Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С. при секретаре Покровской Д.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу адвоката Фролова В.М., действующего в интересах гражданки **** Республики Пашаевой Л.Э. кызы, на постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 20.01.2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении Пашаевой Л.Э. кызы,
УСТАНОВИЛА:
20.01.2015 инспектором ОУФМС России по Пермскому краю в отношении гражданки **** Республики Пашаевой Л.Э. кызы составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Из протокола об административном правонарушении следует, что 20.01.2015 в 09 часов 00 минут по адресу: **** при проверке документов выявлено, что Пашаева Л.Э. кызы, являясь иностранным гражданином, временно пребывающим на территории Российской Федерации в безвизовом порядке, въехала на территорию Российской Федерации 01.08.2014, имела законный срок пребывания на территории Российской Федерации до 01.11.2014, с 02.11.2014 до настоящего времени пребывает на территории Российской Федерации в нарушение ч.1 ст.5 Федерального закона РФ от 25.07. 3002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Таким образом, Пашаева Л.Э. кызы по настоящее время уклоняется от выезда из Российской Федерации.
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 20.01.2015 Пашаева Л.Э кызы признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Фролов В.М., действующий на основании ордера, просит постановление изменить в части назначения административного наказания в виде административного выдворения, указывает на то, что Пашаева Л.Э. кызы не выехала из Российской Федерации в установленный законом срок в связи с промежуточной аттестацией в ВУЗе, где она учится. Кроме того, ее отцом, являющимся гражданином Российской Федерации, собирались документы для обращения с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание. Пашаева Л.Э. кызы проживает в г. **** вместе с родителями, в **** родственников не имеет, как и собственного жилья, поскольку имеет статус временного переселенца. В случае административного выдворения будут нарушены права Пашаевой Л.Э. кызы, предусмотренные ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В судебном заседании адвокат Фролов В.М. на удовлетворении жалобы настаивает. Пашаева Л.Э. кызы жалобу поддержала, ее пояснения сведены к тому, что в **** у нее отсутствует возможность устроиться на работу, обучаться в связи с плохим знанием **** языка, родственники на территории Республики **** у нее отсутствуют, срок пребывания был нарушен, поскольку собирались документы на временное проживание и по причине действий сотрудников отделения УФМС России по Пермскому краю в **** районе, где проживала семья.
Заслушав Пашаеву Л.Э., Фролова В.М., допросив в качестве свидетеля Г., изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, дополнительно представленные документы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу п.п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Исходя из ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, гражданка **** Республики Пашаева Л.Э. кызы въехала на территорию Российской Федерации 01.08.2014 года, до 01.11.2014 была зарегистрирована по адресу: ****, при сроке пребывания по 30.10.2014, исчисленном в соответствии с вышеприведенными положениями Федерального закона от 25.07.2002 N115-ФЗ, с 31.10.2014 пребывает на территории Российской Федерации без законных на то оснований, фактически от выезда в установленный срок уклоняется.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями Пашаевой Л.Э. кызы, сведениями из УФМС России по Пермскому краю в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, паспортом Пашаевой Л.Э. кызы.
Действия Пашаевой Л.Э. кызы правильно квалифицированы судьей районного суда по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Доводы, которые могли бы повлиять на законность привлечения Пашаевой Л.Э. кызы к административной ответственности, не приводятся.
То обстоятельство, что Пашаева Л.Э. въехала на территорию Российской Федерации, имея статус временного переселенца, не освобождает ее от обязанности соблюдать требования миграционного законодательства Российской Федерации, предъявляемые к режиму пребывания иностранных граждан в Российской Федерации.
Относительно доводов о том, что Пашаева Л.Э. кызы является студенткой НОУ ВПО " ***", Пермский филиал, то, как следует из представленных материалов, она учится по заочной форме обучения, доказательства того, что в период ноябрь - декабрь 2014 имела место промежуточная аттестация, отсутствуют. Кроме того, полагать, что Пашаева Л.Э. кызы не имела возможности заблаговременно принять меры к соблюдению миграционного законодательства, в том числе, на указанный период, оснований не имеется. Сам по себе факт учебы в высшем учебном заведении на территории Российской Федерации не является обстоятельством, служащим для освобождения заявителя от административного наказания, не установлены.
Административное наказание назначено Пашаевой Л.Э. кызы в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Между тем, назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При назначении административного наказания судья районного суда не дал какой-либо оценки имеющимся в материалах дела сведениям о том, что на территории Российской Федерации проживает отец Пашаевой Л.Э. кызы, имеющий гражданство Российской Федерации.
В материалы дела представлена копия свидетельства о рождении Пашаевой Л.Э. кызы, из которого следует, что ее родителями являются Г. и Н., а также копия паспорта гражданина Российской Федерации на Г. Оснований не доверять данным документам с учетом объяснений Пашаевой Л.Э. кызы, показаний Г. не имеется.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 8 Конвенции от 04.11.1950 "О защите прав человека и основных свобод" каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что, хотя право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое Конвенцией о защите прав человека и основных свобод не гарантируется, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции. При этом нарушенными в большей степени могут оказаться права и интересы не только самого выдворенного, но также и членов его семьи.
Согласно п.2 ст.27 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, ... - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации ...
Таким образом, выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, влекущее вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, допускается в тех случаях, когда оно необходимо в демократическом обществе и соразмерно публично-правовым целям.
Административное выдворение Пашаевой Л.Э. кызы в настоящее время не исключает вмешательства в право на ее семейную жизнь, а также на семейную жизнь ее отца Г., являющегося гражданином Российской Федерации. Как установлено, Пашаева Л.Э. кызы неоднократно въезжала на территорию Российской Федерации, постоянно общается с отцом, к административной ответственности ранее не привлекалась. Со слов Пашаевой Л.Э. кызы, Г. близкие родственники на территории **** Республики не проживают, многие приобрели гражданство Российской Федерации.
Из материалов данного дела не усматривается, что необходимость применения к Пашаевой Л.Э. кызы административного выдворения за пределы Российской Федерации является в настоящее время единственно возможным способом достижения целей административного наказания и соответствует принципу баланса публичных и частных интересов.
При таком положении постановление судьи районного суда подлежит изменению путем исключения примененного к Пашаевой Л.Э. кызы наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛА:
Постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 20.01.2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении гражданки **** Республики Пашаевой Л.Э. кызы изменить, исключив из него указание на административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в виде самостоятельного контролируемого выезда за пределы Российской Федерации.
Решение вступило в законную силу.
Судья - Е. С. Филатова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.