в пользу истцов денежных средств, потраченных на оплату электрической энергии в 2013 году.
В обоснование исковых требований указывал, что прокуратурой Макушинского района Курганской области проведена проверка исполнения законодательства о предоставлении меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения жилого помещения, предусмотренной Законом Курганской области от 7 сентября 2005 года N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области".
Истцы являются педагогическими работниками ГКОУ "Пионерская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья", за которыми в соответствии с действующим законодательством закреплено право на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за пользование жилым помещением, отоплением и освещением жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления. Школа-интернат истцам в полном объеме указанную меру социальной поддержки не предоставляла. Задолженность по возмещению указанных расходов за 2013 год составила: Дмитриевой Г.И. - " ... " руб. 20 коп., Коркину В.Г. - " ... " руб. 90 коп., Достоваловой А.А. - " ... " руб., Кулаковой Г.З. - " ... " руб. 60 коп., Кабаковой В.И. - " ... " руб. 63 коп., Печенкиной Л.А. - " ... " руб. 66 коп., Михайлову В.Н. - " ... " руб. 15 коп. Полагал, что отсутствие возможности реального учета потребления электрической энергии для освещения и иных целей не может являться основанием для ограничения льгот, предоставленных педагогическим работникам действующим законодательством.
Просил признать за истцами право на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения жилого помещения без учета норм потребления; взыскать с ГКОУ "Пионерская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья" денежные средства, потраченные на оплату электрической энергии, в пользу Дмитриевой Г.И. - " ... " руб. 20 коп., Коркина В.Г. - " ... " руб. 90 коп., Достоваловой А.А. - " ... " руб., Кулаковой Г.З. - " ... " руб. 60 коп., Кабаковой В.И. - " ... " руб. 63 коп., Печенкиной Л.А. - " ... " руб. 66 коп., Михайлова В.Н. - " ... " руб. 15 коп., при недостаточности средств у ГКОУ "Пионерская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья" просил взыскать указанные денежные средства с Финансового управления Курганской области.
Гражданские дела по искам прокурора Макушинского района Курганской области в интересах указанных выше истцов объединены в одно производство.
В судебном заседании прокурор Абкадыров А.А. на удовлетворении исковых требований настаивал.
Истцы Дмитриева Г.И., Коркин В.Г., Достовалова А.А., Кулакова Г.З., Кабакова В.И., Печенкина Л.А., Михайлов В.Н. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представители ответчиков ГКОУ "Пионерская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья", Финансового управления Курганской области, Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Финансовое управление Курганской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что с установлением федеральным законодателем льгот по оплате жилья и коммунальных услуг для педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), возникло расходное обязательство Российской Федерации. Финансовое обеспечение указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Денежные средства на компенсацию расходов по предоставлению мер социальной поддержки, установленных Законом Российской Федерации "Об образовании" и Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации - Курганской области не поступают с 1 января 2005 года. Полагает, что, поскольку право педагогических работников образовательных учреждений на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения установлено актом федерального законодательства, а условия и порядок их предоставления и возмещения не урегулированы, полномочия по финансированию льгот в установленном действующим законодательством порядке не переданы на другой уровень власти, то финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации и должно осуществляться за счет средств федерального бюджета. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации - Курганской области, возникшие в результате принятия Закона Курганской области от 7 сентября 2005 года N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" (далее - Закон Курганской области N 75), обеспечивающиеся за счет средств казны Курганской области и выполнены субъектом Российской Федерации в полном объеме. В связи с этим считает, что обязательство по предоставлению мер социальной поддержки в полном объеме, то есть в части не обеспеченной законом субъекта, является расходным обязательством Российской Федерации, а вывод суда о праве истцов на компенсацию понесенных убытков за счет средств казны Курганской области является необоснованным. Полагает, что возмещение в полном объеме стоимости электроснабжения, а не освещения, как это установлено Законом Курганской области N 75, влечет увеличение расходов бюджета на оплату не предусмотренных действующим законодательством мер социальной поддержки. Кроме того, взыскание денежных средств на оплату всей стоимости электроснабжения сводится к решению вопроса об увеличении размера получаемой компенсации, что к компетенции суда не относится. Указывает на нарушение судом норм бюджетного и гражданского законодательства в части возложения на Финансовое управление Курганской области обязанности по компенсации истцам расходов на освещение, тогда как главным распорядителем средств областного бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, в том числе ГКОУ "Пионерская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья", является Главное управление образования Курганской области. Полагает необоснованным применение судом положений ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поскольку совокупность оснований для ее применения в настоящем случае не установлена. Считает, что компенсация, на которую истцы имеют право, выплачена истцам в соответствии с Законом Курганской области N 75, нарушений по перечислению указанной компенсации со стороны органов государственной власти Курганской области уполномоченными надзорными органами не установлено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель прокуратуры Курганской области Половникова А.А. полагала доводы жалобы необоснованными.
Представитель ответчика ГКОУ "Пионерская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья" в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть с его отсуствие.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, причина неявки неизвестна. На основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что истцы Дмитриева Г.И., Достовалова А.А., Кулакова Г.З., Кабакова В.И., Печенкина Л.А., Михайлов В.Н. являлись педагогическими работниками ГКОУ "Пионерская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья" и ранее состояли в трудовых отношениях с указанным учреждением, после чего уволены в связи с уходом на пенсию, истец Коркин В.Г. состоит с ГКОУ "Пионерская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья" в трудовых отношениях в должности " ... " в настоящее время, что подтверждается представленными в материалы дела трудовыми книжками истцов.
Согласно копиям паспортов, справок о составе семьи, истцы зарегистрированы и проживают в "адрес" по следующим адресам: Дмитриева Г.И.- по "адрес"; Коркин В.Г. - по "адрес"; Достовалова А.А. - по "адрес"; Кулакова Г.З.- по "адрес"; Кабакова В.И. - по "адрес"; Печенкина Л.А. - по "адрес"; Михайлов В.Н. - по "адрес", данного населенного пункта.
Предметом настоящего спора является право истцов как педагогических работников, проживающих в сельской местности, на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления за период с апреля по декабрь 2013 года.
Согласно представленной "Энергосбыт" - филиалом ОАО "Энергосбытовая компания "Восток" информации, в течение указанного периода Дмитриева Г.И. произвела оплату электроэнергии на общую сумму " ... " руб. 20 коп., Коркин В.Г. - на общую сумму " ... " руб.90 коп., Достовалова А.А. - на общую сумму " ... " руб., Кулакова Г.З. - на общую сумму " ... " руб. 60 коп., Кабакова В.И. - на общую сумму " ... " руб. 63 коп., Печенкина Л.А. - на общую сумму " ... " руб. 66 коп., Михайлов В.Н. - на общую сумму " ... " руб. 15 коп.
ГКОУ "Пионерская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья" выплатило истцам компенсацию за потребленную электроэнергию в 2013 году: Достоваловой А.А. в размере " ... " руб., Михайлову В.Н. в размере " ... " руб., Дмитриевой Г.И. в размере " ... " руб., Коркину В.Г. в размере " ... " руб., Кулаковой Г.З. в размере " ... " руб., Кабаковой В.И. в размере " ... " руб., Печенкиной Л.А. в размере " ... " руб. (с учетом сведений, указанных в платежных ведомостях).
Сумма некомпенсированных расходов Дмитриевой Г.И. на оплату освещения жилого помещения составила " ... " руб. 20 коп., Коркину В.Г. - " ... " руб. 90 коп., Достоваловой А.А. - " ... " руб., Кулаковой Г.З. - " ... " руб. 60 коп., Кабаковой В.И. - " ... " руб. 63 коп., Печенкиной Л.А. - " ... " руб. 66 коп., Михайлову В.Н. - " ... " руб. 15 коп.
Настаивая на взыскании в пользу истцов недополученной компенсации, прокурор указывал на неправомерность действий ответчиков, ограничивающих права истцов на меры социальной поддержки путем компенсации их расходов на оплату освещения жилого помещения исходя из нормативов потребления электроэнергии непосредственно на освещение занимаемого жилого помещения.
Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируется положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 сентября 2013 года.
До принятия указанного Федерального закона и на момент возникновения спорных правоотношений на территории Российской Федерации действовал Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании".
Абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ) предусматривал, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Действующий с 1 сентября 2013 года Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" также предоставляет право педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. 8 ст. 47).
Одновременно законодатель предусмотрел, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона (ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ).
Из анализа вышеприведенных норм следует, что наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
На территории Курганской области принят и действует Закон Курганской области от 7 сентября 2005 года N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области".
В ст. 2 указанного Закона определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки. К ним, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 4 Закона Курганской области N 75 педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений меры социальной поддержки предоставляются в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18 октября 2005 года N 379 утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа на территории Курганской области (далее - Порядок), который определяет правила компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области.
Согласно п. 6 Порядка педагогические работники образовательных учреждений ежемесячно по месту работы представляют документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги за предшествующий месяц: документы о полной оплате жилого помещения и коммунальных услуг, начисленных за предшествующий месяц; справку органов местного самоуправления о приобретении топлива за счет собственных средств с учетом услуг по его доставке (для лиц, проживающих в жилых помещениях, не имеющих централизованного отопления).
В п.п. 8, 9 Порядка предусмотрено, что начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в п. 2 раздела 1 настоящего Порядка, осуществляется по месту работы (пенсионерам - по последнему месту работы по соответствующей специальности, пенсионерам, сменившим место жительства, а также в случае ликвидации организации - органом местного самоуправления по месту жительства) в размерах, определенных Законом Курганской области от 7 сентября 2005 года N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области".
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Курганской области N 75 компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме.
Таким образом, государство гарантировало педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа), а также педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, если стаж их работы в сельской местности, в рабочих поселках (поселках городского типа) по соответствующей специальности составляет не менее 10 лет, и они продолжают проживать там, компенсацию расходов в полном объеме на освещение и отопление занимаемых ими жилых помещений без каких-либо ограничений, в том числе ни размером приходящейся на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения, ни нормативами потребления коммунальных услуг.
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Обращаясь в суд с настоящим иском в интересах Дмитриевой Г.И., Коркина В.Г., Достоваловой А.А., Кулаковой Г.З., Кабаковой В.И., Печенкиной Л.А., Михайлова В.Н., прокурор просил взыскать в их пользу денежные средства, израсходованные истцами на приобретение услуг по электроснабжению и не компенсированные им своевременно.
Из материалов дела усматривается и не оспаривалось ответчиками при рассмотрении дела, что Дмитриева Г.И., Коркин В.Г., Достовалова А.А., Кулакова Г.З., Кабакова В.И., Печенкина Л.А., Михайлов В.Н. как педагогические работники, проживающие в сельской местности, имеют право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на освещение жилого помещения. Данное право истцов ответчиками признавалось, о чем свидетельствует произведенная в 2013 году компенсация расходов на освещение.
При таких обстоятельствах, учитывая, что предоставляемая Дмитриевой Г.И., Коркину В.Г., Достоваловой А.А., Кулаковой Г.З., Кабаковой В.И., Печенкиной Л.А., Михайлову В.Н. в 2013 году мера социальной поддержки по оплате освещения жилья была ограничена размером расчетной величины, что не обеспечивает полного возмещения расходов по оплате данной коммунальной услуги, на которое педагогические работники имеют право в соответствии с действующим законодательством, суд обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования о признании за истцами права на меру социальной поддержки по освещению жилого помещения в полном объеме, без учета норм потребления, и взыскал в пользу истцов суммы, оплаченных ими, но некомпенсированных расходов на оплату электроснабжения за период с апреля 2013 года по декабря 2013 года в заявленной ими сумме.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что при реализации названной льготы следует разграничивать понятия "освещение" и "электроснабжение" и при определении размера денежной выплаты необходимо учитывать только электроэнергию, расходуемую на освещение помещения по установленному нормативу потребления, по мнению судебной коллегии, является несостоятельной, поскольку данные утверждения основаны на неверном толковании норм федерального законодательства, в соответствии с которыми истцы имеют право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения в полном объеме, без учета норм потребления.
Кроме того, являются необоснованными доводы апелляционной жалобы в части, касающейся возложения судом обязанности по компенсации истцам расходов по оплате электроэнергии в полном объеме на Финансовое управление Курганской области, по следующим основаниям.
Статьей 7.2 Закона Курганской области N 75 установлено, что финансирование расходов, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета. Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, устанавливается Правительством Курганской области.
В соответствии с п.п. 12, 13 Порядка предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18 октября 2005 года N 379, финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки лиц, указанных в п. 2 раздела I настоящего Порядка, ежегодно предусматриваются в законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций. Возмещение расходов, произведенных учреждениями, подведомственными главным распорядителям средств областного бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки лиц, указанных в п. 2 раздела I настоящего Порядка, осуществляется соответствующим главным распорядителем средств областного бюджета за счет средств, предусмотренных на указанные цели в смете расходов данных учреждений на очередной финансовый год.
ГКОУ "Пионерская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья" является государственным казенным образовательным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета Курганской области. Учредителем образовательного учреждения является Курганская область, следовательно, меры социальной поддержки, на которые имеют право истцы, являются расходными обязательствами данного субъекта Российской Федерации, и финансирование расходов по обеспечению указанных мер является расходным обязательством Курганской области.
Согласно п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Статьей 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что перечень распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
В ведомственной структуре расходов областного бюджета, утверждаемой ежегодно Законом Курганской области об областном бюджете на соответствующий год, предусматриваются расходы Финансового управления Курганской области на мероприятия в области социального обеспечения населения по предоставлению мер социальной поддержки лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа).
Учитывая приведенное выше, суд первой инстанции обоснованно произвел взыскание убытков в связи с непредоставлением истцам мер социальной поддержки в полном объеме с Финансового управления Курганской области.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда и к иной, нежели у суда, оценке фактических обстоятельств дела и подлежащих применению правовых норм, для чего оснований судебная коллегия не находит, поэтому они не влекут отмену постановленного в соответствии с законом судебного решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм материального права.
Так как апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, оснований для ее удовлетворения не имеется. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены либо изменения решения суда судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Макушинского районного суда Курганской области от 26 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Финансового управления Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Литвинова И.В.
Судьи: Богданова О.Н.
Артамонова С.Я.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.