Судебная коллегия по административным делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Литвиновой И.В.
судей Пшеничникова Д.В., Артамоновой С.Я.
при секретаре судебного заседания А.К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в "адрес" " ... " гражданское дело по иску Г. к Администрации г. Кургана о компенсации морального вреда по апелляционной жалобе Г. на решение "адрес" городского суда Курганской области от " ... ", которым постановлено:
Отказать в удовлетворении исковых требований Г. к Администрации г. Кургана о компенсации морального вреда в сумме " ... " рублей.
Заслушав доклад судьи Пшеничникова Д.В. об обстоятельствах дела, пояснения истца Г., мнение представителя ответчика Администрации г. Кургана А., действующей на основании доверенности, представителя третьего лица Избирательной комиссии г. Кургана П., действующей на основании доверенности, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Г. обратился в суд с иском к Администрации города Кургана о компенсации морального вреда и возмещении судебных расходов. В обоснование иска указывал, что в период с " ... " по " ... " по приговору мирового судьи судебного участка N "адрес" от " ... " отбывал уголовное наказание, связанное с лишением свободы. Был освобожден по отбытии наказания " ... ". По вине ответчика истец не был включен в списки избирателей в избирательных компаниях " ... " по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также " ... " по выборам Президента Российской Федерации, что повлекло нарушение его конституционных прав на участие в выборах. Также указывалось, что основанием невключения истца в списки избирателей явилось нахождение его в местах лишения свободы, в то время, как в спорные периоды истец был освобожден от отбывания наказания.
С учетом изложенного, истец просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме " ... " руб., расходы по оплате услуг юриста - " ... " руб., расходы по уплате госпошлины - " ... " руб.
В судебном заседании Г. на удовлетворении исковых требований настаивал, дал пояснения согласно доводам искового заявления.
Представитель ответчика Администрации г. Кургана А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась. Пояснила, что в обязанности Администрации г. Кургана не входит формирование списков избирателей. Также пояснила, что информация об отбытии Г. уголовного наказания из УФСИН России по Курганской области поступила в Администрацию города Кургана лишь " ... ", после чего была передана в избирательную комиссию.
Представитель третьего лица Избирательной комиссии "адрес" П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском Г. не согласилась. Пояснила, что истец мог обратиться в участковую либо территориальную избирательные комиссии с заявлением о включении его в списки избирателей непосредственно в день голосования, предъявив паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства, однако своим правом не воспользовался.
Представитель третьего лица УФСИН России по Курганской области в судебное заседание не явился, извещался своевременно и надлежащим образом.
"адрес" городским судом Курганской области постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Г.
В апелляционной жалобе истец, вновь ссылаясь на доводы искового заявления, дополнительно указал, что устно обращался в территориальную избирательную комиссию за выдачей открепительного удостоверения для голосования на выборах по месту своего фактического проживания, в чем ему было незаконного, по его мнению, отказано.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Администрации г. Кургана выражает согласие с решением, постановленным судом первой инстанции, указывая на отсутствие оснований для его отмены либо изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
В суде апелляционной инстанции истец Г. доводы апелляционной жалобы поддержал. Дополнительно пояснил, что после освобождения в " ... " не проживал по месту своей регистрации в "адрес", поскольку имел место спор с бывшей супругой по поводу пользования жилым помещением, вопрос о вселении истца в квартиру был разрешен "адрес" городским судом Курганской области значительно позже. До выборов истец обращался на избирательный участок, где сотрудник комиссии пояснила Г., что в списках избирателей он отсутствует. Подать письменное заявление о выдаче открепительного удостоверения Г. никто из сотрудников комиссии не предложил.
Представитель ответчика Администрации г. Кургана А., действующая на основании доверенности, в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы считала несостоятельными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Избирательной комиссии г. Кургана П., действующая на основании доверенности, в суде апелляционной инстанции с апелляционной жалобой не согласилась, решение суда первой инстанции считала законным и обоснованным. Подтвердила, что Г. устно обращался за выдачей открепительного удостоверения для участия в выборах, однако, так как бланки удостоверений являются документами строгой отчетности, их выдача возможна только по заявлению избирателя, которого от Г. не поступало. Впервые письменное обращение от Г. поступило в Избирательную комиссию г.Кургана " ... ", то есть после дня голосования. Также указала, что до дня голосования у Г. имелась возможность реализовать свое избирательное право, но он им не воспользовался. Просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Г. без удовлетворения.
Представитель третьего лица УФСИН России по Курганской области в судебное заседание не явился, извещался своевременно и надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте его рассмотрения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы Г. (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия областного суда полагает, что оснований к изменению либо отмене решения суда не имеется.
Согласно ч. 2 ч. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации каждому гражданину принадлежит право и возможность голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений (п. 3 ст. 21 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948, ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966, ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления от 15.10.1985, ст. 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 07.10.2002).
В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.
Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ст. 4 Федерального закона N 67-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать Президента Российской Федерации, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Федерации, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента Российской Федерации, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Указом Президента РФ от 29.08.2011 N 1124 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва" на 4 декабря 2011 г. были назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25.11.2011 N 442-СФ на 4 марта 2012 года назначены выборы Президента Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что Г. в период с " ... " по " ... " отбывал реальное наказание в виде лишения свободы по приговору мирового судьи судебного участка N "адрес" от " ... ", что подтверждается справкой об освобождении N, выданной " ... " ФКУ КП- N УФСИН России по Курганской области,
В период отбывания наказания " ... " Г. был снят с регистрационного учета по месту жительства в "адрес" ОУФМС России по Курганской области в "адрес".
" ... " Г. был освобожден из ФКУ КП- N УФСИН России по Курганской области по отбытии срока наказания.
При этом, из УФСИН России по Курганской области соответствующие сведения об освобождении Г. и убытии его по месту жительства по адресу: "адрес", в Администрацию г.Курган органом, исполняющим наказание, своевременно представлены не были.
" ... " Г. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес", что подтверждается копией паспорта истца (л.д. 6).
Как следует из ответа Избирательной комиссии Курганской области на запрос суда Г. на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации " ... " и на выборах Президента Российской Федерации " ... " в списки избирателей на территории Курганской области не включался, поскольку отсутствовал в региональном фрагменте Регистра избирателей, участников референдума.
По сообщению Западной территориальной избирательной комиссии города Кургана на момент формирования списков избирателей в государственной системе регистрации избирателей Г. числился содержащимся в местах лишения свободы с " ... " г. (л.д. 11).
В соответствии с ч. 7 ст. 16 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не реже чем один раз в три месяца органы (учреждения) уголовно-исполнительной системы сообщают о гражданах, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда, главе местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителю территориального органа исполнительной власти города федерального значения по месту жительства гражданина.
Согласно ст. 26 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", ст. 15 Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Списки избирателей составляются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 21 день до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения, командиром воинской части, руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают, руководителем образовательного учреждения с очной формой обучения, за которым закреплены на праве оперативного управления или в чьем самостоятельном распоряжении находятся общежития.
Сведения об избирателях собираются и уточняются должностными лицами и представляются ими в территориальные избирательные комиссии не позднее чем за 60 дней до дня голосования, а если список избирателей составляется участковой избирательной комиссией, - в соответствующие участковые избирательные комиссии сразу после их сформирования.
Поскольку УФСИН России по Курганской области в установленный ч.7 ст. 16 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" срок не направило сведений относительно Г., последний (несмотря на поступление из иного источника - органа регистрационного учета данных о смене " ... " адреса прописки истца), продолжал значиться как лицо, отбывающее наказание в виде лишения свободы, в связи с чем данные о Г. не были включены в сведения об избирателях муниципального образования город Курган, формируемых Администрацией г.Кургана, а Г. не был включен в соответствующий список (регистр) избирателей, участвующих в выборах.
С заявлениями о включении в список избирателей и нарушении его избирательных прав Г. впервые стал обращаться в учреждения и органы власти после окончания выборов Президента Российской Федерации, в " ... ".
По запросу Администрации "адрес" от " ... " сведения об освобождении Г. из мест лишения свободы были предоставлены УФСИН России по Курганской области только " ... ".
Как следует из ответа Избирательной комиссии Курганской области на запрос суда в регистре избирателей, участников референдума информация на прибытие Г. появилась только " ... ", то есть по окончании указанных избирательных компаний (л.д. 44).
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции в действиях ответчика - Администрации "адрес" по невнесению изменений в сведения об избирателях в части данных, касающихся Г., нарушений закона установлено не было, от заявлений исковых требований к иным лицам истец отказался, в удовлетворении иска к данному ответчику Г. судом было правомерно отказано.
Также, суд пришел к обоснованному выводу, о недоказанности нарушений неимущественных прав Г., в частности, права на участие в выборах Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Как следует из содержания ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.
В силу ст. 27 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" и ст. 16 Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" граждане Российской Федерации, зарегистрированные по месту жительства на территории избирательного участка после представления списка избирателей для ознакомления избирателям, а также граждане, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а при необходимости и документов, подтверждающих нахождение места жительства (при отсутствии места жительства в пределах Российской Федерации - места пребывания) избирателя на территории данного избирательного участка.
Аналогичная норма закреплена в пункте 16 ст. 17 Федерального закона N 67-ФЗ, согласно которому гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, участников референдума, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, участников референдума.
Такое заявление может быть подано, в том числе в день голосования, и в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю, которое может быть обжаловано.
Согласно п. 4.1.1 Инструкции о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и на выборах Президента Российской Федерации, утвержденной Постановлением ЦИК Российской Федерации от 14.07.2011 N 20/216-6, в случае если прибывший (явившийся) на избирательный участок избиратель не был включен в список избирателей, он может быть включен в список дополнительно по предъявлении открепительного удостоверения либо на основании личного письменного заявления при предъявлении паспорта в порядке, установленном в пунктах 2.3.4 - 2.3.6 и 2.3.8 настоящей Инструкции.
Истцом в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ не было представлено суду доказательств, подтверждающих факт его обращения с соответствующим заявлением в участковую избирательную комиссию о включении его в списки избирателей до начала дня голосования либо в дни голосования ( " ... " и " ... " соответственно), а равно как и доказательств, подтверждающих незаконность отказа в удовлетворении такого заявления.
Сам Г. при рассмотрении дела судом первой инстанции пояснял, что с таким заявлением в комиссию он не обращался.
При этом, такая возможность обращения у Г., имевшего действительный паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации с " ... " по месту жительства в г.Кургане, реально имелась, однако истец своим конституционным правом на участие в выборах не воспользовался по собственной воле.
Ссылки заявителя о том, что он, будучи зарегистрированным по месту жительства, фактически был лишен возможности проживания в квартире, юридического значения не имеют, поскольку данное обстоятельство никоим образом на избирательные права Г. не влияло и не препятствовало ему при наличии данных о регистрации по месту жительства эти права реализовать.
Приводимые Г. в апелляционной жалобе доводы об отказе в выдаче ему открепительного удостоверения для участия в выборах истец ранее в качестве основания заявленных требований в исковом заявлении не указывал, данные обстоятельства не рассматривались судом первой инстанции и суждение об этих обстоятельствах в обжалуемом судебном акте судом не высказывались.
В этой связи судебная коллегия, являясь судом апелляционной инстанции, при рассмотрении апелляционной жалобы Г. не вправе давать оценку новым обстоятельствам и осуществлять проверку законности судебного акта об отказе в иске по основаниям, которые Г. при обращении в суд не заявлялись.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение "адрес" городского суда Курганской области от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу Г. - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.