Судья Московского областного суда Колесникова Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.38 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Порт Серпухов", по жалобе представителя ООО"Порт Серпухов" Черненьковой Е.Б. на постановление судьи Серпуховского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Серпуховского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты", ООО"Порт Серпухов" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.38 КоАП и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч рублей) рублей.
Не согласившись с постановлением судьи, представитель ООО"Порт Серпухов" Черненькова Е.Б., обратилась в областной суд с жалобой, в которой ссылается на необоснованность судебного акта, отсутствие в действиях ООО"Порт Серпухов" состава вменяемого правонарушения, просит отменить решение суда.
В судебном заседании представитель ООО "Порт Серпухов" Кравченко А.В. доводы жалобы поддержал.
Выслушав представителя ООО "Порт Серпухов" Кравченко А.В., проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения решения не нахожу.
По изложенным обстоятельствам событие правонарушения было верно установлено судом первой инстанции. Выводы суда надлежащими доказательствами не опровергнуты.
В силу вышеизложенного, имеют место событие и объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.38 КоАП РФ.
Часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель принял все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалах дела не имеется.
Изложенное свидетельствует о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.38 КоАП РФ.
Таким образом, наличие оснований для привлечения ООО"Порт Серпухов" к административной ответственности подтверждено материалами дела.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом второй инстанции не установлено.
Как усматривается из материалов дела, "данные изъяты" ООО"Порт Серпухов" без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и ресурсов, а именно федеральным агентством по рыболовству Московско-Омского территориального управления, с использованием 58 КПл и баржи N7219, производило работы по засыпке протоки соединяющей реку Ока и залив третьего блока Подмокловского пойменного месторождения, расположенный в "данные изъяты". В результате проведения работ по засыпке протоки может быть нанесен существенный вред водным биологическим ресурсам и среде их обитания, и они могут повлечь массовую гибель рыбы, что следует из проведенного исследования. На момент составления протокола об административном правонарушении общий ущерб водным биологическим ресурсам в соответствии с заключением ФГБУ "Мосрыбвод" составил 28514 рублей 10 копеек.
Суд второй инстанции полагает, что выводы городского суда соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Согласно статье 8.38 КоАП РФ производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины или других лесных ресурсов, осуществление взрывных или иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны рыбных запасов, если хотя бы одно из этих действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу части 1 статьи 50 Федерального закона от "данные изъяты" N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ) при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Деятельность, указанная в части 1 статьи 50 Федерального закона N 166-ФЗ, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации (части 2, 3 статьи 50 Федерального закона N 166-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от "данные изъяты" N 569 утверждены Правила согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания (далее - Правила N 569), которые устанавливают порядок согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, в целях предотвращения или снижения воздействия такой деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания (пункт 1 Правил N 569).
Территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, в случае размещения указанных объектов и внедрения новых технологических процессов на территории одного субъекта Российской Федерации (пункт 2 Правил N 569).
В силу пункта 3 Правил N 569 юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, планирующие размещение хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, представляют в Федеральное агентство по рыболовству или его территориальные органы заявку на согласование размещения хозяйственных и иных объектов или внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.
В заявке указываются, в том числе данные об оценке воздействия планируемой деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания с учетом рыбохозяйственного значения водных объектов (пункт 4 Правил N 569).
Судом установлено, что "данные изъяты" ООО"Порт Серпухов" без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и ресурсов, а именно федеральным агентством по рыболовству Московско-Омского территориального управления, производило работы по засыпке протоки соединяющей реку Ока и залив третьего блока Подмокловского пойменного месторождения, расположенный в "данные изъяты". В результате проведения работ по засыпке протоки может быть нанесен существенный вред водным биологическим ресурсам и среде их обитания, и они могут повлечь массовую гибель рыбы, что следует из проведенного исследования.
Показаниями инспектора Федерального Агентства по рыболовству Московско- Окского территориального управления (далее Росрыболовство) Никитина В.Н., данными в ходе судебного разбирательства, подтверждаются обстоятельства того, что засыпка протоки не согласовывалась ООО"Порт Серпухов" с Росрыболовством, ранее управлением неоднократно указывалось ООО "Порт Серпухов" о невозможности засыпки протоки, поэтому такие работы обществом не проводились. Однако в сентябре 2014 года было обнаружено, что такие работы начали вестись, и они могут повлечь массовую гибель рыбы.
Приступая к производству работ по засыпке протоки соединяющей реку Ока и залив третьего блока Подмокловского пойменного месторождения, расположенный в "данные изъяты" с использованием 58 КПл и баржи N7219, ООО "Порт Серпухов" нарушило нормы Федерального закона от "данные изъяты" N166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от "данные изъяты" N569.
Состав административного правонарушения статьи 8.38 КоАП РФ носит формальный характер, в связи с чем, существенное нарушение охраняемым общественным правоотношениям заключается в результате пренебрежительного отношения нарушителя, к возложенным на него публичным обязанностям.
Кроме того, для совершения указанного административного правонарушения достаточно наступления возможности массовой гибели рыбы и других водных биологических ресурсов, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов, поскольку в случае наступления указанных последствий, в действиях виновного лица будет усматриваться состав статьи 257 Уголовного кодекса Российской Федерации "Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов".
Одним из элементов объективной стороны административного правонарушения, описанного в статье 8.38 КоАП РФ, является угроза причинения общественно опасных последствий, а не их обязательное наступление, то есть для квалификации деяния по ст.8.38 КоАП РФ наступление вредных последствий не требуется.
В результате производства работ по засыпке протоки наносится ущерб биологическим ресурсам, поскольку при любых видах гидромеханизированых работ возникают явления, которые оказывают комплексное негативное воздействие на водные экосистемы, при этом наибольший ущерб, как правило, отмечается при производстве земляных работ, поскольку данный вид работ приводит к повышению концентрации взвесей, что наряду с повышением мутности воды приводит к изменению физиолого-биологических показателей и, наконец, вызывает непосредственную гибель как кормовых организмов, так и других водных биоресурсов.
Согласно п.п. "г", "д" п.5 Правил N 569, юридическое лицо прилагает к своей заявке данные об оценке воздействия планируемой деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания с учётом рыбохозяйственного значения водных объектов, а также сведения о планируемых мероприятиях по предупреждению и снижению негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, о возмещении наносимого вреда (компенсации ущерба).
То есть, ущерб при внедрении любого технологического процесса оказывающего воздействие на водные биологические ресурсы в любом случае подразумевается и должен быть предусмотрен комплекс мер по предупреждению и снижению негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, а также о возмещении наносимого вреда (компенсации ущерба).
В случае предложения в качестве компенсационных мероприятий работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов и рыбохозяйственной мелиорации согласно п.4 "Порядка проведения рыбохозяйственной мелиорации водных объектов" утверждённого Приказом Федерального агентства по рыболовству от "данные изъяты" N 501, в заявочных материалах должны быть представлены обоснования (рекомендации) исполнения этих работ, выполненные научно-исследовательскими институтами.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что "данные изъяты" ООО"Порт Серпухов" производило работы по засыпке протоки соединяющей реку Ока и залив третьего блока Подмокловского пойменного месторождения, расположенный в "данные изъяты", без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и ресурсов, а именно федеральным агентством по рыболовству Московско-Омского территориального управления.
Доказательств, свидетельствующих о том, что ООО " Порт Серпухов" предоставило в Росрыболовство все недостающие для согласования документы, а уполномоченный орган, в свою очередь, выдал положительное заключение по данному вопросу, в материалах дела не имеется. Доказательств наличия на момент проверки у Общества указанного согласования суду не представлено.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая, что в соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а также длительность отсутствия на предприятии указанного рыбозащитного устройства, апелляционный суд считает, что совершенным предприятием правонарушением причинен существенный вред охраняемым общественным отношениям.
Факт совершения Обществом вменяемого ему административного правонарушения, вина Общества подтверждены материалами дела. Порядок привлечения Общества к административной ответственности не нарушены, оспариваемое постановление вынесено полномочным лицом.
Довод жалобы на отсутствие вины ООО " Порт Серпухов" в совершении вменяемого правонарушения в виду выполнения им предписаний и требований уполномоченных государственных органов: Федерального казенного
учреждения "Речная администрация Московского бассейна" (ФКУ "РАМБ") и Федерального государственного унитарного предприятия "Канал имени Москвы" (ФГУП "Канал имени Москвы"), которые в силу ст.9 п.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, обязывающих и Общество засыпать судоходные прорези к отработанным блокам месторождения, не может быть принят во внимание судом, поскольку не имеют отношения к согласованиям, предусмотренным статьей 50 Федерального закона от "данные изъяты" N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и выдаваемым федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения и надлежащей правовой оценки суда первой инстанции. Сведений, опровергающих выводы суда, в жалобе не содержится.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом вышеизложенного суд второй инстанции не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1ч. 1 ст. 30.7 и ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление судьи Серпуховского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" в отношении ООО"Порт Серпухов" в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.38 КоАП оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья Колесникова Т.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.