Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Прасол Е.В.,
судей Артамоновой С.Я., Голубь Е.С.,
при секретаре Измалкиной К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 26.02.2015 гражданское дело по иску прокурора Щучанского района Курганской области в интересах Скутина В.С. к Администрации Щучанского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Щучанского районного суда Курганской области от 24.12.2014, которым постановлено: иск прокурора Щучанского района Курганской области в интересах Скутина В.С. удовлетворить.
Обязать Администрацию Щучанского района Курганской области предоставить Скутину В.С., " ... " года рождения, по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории города Щучье Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Администрацией Щучанского района Курганской области Скутину В.С., " ... " года рождения, по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории города Щучье Курганской области, соответствующего санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м.
Заслушав доклад судьи Голубь Е.С., объяснения истца Скутина В.С., мнение прокурора Половниковой А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Щучанского района в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) обратился в суд с иском в интересах Скутина В.С. к Администрации Щучанского района, Правительству Курганской области о предоставлении по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенного жилого помещения, соответствующего санитарно-техническим нормам, расположенного на территории г. Щучье, площадью не менее 15 кв.м.
В обоснование требований указал, что Скутин В.С., " ... " года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители умерли. Постановлением главы Щучанского района от 22.12.2011 N ему был назначен опекун Ч.Н.В. Жилое помещение Скутину В.С. не предоставлено. Поскольку финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления на территории Курганской области, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области, просил возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления Скутину В.С. жилого помещения.
В судебном заседании истец Скутин В.С. и действующий в его интересах прокурор Пономарев Е.В. исковые требования поддержали. Скутин В.С, дополнительно пояснил, что проживает у бывшего опекуна Ч.Н.В. по "адрес". В квартире "адрес" проживает его сестра С.Н.С. с семьей. Просил предоставить ему жилое помещение в г. Щучье, поскольку является инвалидом по зрению, хочет наблюдаться у врачей-окулистов в центральной районной больнице г. Щучье.
Ответчик Правительство Курганской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, от представителя Правительства по доверенности Семеновой М.В. поступили письменные возражения, в которых она просила рассмотреть дело без ее участия. Указала, что право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа законодателем исключено. Полномочия Курганской области по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда указанным категориям лиц переданы органам местного самоуправления. Необходимые для осуществления этих полномочий субвенции в бюджете Курганской области предусмотрены, о чем свидетельствует Приложение N 15 к Закону Курганской области от 03.12.2013 N 88 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов". Истцом не представлено доказательств невыполнения Правительством Курганской области обязательств по финансированию переданных полномочий. Не представлено доказательств соблюдения Администрацией Щучанского района Порядка расходования субвенций на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2007 N 633. Финансовое обеспечение указанных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений, участие граждан в которых действующим законодательством не предусмотрено. Требования о возложении обязанности по финансированию приобретения жилого помещения фактически заявлены в интересах муниципального образования, а не физического лица. В иске не указан объем необходимого финансирования, что приведет к неисполнению решения суда. Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком по делу (л.д. 20).
Ответчик Администрация Щучанского района явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, от представителя по доверенности Р.М.А. поступил письменный отзыв, в котором она с исковыми требованиями согласилась, указала, что жилое помещение истцу будет предоставлено при поступлении субвенций из областного бюджета. Просила рассмотреть дело без ее участия (л.д. 22-23).
Третье лицо Администрация г. Щучье явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, от представителя по доверенности Х.И.О. поступило ходатайство о рассмотрении дела без ее участия (л.д. 17).
Третье лицо сектор опеки и попечительства отдела народного образования Администрации Щучанского района явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, представитель по доверенности В.И.А. в письменном заявлении просил рассмотреть дело без ее участия, с исковыми требованиями согласилась (л.д. 56).
Третье лицо Главное управление образования Курганской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, заместитель начальника А.Л.Н. в письменном заявлении просил рассмотреть дело без участия представителя (л.д. 47).
Суд исковое заявление удовлетворил, постановив изложенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Курганской области.
В обоснование жалобы указывает, что судом не принято во внимание то, что в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации) внесены изменения, исключен внеочередной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. Указывает, что вопрос финансирования мероприятий по приобретению благоустроенного жилого помещения относится к категории межбюджетных отношений, и его разрешение не относится к компетенции суда общей юрисдикции. Считает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования. Полагает, что у суда первой инстанции не было оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья. Ссылается на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относит определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда. В то же время суд возложил на Правительство Курганской области обязанность обеспечить финансирование мероприятий по предоставлению в собственность муниципального образования жилого помещения, не конкретизировав и не установив их исчерпывающего перечня, что ставит в зависимость исполнение решения суда от усмотрения судебного пристава-исполнителя.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Щучанского района просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции истец Скутин В.С. возражал против апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения. Пояснил, что является инвалидом по зрению, поэтому нуждается в жилье на территории города Щучье, где может осуществлять лечение.
В суде апелляционной инстанции прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Половникова А.А. полагала апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения. Ссылалась на то, что Скутин В.С. имеет право на обеспечение жилым помещением, жильем не обеспечен.
Представители ответчиков и третьих лиц в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном процессуальным законом порядке, что подтверждено почтовыми уведомлениями о вручении. От представителя Администрации Щучанского района поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Остальные участвующие в деле лица сведений об уважительных причинах неявки не представили.
Судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте его рассмотрения.
Проверив решение суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (в соответствии с требованиями статьи 327.1 ГПК Российской Федерации), заслушав объяснения истца, мнение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами
Таким образом, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По смыслу закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Из материалов дела следует, что Скутин В.С., " ... " года рождения, в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, поскольку его отец С.С.Н. умер " ... ", мать С.Н.В. умерла " ... " (л.д. 50, 12, 13).
Постановлением Администрации Щучанского района от 22.12.2011 N опекуном над Скутиным В.С. назначена Ч.Н.В. (л.д. 14).
Скутину В.С. принадлежит 1/3 доля в праве собственности на квартиру "адрес", общей площадью " ... " (л.д. 16). Наряду со Скутиным В.С. сособственниками указанного жилого помещения по 1/3 доли каждый являются сестра и брат истца - С.Н.С., С.В.С. (л.д. 52, 54).
В соответствии с Правилами учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений в г. Щучье, утвержденных решением Щучанской городской Думы от 01.11.2005 N 32, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма площади жилого помещения составляет 12 кв.м (л.д. 25-30).
Постановлением Администрации Щучанского района от 19.03.2014 N установлен факт невозможности проживания Скутина В.С. в ранее занимаемом жилом помещении по "адрес", поскольку принадлежащая ему доля жилого помещения ниже установленных социальных норм. Этим же постановлением Скутин В.С. включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями (л.д. 32-34).
В 2014 году Скутин В.С. окончил муниципальное казенное общеобразовательное учреждение " ... " (л.д. 11).
Скутин В.С. состоит на регистрационном учете по "адрес" (л.д. 9-10).
Согласно объяснениям истца в суде первой инстанции, на момент рассмотрения дела он проживал в жилом помещении бывшего опекуна Ч.Н.В.
Приведенные выше обстоятельства, в том числе, нуждаемость Скутина В.С. в жилом помещении, подтверждаются письменными доказательствами и лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
С учетом приведенных норм и установленных по делу фактических обстоятельств судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что Скутин В.С. имеет статус лица, на которого распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ.
Изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, принимая во внимание следующее.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со статьи 50 ЖК Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Щучанской городской Думы от 01.11.2005 N 32 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи (л.д. 25-30).
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
При этом пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Указанным законом субъекта Российской Федерации, а также Законом Курганской области от 03.12.2013 N 88 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2014 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению перечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами, правомерно возложил на Администрацию Щучанского района обязанность по предоставлению Скутину В.С. благоустроенного жилого помещения по договору специализированного найма, соответствующего санитарно-техническим требованиям, расположенного на территории г. Щучье, общей площадью не менее 15 кв.м.
Также судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным названным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
На основании пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Законом Курганской области от 03.12.2013 N 88 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в 2014 году предусмотрено выделение субвенций на финансирование переданных Администрации Щучанского района государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств федерального бюджета в размере " ... "., за счет средств областного бюджета - " ... ".
Таким образом, при разрешении спора суд первой инстанции правомерно установил, что Администрация Щучанского района не профинансирована на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, поэтому правомерно возложил на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
По изложенным основаниям судебная коллегия считает несостоятельным довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о необоснованном возложении на него обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения.
Отклоняя довод жалобы о том, что финансирование предоставления детям-сиротам жилых помещений осуществляется в рамках межбюджетных отношений, и данный вопрос не должен разрешаться судом, судебная коллегия исходит из того, что межбюджетные отношения в Курганской области не являются предметом рассмотрения по делу. Учитывая, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, руководствуясь приведенными выше законодательными нормами в области социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд обоснованно проверил соблюдение Правительством Курганской области социальных гарантий по предоставлению жилья данной категории лиц.
Возлагая на Правительство Курганской области обязанность профинансировать предоставление жилого помещения истцу, принимая во внимание отсутствие специализированного жилищного фонда и собственных средств у муниципального образования Щучанский район, суд исходил из необходимости обеспечения реального исполнения принимаемого решения в разумные сроки, не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения ответчиков.
Отклоняя довод жалобы о том, что федеральным законодательством с 01.01.2013 исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа, судебная коллегия исходит из того, что ни Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 109.1) не содержат указаний на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности лиц данной категории. Нормы закона, регулирующие спорные правоотношения, не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия иных лиц равной категории, имеющих право на получение жилья вне очереди, от времени включения их в список внеочередников. Отсутствие в законе указания на срок, в течение которого детям-сиротам и лицам из их числа должны быть предоставлены жилые помещения, свидетельствует о том, что жилые помещения лицам данной категории должны быть предоставлены сразу после возникновения соответствующего субъективного права (по достижении ими возраста 18 лет), а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Скутин В.С. имеет право на обеспечение жилым помещением, на момент возникновения спорных правоотношений достиг возраста 18 лет, соответственно, жилое помещение должно быть ему предоставлено незамедлительно.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует требованиям закона, является обоснованным и отмене по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не подлежит.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щучанского районного суда Курганской области от 24.12.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий Е.В. Прасол
Судьи: С.Я. Артамонова
Е.С. Голубь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.