Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Немовой Т.А.,
судей Цуркан Л.С.,Мизюлина Е.В.,
при секретаре Андёнок Я.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 февраля 2015 года апелляционную жалобу Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военно-космическая академия имени А.М.Можайского" на решение Пушкинского городского суда Московской области от 03 июня 2014 года по делу по иску Федерального казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военно-космическая академия имени А.М.Можайского" к Нестерову Денису Сергеевичу о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную, специальную подготовку,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
объяснения ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Военно-космическая академия имени А.М.Можайского" обратилось в суд с иском к Нестерову Д.С. о взыскании денежных средств в сумме 99363 рублей 33 коп., затраченных из федерального бюджета на военную или специальную подготовку.
Нестеров Д.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, пояснил, что на втором курсе обучения им объявили, что в случае отчисления он должен будет оплатить стоимость обучения.
Решением суда исковые требования были удовлетворены частично.
Не согласившись с вынесенным решением, истец в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, постановив новое решение об удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, Нестеров Д.С. проходил военную службу по призыву с 01.08.2008 года по 01.04.2010 года на 1 факультете ВКА имени А.Ф. Можайского в воинском звании "рядовой" на воинской должности курсанта. 01.04.2010 года ответчик заключил контракт Министерством обороны РФ о прохождении военной службы на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания. Приказом начальника филиала Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского от 24.12.2010 года N 513 ответчик отчислен из академии по неуспеваемости, контракт с ним расторгнут. В настоящее время Нестеров Д.С. уволен с военной службы в запас. Согласно контракту о прохождении военной службы, расходы, связанные с обучением, возмещаются курсантом при отчислении из учебного заведения за неуспеваемость. За период обучения с 01.08.2008 года по 28.12.2010 года стоимость обучения составила 99633 рублей 33 коп.
Разрешая спор и постановляя решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что взысканию подлежат расходы на обучения за период с момента подписания ответчиком контракта 01.04.2010 года по дату отчисления из военной академии 28.12.2010 года.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Статья 43 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на образование; каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Важнейшей государственной гарантией бесплатного получения гражданами Российской Федерации высшего образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и (или)муниципальное финансирование обучения в высших учебных заведениях. Исходя из этого, по смыслу ст. 43 Конституции РФ во взаимосвязи с ее 71 (п.п. "е", "з"), федеральный законодатель, устанавливая гарантии прав граждан в области высшего профессионального образования с учетом имеющихся у государства финансовых ресурсов, вправе предусмотреть соответствующие условия обучения в государственных или муниципальных высших учебных заведениях.
В силу п. 5 ст. 2 Федерального закона от 22.08.1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" граждане РФ свободны в выборе формы получения высшего профессионального образования, образовательного учреждения, направления подготовки. Это предполагает возможность обучения как в гражданском, так и в военном учебном заведении. Выбор гражданином РФ военного образовательного учреждения для получения высшего профессионального образования влечет за собой его добровольное вступление в отношения военной службы.
Согласно ч. 2 ст. 59 Конституции РФ гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 16.07.2009 года N 943-О-О, положения этой статьи по своему смыслу не препятствуют добровольному вступлению в отношения военной службы несовершеннолетнего лица при зачислении в военное образовательное учреждение профессионального образования, если это предусмотрено федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", п. 1 ст. 35 которого закрепляет право граждан, не проходивших военную службу, в возрасте от 16 до 22 лет поступать в военные образовательные учреждения профессионального образования.
Статья 60 Конституции РФ, согласно которой гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, также не исключает возможность в установленном законом порядке предоставлять гражданину права и возлагать на него обязанности в той или иной сфере и до достижения указанного возраста, в том числе наделять его статусом военнослужащего при условии добровольного поступления на военную службу.
Военная служба, по смыслу ст. 59 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 37 (ч. 1). 71 (п. "м"), 72 (п. "б" ч. 1) и 114 (п.п. "д", "е" ч. 1) представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обуславливается их особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству (Определение Конституционного Суда РФ от 30.09.2004 года N 322-О).
Следовательно, законодательное регулирование общественных отношений, связанных с прохождением военной службы должно осуществляться с соблюдением надлежащего баланса между такими конституционно защищаемыми ценностями, как права и свободы лиц, несущих военную службу, и правомерные публичные интересы общества и государства.
В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" граждане РФ, не проходившие военную службу и поступившие в военные образовательные учреждения профессионального образования, с момента зачисления в указанные учреждении приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях, такие граждане не ранее окончания первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях, такие граждане заключают контракт о прохождении военной службы (п. 3 ст. 2, ст.ст. 32, 34, 35, п. 10 ст. 38).
В силу статьи 8 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237) контракт с военнослужащим, поступающим в военно-учебное заведение или обучающимся в нем, заключается на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания, что направлено на обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации квалифицированными кадрами.
При заключении указанного контракта граждане, поступившие в военное образовательное учреждение профессионального образования, добровольно принимают на себя предусмотренные этим контрактом обязанности, обусловленные особым статусом военнослужащего, а также спецификой обучения в таком образовательном учреждении, а государство гарантирует им прохождение оплачиваемой военной службы с предоставлением гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно федеральной программе "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года" (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 года N 352) система военного образования в Российской Федерации предназначена для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в офицерах, уровень подготовки которых соответствует государственным и (или) специальным требованиям федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 года N 82) к числу главных задач высшего военно-учебного заведения относит, прежде всего, подготовку офицеров с высшим профессиональным образованием, научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации для федеральных органов, профессиональную переподготовку и повышение квалификации военнослужащих и гражданского персонала, военную (специальную) подготовку должностных лиц федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, деятельность которых связана с решением мобилизационных и оборонных вопросов, а также задач по обеспечению безопасности Российской Федерации (п. 3). Аналогичные задачи ставились перед высшим военно-учебным заведением и ранее действовавшим Типовым положением о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, которое было утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 года N 650.
Таким образом, деятельность военных образовательных учреждений профессионального образования направлена на обеспечение кадрового потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, необходимого для исполнения государством на основании п. "м" ст. 71 Конституции Российской Федерации его функций в области обороны и безопасности. Следовательно, в данных образовательных учреждениях осуществляется подготовка специалистов исключительно для государственных нужд и за счет средств федерального бюджета, выделенных на осуществление расходов по обеспечению обороны и безопасности государства.
Предусмотренная же п. 7 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" обязанность граждан, отчисленных из названных образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную (или специальную) подготовку, предполагает лишь возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение.
При этом, следует отметить данный пункт предусматривает возмещение всех затраченных средств федерального бюджета, в том числе и за время обучения до заключения контракта.
Кроме того, положения вышеприведенной нормы предусматривают также обязанность граждан возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку и в случаях отказа заключить контракт о прохождении военной службы (что также влечет отчисление), из чего следует, что течение расчетного периода начинается с момента фактического зачисления в военное образовательное учреждение (издания приказа о зачислении), независимо от того, в какой момент был заключен контракт или контракт заключен не был.
Такое правовое регулирование, как направленное на покрытие расходов государства по обеспечению потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в квалифицированных военных кадрах для осуществления его функций в области обороны и безопасности, которые оказались неоправданными по вине граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, не нарушает баланс между правами и свободами указанных лиц и правомерными публичными интересами общества и государства, а потому не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, указанные в жалобе.
Как усматривается из материалов дела, истцом были затрачены за весь период обучения средства федерального бюджета в размере 99633 рублей 33 коп., при этом, порядок исчисления указанных расходов соответствует Постановлению Правительства РФ от 01.10.2007 года N 629 "Об исчислении размера подлежащих возмещению средств Федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан Российской Федерации в учебных военных центрах при Федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования", в соответствии с п. 2 которого размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан, определяется, исходя из расходов, произведенных высшим учебным заведением для выполнения квалификационных требований, а также расходов на выплату студенту дополнительных стипендий и иных выплат.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что имеются основания для изменения решения суда и удовлетворения исковых требований в полном объеме.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 3189 рублей.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пушкинского городского суда Московской области от 03 июня 2014 года изменить.
Взыскать с Нестерова Дениса Сергеевича в пользу Федерального казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военно-космическая академия имени А.М.Можайского" средства федерального бюджета, затраченные на военную специальную подготовку в размере 99633 (девяносто девять тысяч шестьсот тридцать три) рублей 33 копеек, расходы по оплате государственной пошлине в размере 3189 (три тысячи сто восемьдесят девять) рублей, апелляционную жалобу ФГКВ ОУ ВПО "Военно-космическая академия имени А.М.Можайского" удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.