Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Аврамовой Н.В., Фоминой А.И.
при секретаре судебного заседания Комлевой К.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 19 февраля 2015 года гражданское дело по иску Мовсесян А.А. к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области, Администрации г. Кургана, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации о возложении обязанности профинансировать предоставление единовременной субсидии на приобретение жилья, возложении обязанности предоставить единовременную субсидию на приобретение жилья,
по апелляционной жалобе Мовсесян А.А. на решение Курганского городского суда Курганской области от 11 ноября 2014 года, которым постановлено:
исковые требования Мовсесян А.А. к ГУСЗН по Курганской области, Администрации г. Кургана, Министерству здравоохранения РФ о возложении обязанности профинансировать предоставление единовременной субсидии на приобретение жилья, возложении обязанности предоставить единовременную субсидию на приобретение жилья оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, объяснения истца Мовсесян А.А., представителей ответчиков Главного управления социальной защиты населения Курганской области - Звягинцевой А.М., Администрации г. Кургана - Воденникова В.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мовсесян А.А. обратилась в суд с иском к Администрации г. Кургана, Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о возложении на Главное управление социальной защиты населения Курганской области обязанности предоставить единовременную субсидию на приобретение жилья.
В ходе судебного разбирательства истец заявленные требования изменила, в качестве ответчика дополнительно указала Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, просила обязать Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации профинансировать предоставление ей единовременной субсидии на приобретение жилья, обязать Главное управление социальной защиты населения Курганской области предоставить ей единовременную субсидию на приобретение жилья.
В обоснование измененных исковых требований истец указывала, что она является инвалидом второй группы, одинокой матерью. С 1 марта 1996 года она как инвалид состоит в Администрации г. Кургана на учете нуждающихся в предоставлении жилья с составом семьи два человека, включая ее сына, " ... " года рождения. Указывала, что в настоящее время она с сыном проживает в комнате площадью 17,4 кв.м., расположенное в общежитии по "адрес". С 16 февраля 1999 года она включена в областной Реестр граждан из числа ветеранов и инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года. Однако, до настоящего времени единовременная субсидия на приобретение жилья ей не предоставлена. Полагала, что, поскольку она состоит в списке получателей субсидий, ее выдача финансируется за счет средств федерального бюджета, то на нее должны быть предусмотрены денежные средства в федеральном бюджете. Ссылалась на нарушение своих прав, указывала, что в результате длительного неисполнения обязательств по предоставлению ей единовременной субсидии на приобретение жилья она не имеет возможности улучшить свои жилищные условия, создать нормальные условия для жизни.
В судебном заседании истец Мовсесян А.А. на удовлетворении иска настаивала.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Кургана по доверенности Воденников В.Ю. против удовлетворения иска возражал, указывая на отсутствие оснований для предоставления истцу единовременной субсидии во внеочередном порядке.
В судебном заседании представитель ответчика Главного управления социальной защиты населения Курганской области по доверенности Звягинцева А.М. с иском не согласилась по доводам, изложенным в отзыве. Ответчик указывал, что предоставление единовременной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета осуществляется в порядке очередности, установленной по дате постановки на очередь в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также исходя из объема субвенций, поступивших в областной бюджет из федерального бюджета. Истец состоит в очереди под номером 367, при этом правом на обеспечение жилым помещением в первоочередном порядке она не обладает.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в судебное заседание не явился.
Представители третьих лиц Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Курганской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия (л.д. 67, 76).
Курганским городским судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Мовсесян А.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В обоснование жалобы истец вновь ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении, полагает, что ее право на улучшение жилищных условий, на проживание в надлежащих условиях нарушено. Судом не принято во внимание, что она является матерью-одиночкой. Указывает, что она вдвоем с сыном ютится в комнате, имеет такое заболевание, что, передвигаясь по комнате, невольно задевает взрослого сына, от чего испытывает неудобства и нравственные страдания.
В суде апелляционной инстанции истец Мовсесян А.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
Представители ответчиков Главного управления социальной защиты населения Курганской области по доверенности Звягинцева А.М., Администрации г. Кургана по доверенности Воденников В.Ю. просили решение суда оставить без изменения.
Иные лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О и др.).
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Судом установлено, что истец Мовсесян А.А. является инвалидом с детства (л.д. 14, 41).
Постановлением Администрации г. Кургана от 1 марта 1996 года истец Мовсесян А.А. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 1999 года состоит в льготной очереди на обеспечение жильем, как инвалид с детства, с составом семьи 2 человека, включая ее сына (л.д. 10, 53).
Согласно удостоверению, выданному Главным управлением социальной защиты населения Курганской области от 18 декабря 1996 года, Мовсесян А.А. является одинокой матерью (л.д. 11), проживает совместно с сыном М., " ... " года рождения, в комнате общей площадью 17,4 кв.м., в том числе жилой - 16,8 кв.м., расположенной по адресу: "адрес".
Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности истцу и ее сыну по 1/2 доле каждому на основании договора бесплатной передачи жилого помещения в общую собственность граждан РФ N от " ... " (л.д. 6-7).
Судом установлено и сторонами по делу не оспаривалось, что истец Мовсесян А.А. включена в сводный реестр граждан на получение единовременной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, ее порядковый номер в очереди 367.
Настаивая на возложении на ответчиков обязанности предоставить субсидию для приобретения жилого помещения за счет средств федерального бюджета, истец ссылалась на неоправданную длительность нереализации имеющегося у нее права на получение мер социальной поддержки как у инвалида.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 статьи 28.2 указанного Федерального закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10 апреля 2006 года N 120 "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Порядок).
Пункт 2 указанного Порядка предусматривает, что формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, является единовременная субсидия на приобретение жилого помещения (далее - субсидия) за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Согласно пункту 4 Порядка предоставление субсидий гражданам осуществляется в порядке очередности, установленной реестром, исходя из объема субвенций, поступивших в областной бюджет.
Таким образом, предусмотрев для ряда категорий лиц, в число которых входит и истец, социальную помощь в улучшении жилищных условий, законодатель закрепил условия его реализации. Среди них - исключительный источник финансирования выплачиваемых денежных средств (федеральный бюджет) и соблюдение принципа очередности.
Очередность предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, установлена соответствующим Реестром, который на территории Курганской области готовится Главным управлением социальной защиты населения Курганской области, ежегодно до 1 октября составляется и актуализируется на основании информации, полученной от органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области. Реестр формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет до 1 января 2005 года в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в реестре в алфавитном порядке (пункт 3 Порядка).
Финансирование расходов на обеспечение жильем указанной категории граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации согласно заявкам представляемым органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством регионального развития Российской Федерации (до 20 января и 20 июля ежегодно).
Объем субвенций, согласно пункту 1 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Материалы дела свидетельствуют, что Главное управление социальной защиты населения Курганской области направляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации заявки на предоставление бюджету Курганской области субвенций из федерального бюджета на реализацию переданных субъекту полномочий по обеспечению жильем, в том числе инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Так, по состоянию на 1 июля 2014 года в Курганской области общее количество ветеранов и инвалидов боевых действий, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, подлежащих обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, составило 919 человек, потребность в средствах федерального бюджета на указанные цели составила " ... " тыс. руб. (л.д. 32-33).
Как пояснял представитель ответчика в судебном заседании, годовой объем субвенций, выделяемых из федерального бюджета на обеспечение жильем инвалидов, составляет " ... " тыс. руб., что позволяет обеспечить жильем лишь 38-40 человек, исходя из установленного размера общей площади жилого помещения 18 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. жилья " ... " руб.
Данные пояснения ответчика согласуются с положениями нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения сторон.
В соответствии с пунктами 2, 3 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 614 от 15 октября 2005 года, финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций. Субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил.
Таким образом, ежегодное обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляемое в порядке установленной реестром очередности, ограничено объемом субвенций, предусмотренных федеральным бюджетом бюджету субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что на момент разрешения спора очередь истца на получение субсидии не наступила, а правовых оснований для обеспечения истца жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке не имеется, суд обоснованно отказал Мовсесян А.А. в иске.
Судебная коллегия находит выводы и решение суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся между сторонами правоотношениям, соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы истца не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию Мовсесян А.А., выраженную ею в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам, изложенным в жалобе, не подлежит. Предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 11 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мовсесян А.А. - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.