Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Прасол Е.В.,
судей Тимофеевой С.В., Голубь Е.С.,
с участием прокурора Тюсовой И.Н.,
при секретаре Гончар О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 19 февраля 2015 года гражданское дело по исковому заявлению Шадринского межрайонного прокурора в интересах Мерзлякова С.А. к Администрации Шадринского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения, возложении обязанности профинансировать предоставление жилья
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Шадринского районного суда Курганской области от 2 декабря 2014 года, которым постановлено:
исковые требования Шадринского межрайонного прокурора, предъявленные в интересах Мерзлякова С.А., удовлетворить.
Обязать Администрацию Шадринского района предоставить Мерзлякову С.А., родившемуся " ... ", по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим требованиям, расположенное на территории Шадринского района Курганской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров.
Возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления Администрацией Шадринского района жилого помещения специализированного жилищного фонда, Мерзлякову С.А., родившемуся " ... ".
Заслушав доклад судьи Тимофеевой С.В., изложившей существо дела, мнение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Тюсовой И.Н., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шадринский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Мерзлякова С.А. с исковыми требованиями к Администрации Шадринского района Курганской области (далее Администрация Шадринского района) о возложении обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории Шадринского района Курганской области, общей площадью не менее 18 кв.м, к Правительству Курганской области о возложении обязанности профинансировать предоставление указанного жилья.
В обоснование требований прокурор указал, что Шадринской межрайонной прокуратурой по обращению Мерзлякова С.А. проведена проверка соблюдения федерального законодательства о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что Мерзляков С.А., " ... " года рождения, в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей. Мать истца Чернова Л.Н. лишена родительских прав на основании решения Варгашинского районного суда Курганской области от " ... ", отец - Мерзляков А.М. лишен родительских прав на основании решения Варгашинского районного суда Курганской области от " ... ". В соответствии с постановлением Администрации Варгашинского района Курганской области от " ... " N Мерзляков С.А. направлен в ГКОУ "Курганский областной детский дом N 2", расположенное по адресу: "адрес", где находился до " ... ". В период с сентября 2000 года по июнь 2011 года Мерзляков С.А. обучался в МКОУ "Ольховская СОШ", окончил 11 классов. В соответствии с постановлением Администрации Шадринского района Курганской области от " ... " N Мерзляков С.А. принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. В сентябре 2011 года Мерзляков С.А. поступил в ФГБОУ ВПО "Шадринский государственный педагогический институт", где обучался до октября 2011 года. В настоящее время Мерзляков С.А. имеет временную регистрацию по месту пребывания и проживает по адресу: "адрес", собственником данного жилого дома он не является, своего жилья в собственности не имеет. Договор социального найма жилого помещения с Мерзляковым С.А. не заключался. Жилое помещение на территории г. Шадринска и Шадринского района за Мерзляковым не закреплялось. Согласно постановлению Администрации Шадринского района Курганской области от " ... " N Мерзляков С.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Шадринского района. Ссылаясь на статью 8 Федерального закона от " ... " N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от " ... "), просил возложить на Администрацию Шадринского района обязанность по предоставлению Мерзлякову С.А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенного на территории Шадринского района Курганской области, соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м, на Правительство Курганской области просил возложить обязанность профинансировать предоставление истцу жилого помещения.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, К.М.Х. исковые требования поддержал, дав пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.
Истец Мерзляков С.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить. Пояснил, что в настоящее время зарегистрирован по месту пребывания по соглашению с собственником К.Л.Р. по адресу: "адрес", в данном жилом доме никогда не проживал, фактически временно проживает по адресу: "адрес", в доме бывшего патронатного воспитателя П.М.П. до предоставления ему жилья.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования Администрации Шадринского района Мишарина Н.В. в судебном заседании пояснила, что Мерзляков С.А. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, жильем не обеспечен, включен в список лиц, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Шадринского района.
Представитель ответчика Администрации Шадринского района в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В письменном отзыве указал, что Администрация Шадринского района находит правомерным требование прокурора в части возложения обязанности на Правительство Курганской области профинансировать предоставление жилья Мерзлякову С.А., поскольку субвенции из областного бюджета на указанные цели в местный бюджет не поступали, в остальной части разрешение спора оставил на усмотрение суда.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном возражении исковые требования не признал, полагал, что с 1 января 2013 года федеральным законодателем исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа, законодательством Курганской области урегулирован заявительный порядок включения в список детей-сирот, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области. Ссылался на то, что государственные полномочия Курганской области по однократному предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда лицам указанной категории в установленном порядке переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, необходимые для осуществления данных государственных полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2014 год. Указал, что финансовое обеспечение переданных государственных полномочий в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществляется в рамках межбюджетных отношений между участниками бюджетного процесса - бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, участие граждан в которых действующим законодательством не предусмотрено. Поэтому полагал, что требование о возложении на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанности профинансировать предоставления жилья истцу находится вне предмета данного спора и Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком по делу. Кроме того, в нарушение статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в исковом заявлении не указана сумма финансирования, что делает решение суда неисполнимым.
Представитель третьего лица Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном отзыве на исковое заявление выразил несогласие с требованиями прокурора.
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом принято изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Правительство Курганской области ставит вопрос об отмене принятого по делу решения суда с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурору города Кургана в интересах Мерзлякова С.А. В обоснование жалобы указывает, что федеральным законодательством с 1 января 2013 года исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений лицам указанной категории, предоставление этим гражданам жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения поставлено законодателем в зависимость от ряда условий и причин, в том числе наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории. Считает, что истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела, вопросы достаточности суммы, подлежащей выделению из бюджета Курганской области, относится к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования. Полагает, что разрешение спора в указанной части не относится к подведомственности судов общей юрисдикции. Не соглашается с возложением на Правительство Курганской области обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по предоставлению в собственность муниципального образования жилого помещения, не конкретизируя и не устанавливая их исчерпывающего перечня, что ставит в зависимость исполнение решения суда от усмотрения пристава исполнителя, хотя судебные акты должны быть точными, понятными, убедительными и объективными по содержанию, не допускающими неясностей при исполнении.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Таким образом, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Подпунктом "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31 декабря 2004 года N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года) с 1 января 2013 года детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По смыслу закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, обеспечиваются жилыми помещениями при их нуждаемости в жилье.
Согласно статье 4 Федерального закона от " ... " N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от " ... " N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона ( " ... ").
Из материалов дела следует, что Мерзляков С.А., " ... " года рождения, в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей.
Постановлением Администрации Варгашинского района Курганской области от " ... " N Мерзляков С.А. определен в детское государственное учреждение, жилое помещение за несовершеннолетним на период опеки и попечительства не закреплялось.
Решением Варгашинского районного суда Курганской области от " ... " мать истца Чернова Л.Н. лишена родительских прав в отношении сына Мерзлякова С.А.
Решением Варгашинского районного суда Курганской области от " ... " отец истца Мерзляков А.М. лишен родительских прав в отношении сына Мерзлякова С.А.
Постановлением Администрации Шадринского района от " ... " N Мерзляков С.А. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на территории Шадринского района Курганской области.
" ... " Мерзляков С.А. окончил муниципальное общеобразовательное учреждение "Ольховская средняя общеобразовательная школа Шадринского района Курганской области".
В период с " ... " по " ... " Мерзляков С.А. проходил обучение на очном отделении факультета коррекционной педагогики и психологии в ФГБОУ ВПО "Шадринский государственный педагогический институт".
Постановлением Администрации Шадринского района от " ... " N Мерзляков С.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Шадринского района Курганской области.
Жилых помещений в собственности или занимаемых по найму Мерзляков С.А. не имеет.
В настоящее время истец на основании соглашения с собственником К.Л.Р. состоит на регистрационном учете по месту пребывания в жилом помещении по адресу: "адрес", фактически проживает по адресу: "адрес", в доме бывшего патронатного воспитателя П.М.П.
Во внеочередном порядке, предусмотренном пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до " ... ", Мерзляков С.А. жилым помещением обеспечен не был.
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость Мерзлякова С.А. в жилом помещении, подтверждаются письменными доказательствами и не оспаривались лицами, участвующими в деле.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Мерзляков С.А. имеет статус лица, на которое распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от " ... " N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от " ... "), и требования истца о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения являются обоснованными.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 указанного Федерального закона жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Шадринской районной Думы от 24 апреля 2008 года N 218 норма предоставления площади жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договору социального найма на территории Шадринского района в размере 18 кв.м общей площади жилого помещения.
Согласно пункту 8 статьи 8 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
При этом, пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда наделены органы местного самоуправления.
Указанным законом субъекта Российской Федерации, а также Законом Курганской области от 3 декабря 2013 года N 88 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2014 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, согласно которому лица указанной категории подлежат обеспечению жилыми помещениями органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению гражданам этой категории жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Проанализировав нормы закона, регулирующие спорные правоотношения сторон, суд первой инстанции обоснованно возложил на Администрацию Шадринского района обязанность по предоставлению Мерзлякову С.А. жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории Шадринского района общей площадью не менее 18 кв.м, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта.
Кроме того, судебная коллегия также находит правомерным решение суда в части возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию мероприятий по предоставлению жилого помещения Мерзлякову С.А.
В силу статьи 19 Федерального закона от " ... " N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
На основании части 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от " ... ") органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Предусмотренный данной нормой закона порядок является обязательным и подлежит неукоснительному исполнению.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, на условиях специализированного найма, и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, подлежат исполнению за счет субвенций, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, и лишь в пределах материальных средств, передаваемых органу местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органа местного самоуправления из бюджета субъекта Российской Федерации, на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации должна быть возложена обязанность по финансированию расходов на приобретение жилых помещений для предоставления их гражданам указанной категории.
По сообщению Финансового отдела Администрации Шадринского района по состоянию на 1 декабря 2014 года в бюджете Шадринского района на текущий финансовый год не предусмотрено бюджетных ассигнований из областного бюджета на предоставление жилых помещений лицам данной категории. В связи с дефицитом бюджета Шадринского района произвести финансирование приобретения жилья Мерзлякову С.А. за счет собственных доходов не представляется возможным.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что бюджету Шадринского района субвенций на финансирование мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, в том числе для предоставления жилого помещения истцу Мерзлякову С.А., в 2014 году не предусмотрено.
При таких обстоятельствах суд правомерно возложил на Правительство Курганской области, как исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, к расходным обязательствам которого отнесено обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанность по финансированию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
По указанным основаниям судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы Правительства Курганской области о необоснованном возложении на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязанности по финансированию подлежащего предоставлению истцу жилого помещения, а также о неподведомственности спора суду общей юрисдикции.
Довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области об исключении из действующего законодательства права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца, который будет обеспечен жилым помещением в порядке очередности, исходя из даты включения в список лиц, имеющих равное с истцом право на предоставление жилья, является несостоятельным, поскольку согласно новому порядку обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории осуществляется в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации путем предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, при этом очередность предоставления таким гражданам специализированных жилых помещений законом не предусмотрена.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует требованиям закона, является обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе Правительства Курганской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 2 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий Е.В. Прасол
Судьи: С.В. Тимофеева
Е.С. Голубь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.