Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Прасол Е.В.,
судей Голубь Е.С., Тимофеевой С.В.,
при секретаре Крюковой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 12.02.2015 гражданское дело по иску прокурора Петуховского района Курганской области в интересах Пугаревич О.П. к Администрации Петуховского района, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Петуховского районного суда Курганской области от 15.12.2014, которым постановлено: исковые требования прокурора Петуховского района Курганской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Петуховского района Курганской области предоставить Пугаревич О.П. на территории г. Петухово Петуховского района Курганской области по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим требованиям общей площадью не менее 18 кв.м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Пугаревич О.П. указанного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Голубь Е.С., мнение прокурора Федоровской Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Петуховского района в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) обратился в суд с иском в интересах Пугаревич О.П. к Администрации Петуховского района, Правительству Курганской области о предоставлении по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенного жилого помещения на территории г. Петухово, площадью не менее 18 кв.м, соответствующего санитарно-техническим требованиям.
В обоснование требований указал, что Пугаревич О.П., " ... " года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее отец умер, мать отбывает наказание в виде лишения свободы. Собственного жилья Пугаревич О.П. не имеет. Постановлением МКУ "Управление по делам образования, молодежи, культуры и спорта Администрации Петуховского района" от " ... " N Пугаревич О.П. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями. Поскольку финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления на территории Курганской области, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области, просил возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления Пугаревич О.П. жилого помещения.
В судебном заседании прокурор Обабкова И.Ю., действующая в интересах Пугаревич О.П., исковые требования поддержала.
Истец Пугаревич О.П. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия (л.д. 75).
В судебном заседании представитель третьего лица отдела опеки и попечительства Администрации Петуховского района по доверенности Г.Т.А. исковые требования поддержала.
Ответчик Правительство Курганской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, от представителя Правительства по доверенности С.М.В. поступили письменные возражения, в которых она просила рассмотреть дело без ее участия. Указала, что право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа законодателем исключено. Полномочия Курганской области по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда указанным категориям лиц переданы органам местного самоуправления. Необходимые для осуществления этих полномочий субвенции в бюджете Курганской области предусмотрены, о чем свидетельствует Приложение N 15 к Закону Курганской области от 03.12.2013 N 88 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов". Истцом не представлено доказательств невыполнения Правительством Курганской области обязательств по финансированию переданных полномочий. Не представлено доказательств соблюдения Администрацией Петуховского района Порядка расходования субвенций на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2007 N 633. Финансовое обеспечение указанных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений, участие граждан в которых действующим законодательством не предусмотрено. Требования о возложении обязанности по финансированию приобретения жилого помещения фактически заявлены в интересах муниципального образования, а не физического лица. В иске не указан объем необходимого финансирования, что приведет к неисполнению решения суда. Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком по делу (л.д. 29).
Ответчик Администрация Петуховского района явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, от представителя Администрации по доверенности А.Р.М. поступил отзыв, в котором он полагал исковые требования удовлетворить при условии обеспечения финансирования из областного бюджета. В письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия (л.д. 57-58, 82).
Третье лицо Главное управление образования Курганской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, заместитель начальника А.Л.Н. в письменном заявлении просил рассмотреть дело без участия представителя (л.д. 80).
Третье лицо Финансовое управление Курганской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, сведений об уважительных причинах неявки не представило.
Суд исковое заявление удовлетворил, постановив изложенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Курганской области.
В обоснование жалобы указывает, что судом не принято во внимание то, что в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации) внесены изменения, исключен внеочередной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. Указывает, что вопрос финансирования мероприятий по приобретению благоустроенного жилого помещения относится к категории межбюджетных отношений, и его разрешение не относится к компетенции суда общей юрисдикции. Считает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования. Полагает, что у суда первой инстанции не было оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья. Ссылается на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относит определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда. В то же время суд возложил на Правительство Курганской области обязанность обеспечить финансирование мероприятий по предоставлению в собственность муниципального образования жилого помещения, не конкретизировав и не установив их исчерпывающего перечня, что ставит в зависимость исполнение решения суда от усмотрения судебного пристава-исполнителя.
Возражений на апелляционную жалобу от участвующих в деле лиц не поступило.
В суде апелляционной инстанции прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Федоровская Н.М. полагала апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения. Ссылалась на то, что Пугаревич О.П. имеет право на обеспечение жилым помещением, жильем не обеспечена.
Истец, представители ответчиков и третьих лиц в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном процессуальным законом порядке, что подтверждено почтовыми уведомлениями о вручении. Участвующие в деле лица сведений об уважительных причинах неявки не представили.
Судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте его рассмотрения.
Проверив решение суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (в соответствии с требованиями статьи 327.1 ГПК Российской Федерации), заслушав мнение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами
Таким образом, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По смыслу закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Из материалов дела следует, что Пугаревич О.П., " ... " года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, поскольку ее отец П.П.Н. умер " ... ", мать П.Н.В. осуждена приговором Петуховского районного суда от " ... " к наказанию в виде лишения свободы сроком на 8 лет 1 месяц, отбывает наказание в " ... " (л.д. 13-14, 18, 33-45).
Постановлением Администрации Петуховского района от " ... " N попечителем над Пугаревич О.П. назначена бабушка З.Л.В. За истцом закреплено жилое помещение, расположенное по "адрес" (л.д. 8).
Впоследствии закрепление за Пугаревич О.П. жилого помещения отменено постановлением Администрации Петуховского района от " ... " N (л.д. 16).
Приказом МКУ "Управление по делам образования, молодежи, культуры и спорта Администрации Петуховского района" от " ... " N Пугаревич О.П. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Петуховского района (л.д. 10).
Как установлено в ходе рассмотрения дела, Пугаревич О.П. обучалась в МКОУ "Новоберезовская основная общеобразовательная школа" (л.д. 24).
С " ... " истец зарегистрирована по адресу: по "адрес" (л.д. 6-7).
Жилых помещений в собственности или занимаемых по договору социального найма Пугаревич О.П. не имеет (л.д. 9, 17, 77).
Приведенные выше обстоятельства, в том числе, нуждаемость Пугаревич О.П. в жилом помещении, подтверждаются письменными доказательствами и лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
С учетом приведенных норм и установленных по делу фактических обстоятельств судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что Пугаревич О.П. имеет статус лица, на которого распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ.
Изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, принимая во внимание следующее.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со статьи 50 ЖК Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Петуховской городской Думы от 21.05.2009 N 323 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в муниципальном жилищном фонде города Петухово, в размере не менее 18 кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (л.д. 19).
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
При этом пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Указанным законом субъекта Российской Федерации, а также Законом Курганской области от 03.12.2013 N 88 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2014 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению перечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами, правомерно возложил на Администрацию Петуховского района обязанность по предоставлению Пугаревич О.П. жилого помещения из специализированного жилого фонда, соответствующего санитарно-техническим нормам, расположенного на территории г. Петухово, общей площадью не менее 18 кв.м.
Также судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным названным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
На основании пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Законом Курганской области от 03.12.2013 N 88 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в 2014 году не предусмотрено выделение субвенций на финансирование переданных Администрации Петуховского района государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, при разрешении спора суд первой инстанции правомерно установил, что Администрация Петуховского района не профинансирована на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, поэтому правомерно возложил на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
По изложенным основаниям судебная коллегия считает несостоятельным довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о необоснованном возложении на него обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения.
Отклоняя довод жалобы о том, что финансирование предоставления детям-сиротам жилых помещений осуществляется в рамках межбюджетных отношений, и данный вопрос не должен разрешаться судом, судебная коллегия исходит из того, что межбюджетные отношения в Курганской области не являются предметом рассмотрения по делу. Учитывая, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, руководствуясь приведенными выше законодательными нормами в области социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд обоснованно проверил соблюдение Правительством Курганской области социальных гарантий по предоставлению жилья данной категории лиц.
Возлагая на Правительство Курганской области обязанность профинансировать предоставление жилого помещения истцу, принимая во внимание отсутствие специализированного жилищного фонда и собственных средств у муниципального образования Петуховский район, суд исходил из необходимости обеспечения реального исполнения принимаемого решения в разумные сроки, не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения ответчиков.
Отклоняя довод жалобы о том, что федеральным законодательством с 01.01.2013 исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа, судебная коллегия исходит из того, что ни Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 109.1) не содержат указаний на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности лиц данной категории. Нормы закона, регулирующие спорные правоотношения, не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия иных лиц равной категории, имеющих право на получение жилья вне очереди, от времени включения их в список внеочередников. Отсутствие в законе указания на срок, в течение которого детям-сиротам и лицам из их числа должны быть предоставлены жилые помещения, свидетельствует о том, что жилые помещения лицам данной категории должны быть предоставлены сразу после возникновения соответствующего субъективного права (по достижении ими возраста 18 лет), а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Пугаревич О.П. имеет право на обеспечение жилым помещением, на момент возникновения спорных правоотношений не достигла возраста 23 лет, соответственно, жилое помещение должно быть ей предоставлено незамедлительно.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует требованиям закона, является обоснованным и отмене по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не подлежит.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петуховского районного суда Курганской области от 15.12.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий Е.В. Прасол
Судьи: Е.С. Голубь
С.В. Тимофеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.