Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Безгиновой Л.А.
судей Мекеровой С.Р., Калоевой З.А.,
при секретаре Димитровой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Грачевского района Ставропольского края в интересах Мамбетовой Ф.М. к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о возложении обязанности предоставить благоустроенное специализированное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору специализированных жилых помещений в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края по апелляционной жалобе Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 22 сентября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Мекеровой С.Р., выслушав объяснения прокурора Дремовой М.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Грачевского района Ставропольского края обратился в интересах Мамбетовой Ф.М. с иском к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору специализированного жилого помещения в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края.
В обоснование иска прокурор указал, что Мамбетова Ф.М., ... года рождения, относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края. Однако до настоящего времени таким жилым помещением она не обеспечена.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 22 сентября 2014 года исковые требования прокурора Грачевского района Ставропольского края удовлетворены.
Суд обязал Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края предоставить Мамбетовой Ф.М., ... года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края.
В апелляционной жалобе Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края ставит вопрос об отмене судебного решения, указывая, что суд не применил закон, подлежащий применению.
В соответствии с действующим Порядком предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, утвержденным Постановлением Правительства Ставропольского края от 20 июня 2013 года N 240-п, предоставление жилых помещений указанным лицам осуществляется однократно в порядке очередности согласно регистрации их заявлений в журнале регистрации заявлений, при наличии незаселенных специализированных жилых помещений необходимой общей жилой площади, соответствующей норме предоставления, по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края.
Мамбетова Ф.М. обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении ей жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края 31 марта 2014
года и в журнале учета её заявление зарегистрировано под номером 423.
Первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено.
В заседание коллегии Мамбетова Ф.М., представители Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края, органа опеки и попечительства администрации Грачевского района Ставропольского края, извещенные заблаговременно и надлежащим образом, не явились, о причине неявки суд не известили, ходатайств об отложении слушания дела от них не поступало.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о рассмотрении дела в их отсутствие.
Прокурор Дремова М.Д. в судебном заседании просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отказе в удовлетворении жалобы.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, действующей с 01 января 2013 года, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме этих лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).
Аналогичные положения содержатся в статье 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Постановлением Правительства Ставропольского края от 20 июня 2013 года N 240-п утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (статья 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Мамбетова Ф.М., ... года рождения, родители которой лишены родительских прав - мать Н.В. решением Грачевского районного суда Ставропольского края от 04 апреля 1995 года, отец М.М. - на основании решения Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 24 июня 2002 года, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы Грачевской районной государственной администрации Ставропольского края от 21 декабря 2008 года N 136 Мамбетова Ф.М. поставлена в общую и льготную очередь на получение жилья.
Согласно справке ФКУ ИК - ... УФСИН России по РФ от 13 августа 2013 года Мамбетова Ф.М. отбывала наказание в местах лишения свободы с 02 августа 2011 года по 13 августа 2013 года.
Какого-либо жилого помещения в собственности или по договору социального найма Мамбетова Ф.М. не имеет, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является.
Согласно уведомлению Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 14 января 2014 года N 04-26/212 Мамбетова Ф.М. включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договорам найма специализированных жилых помещений в 2014 году.
С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь вышеприведенными требованиями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, статьи 7 Закона Ставропольского края N 7-кз и Постановления Правительства Ставропольского края от 20 июня 2013 года, суд пришел к обоснованному выводу о праве Мамбетовой Ф.М., оставшейся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, состоящей на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, достигшей 18 лет, на обеспечение её жилым помещением в порядке, действующем с 01 января 2013 года, по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку она не реализовала принадлежащее ей право до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Ставропольского края от 20 июня 2013 года N 240-п, Постановлением Правительства Ставропольского края от 15 ноября 2013 N 409-п "Об утверждении Положения о министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края" уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ставропольского края является Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
Доводы апелляционной жалобы Министерства о том, что с 01 января 2013 года исключена обязанность по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений во внеочередном порядке, и данная категория лиц подлежит обеспечению жилой площадью при наличии незаселенных специализированных жилых помещений необходимой общей жилой площади, в порядке очередности согласно регистрации их заявлений в журнале регистрации заявлений, и что, в этом случае будут нарушены права ранее зарегистрированных лиц данной категории, не основаны на законе.
Исходя из смысла статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действующей с 01 января 2013 года, право на предоставление жилья не ставится в зависимость от наличия специализированного жилищного фонда, а также от времени включения указанных граждан в список и соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
Предоставление специализированных жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 названной статьи обстоятельств (достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, а при наличии заявления - после завершения обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончания военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях).
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Ссылка Министерства в апелляционной жалобе на пункт 6 Постановления Правительства Ставропольского края от 20 июня 2013 года N 240-п "Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края", предусматривающего предоставление специализированных жилых помещений указанной категории лиц в порядке очередности согласно регистрации их заявлений в журнале регистрации заявлений, при наличии незаселенных специализированных жилых помещений, несостоятельна.
В соответствии со статьей 72 (пунктами "к" и "ж" части первой) и статьей 76 (части вторая и пятая) Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Таким образом, суд обоснованно при разрешении данного спора исходил из положений Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, не предусматривающего предоставление жилья данной категории граждан в порядке очередности.
Оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 22 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.