Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Лавровой С.Е.,
судей областного суда Хаировой Д.Р., Стёпина А.Б.,
при секретаре Ковалевой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Хаировой Д.Р.
дело по апелляционной жалобе управления муниципального имущества администрации г.Астрахани на решение Советского районного суда г. Астрахани от 9 декабря 2014 года по гражданскому делу по иску Егорова В.Г. к управлению муниципального имущества администрации г. Астрахани об обязании согласовать схему земельного участка,
УСТАНОВИЛА:
Егоров В.Г. обратился в суд с иском к управлению муниципального имущества г.Астрахани о возложении обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка, указав, что ему на праве собственности по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит гараж, общей площадью 18,5 кв.м., расположенный по адресу: "адрес" По его заказу изготовлена схема расположения земельного участка. Письмом N05/006/2014-381 от 22 октября 2014 года управление муниципального имущества администрации г. Астрахани отказало в утверждении схемы земельного участка в связи с тем, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Астрахани данный земельный участок расположен в общественно-жилой зоне (Ц-11), где размещение гаражей боксового типа не является основным видом разрешенного использования объектов недвижимости.
Считает, что данный отказ нарушает права заявителя на приобретение в собственность земельного участка и просит обязать управление муниципального имущества администрации г. Астрахани согласовать схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, площадью 21 кв.м. по адресу: "адрес" "а".
В судебном заседании истец Егоров В.Г. участия не принимал, его представитель по доверенности Рабинович С.М. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика управления муниципального имущества администрации г. Астрахани в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом, представили возражения на исковое заявление, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Решением Советского районного суда г. Астрахани от 9 декабря 2014 года исковые требования удовлетворены. На управление муниципального имущества администрации г. Астрахани возложена обязанность согласовать схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, площадью 21 кв.м. по адресу: "адрес""а".
В апелляционной жалобе управление муниципального имущества администрации г. Астрахани просит решение суда отменить ввиду нарушения норм материального и процессуального права, неправильного толкования норм земельного законодательства. При вынесении решения суд не учел, что формируемый земельный участок расположен в зоне Ц-11 (зона общественно-жилая), где не предусмотрено использование земельных участков для эксплуатации гаражей.
В судебное заседание Егоров В.Г. не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом. Судебной коллегией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие истца в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав докладчика, объяснения представителя управления муниципального имущества администрации г. Астрахани Хомутовой А.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца Рабиновича С.М., просившего в удовлетворении жалобы отказать, проверив материалы гражданского дела, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.
В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 6 ноября 2009 года Егоров В.Г. является собственником гаража, общей площадью 18,5 кв.м., расположенного по адресу: "адрес" блок 1, бокс 5, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 30 АА N414724 от 19 ноября 2009 года.
ООО "Земля. Недвижимость" по заявлению истца изготовило схему расположения земельного участка под использование гаража, образованного в кадастровом квартале N, с которой Егоров В.Г. для утверждения обратился в управление муниципального имущества администрации г.Астрахани.
Управление муниципального имущества администрации г.Астрахани письмом N05/006/2014-381 от 22 октября 2014 года отказало в утверждении схемы земельного участка, указав, что согласно заключению управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г.Астрахани в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Астрахани данный земельный участок расположен в общественно-жилой зоне, где размещение гаражей боксового типа не является основным видом разрешенного использования объектов недвижимости.
Удовлетворяя исковые требования и возлагая на ответчика обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка, суд первой инстанции указал, что отказ в утверждении и выдаче схемы земельного участка является обязанностью органа местного самоуправления и действующее законодательство не предусматривает наличие каких-либо оснований для отказа в утверждении схемы.
Судебная коллегия с выводом районного суда о наличии оснований для удовлетворения заявления согласиться не может ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу абзаца 1 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанного заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (абзац 2 пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что испрашиваемый земельный участок находится в составе земельного участка, предоставленного Гаражному кооперативу N4 в аренду сроком на 25 лет на основании постановления администрации города Астрахани N 3631 от 26 декабря 1997 года для эксплуатации кирпичных гаражей.
Кадастровый учет земельного участка, на котором расположен принадлежащий истцу на праве собственности гараж, осуществлен. Данный земельный участок сформирован как объект права, в государственном кадастре недвижимости имеются о нем сведения, кадастровый номер участка N.
Таким образом, к спорным правоотношениям положения пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации применены быть не могут, соответственно, установленной данной нормой обязанности по выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории для эксплуатации гаража (блок 1, бокс 5) у управления муниципального имущества администрации города Астрахани не имелось.
Согласно статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов самоуправления, обладающих правом их представления (за исключением случаев, перечисленных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4, 6 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков также допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Такое согласие не требуется при образовании земельных участков из участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также на основании решения суда.
Испрашиваемый Егоровым В.Г. земельный участок выделяется из земельного участка с кадастровым номером N предоставленного администрацией города Астрахани в аренду в качестве единого объекта для эксплуатации и обслуживания всех гаражей-боксов, расположенных на данном земельном участке.
Поскольку обязанности по выдаче Егорову В.Г. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации у ответчика не имелось, установленные пунктом 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации правовые основания для образования выделяемого истцу земельного участка отсутствуют, отказ управления муниципального имущества администрации города Астрахани в утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не противоречит закону и его прав на приобретение в собственность испрашиваемого им земельного участка не нарушает.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи (в том числе земли населенных пунктов), используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии Правилами землепользования и застройки г. Астрахани , утвержденными решением Городской думы МО " Город Астрахань " от 30 сентября 2011 года N144 земельный участок, на котором расположен гараж истца, расположен в границах территориальной зоны Ц-11 - общественно-жилая зона, что является существенным обстоятельством, объективно определяющим особенности правового регулирования отношений, возникающих в связи с предоставлением земельного участка для использования под эксплуатацию гаражей боксового типа.
Таким образом, управление муниципального имущества администрации города Астрахани обоснованно отказало Егорову В.Г. в согласовании схемы расположения земельного участка, поскольку земельный участок расположен в общественно-жилой зоне и не допускается в качестве основного и дополнительного вида разрешенного использования земельных участков для эксплуатации гаражей боксового типа.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда об удовлетворении требований Егорова В.Г. об обязании управление муниципального имущества администрации г.Астрахани согласовать схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории не может быть признано законным и обоснованным, как постановленное с неправильным применением норм материального права, что в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Астрахани от 9 декабря 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Егорова В.Г. к управлению муниципального имущества администрации г.Астрахани об обязании согласовать схему земельного участка оставить без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.