Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Соколовой Н.М., Чиченевой Н.А.,
при секретаре Адайкиной О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 февраля 2015 года апелляционную жалобу Еримяна С. Ш. на решение Люберецкого городского суда "данные изъяты" от 08 сентября 2014 года по делу по заявлению Еримяна С.Ш., Еримян Ц.С., Еримяна О.С., об оспаривании решения У. Р. по "данные изъяты".
Заслушав доклад судьи Московского областного суда Терещенко А.А., объяснения Еримяна С.Ш., Еримяна О.С.,
УСТАНОВИЛА:
Заявители обратились в суд с заявлением об оспаривании заключения служебной проверки У. Р. по "данные изъяты" от 12 апреля 2013 года в части признания не приобретшими гражданство Российской Федерации Еримян Ц.С. и Еримяна О.С.
Заявители пояснили, что согласно решению У. Р. по "данные изъяты" от 29 декабря 2006 года и в соответствии с п. "а" ч.6 ст. 14 Закона РФ "О гражданстве РФ", Еримян Ц. С., 26.11.1992 года рождения (инвалид детства), и Еримян О. С., 10.06.1994 года рождения, приобрели гражданство РФ. С указанного периода времени они, являясь гражданами Российской Федерации, несут все права и обязанности, предоставленные им Конституцией РФ и другими Законами Российской Федерации. Еримян О. С. является гражданином, годным к военной службе и намеревается исполнить свой гражданский и Конституционный долг в рамках прохождения срочной военной службы по призыву.
На основании письма за N1/3-6/31 от 10 апреля 2014 года на имя Еримяна С.Ш. заявителям стало известно, что заключением служебной проверки У. Р. по "данные изъяты" от 12 аперля 2013 года Еримян Ц. С., 26.11.1992 года рождения (инвалид детства), и Еримян О. С., 10.06.1994 года рождения, были признаны не приобретшими гражданство РФ.
Этим же письмом сообщалось, что в адрес ФМС Р. направлено письмо с просьбой разъяснить дальнейший порядок приема указанных лиц в гражданство РФ, о чем им будет сообщено дополнительно.
В ходе проведенной проверки было установлено, что в материале о приеме в гражданство РФ в отношении Еримям Ц.С., 1992 г.р., и Еримян О.С., 1994 г.р., отсутствует подпись начальника У. Р. по "данные изъяты", а также не проставлена гербовая печать Управления.
По мнению заявителей перечисленные нарушения порядка оформления документов о приеме в гражданство РФ имели место со стороны сотрудников У., но не со стороны заявителей и лиц, в отношении которых принималось решение о приеме в гражданство РФ. Полагали, что приобретя гражданство Российской Федерации с 2006 года и по настоящее время они добросовестно исполняют все обязанности граждан РФ, однако принятым решением (заключением служебной проверки), они лишились многих гражданских прав, в частности: права на социальную и медицинскую помощь и поддержку, которую получает Еримян Ц.С., как инвалид детства. Еримян О.С. лишен права исполнить свой долг по прохождению воинской службы, а также они лишены возможности свободного пребывания на территории Российской Федерации, где в настоящее время проживают все близкие им родственники, отец, мать, являющиеся гражданами Российской Федерации.
Представитель У. Р. по "данные изъяты" с заявлением не согласился.
Решением Люберецкого городского суда "данные изъяты" от 08 сентября 2014 года требования Еримян удовлетворены частично, суд обязал У. Р. по "данные изъяты" рассмотреть заявление Еримяна С. Ш., в интересах двоих несовершеннолетних детей: Еримян Ц. С. и Еримяна О. С., поданное 23 ноября 2006 года по вопросу о приеме Еримян Ц. С., Еримяна О. С. в гражданство Российской Федерации в соответствии с п. 5 заключения У. Р. по "данные изъяты" по материалам служебной проверки от 12 апреля 2013 года. В остальной части в удовлетворении заявления суд отказал.
В апелляционной жалобе Еримян С.Ш. просит об отмене решения суда.
Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Как видно из материалов дела 23 ноября 2006 года Еримян С.Ш. обратился в отдел У. Р. по "данные изъяты" по г.о. Балашиха с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации своих несовершеннолетних детей - Еримян Ц. С., 26.11.1992 г.р. и Еримян О. С., 10.06.1994 г.р. в упрощенном порядке в соответствии с пунктом "А" части 6 статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации".
Заявление Еримян С.Ш. о приеме в гражданство Российской Федерации своих несовершеннолетних детей было принято к рассмотрению начальником ОУФМС Р. по "данные изъяты" по г.о. Балашиха полковником внутренней службы Овчинниковой И.В.
Еримян Ц.С. была документирована паспортом гражданина Российской Федерации серии 4607 N 957825, выданным ОУФМС Р. по "данные изъяты" в "данные изъяты" в "данные изъяты" от 08.02.2008 г.
В ходе проведения проверки был выявлен тот факт, что в материале о приеме в гражданство Российской Федерации в отношении Еримян Ц.С. отсутствует подпись начальника У. Р. по "данные изъяты", а также не проставлена гербовая печать Управления.
В соответствии с п. 37 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1325 от 14 ноября 2002 года, решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке утверждаются (подписываются) руководителем полномочного органа либо лицом, исполняющим его обязанности.
В действиях Еримяна С.Ш., обратившегося с заявлением в интересах несовершеннолетних детей 23.11.2006г. о приеме в гражданство Р. не было выявлено каких-либо нарушений.
Согласно заключению по материалам служебной проверки У. Р. по "данные изъяты" Еримян Ц. С., 26.11.1992 года рождения, уроженка "данные изъяты", Еримян О. С., 10.06.1994 года рождения, уроженец "данные изъяты" признаны не приобретшими гражданство Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что мать и отец Еримян Ц.С. и Еримяна О.С. - граждане Р., имеют недвижимость на территории Российской Федерации, виновные действия Еримяна С.Ш., Еримян Ц.С., Еримяна О.С., отсутстствуют.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению, У. Р. по "данные изъяты" необходимо обязать повторно рассмотреть заявление Еримяна С.Ш.
С данным выводом суда судебная коллегия не может согласиться, т.к. он не основан на правильном применении и толковании норм материального права.
23 ноября 2006 года Еримян С.Ш. обращался в У. Р. по "данные изъяты" с Заявлением о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке в отношении своих детей, которые на тот момент были несовершеннолетними, супруга Еримян Ц.С., являясь гражданами Р. выразила своё согласие.
29 декабря 2006 года Решениями У. Р. по "данные изъяты" дети Еримян приобрели гражданство РФ на основании п. "а" части 6 ст. 14 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
Проведённая У. Р. внутренняя проверка, спустя почти 7 лет (Заключение от 12.04.2013 г.), выявила, что в материале о приеме в гражданство РФ в отношении детей отсутствует подпись начальника У. Р. по "данные изъяты", а также не проставлена гербовая печать Управления.
Однако, в каком именно документе (материале о приеме в гражданство РФ) отсутствует подпись начальника У. Р. по "данные изъяты", а также не проставлена гербовая печать Управления в материалы гражданского дела заинтересованным лицом не представлено. Проступок со стороны начальника У. Р. допущенный в данном документе лёг в основу для принятия У. Р. решения о признании Еримян Ц.С. и Еримяна О.С. не приобретшими гражданство РФ.
В заключении от 12.04.2013 г., есть ссылка на п. 37 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ в соответствии с которым:
В случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии предусмотренных статьями 16 и 20 Федерального закона оснований для отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и восстановлении в гражданстве Российской Федерации либо для отказа в выходе из гражданства Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации или ее территориальные органы информируют об этом в письменной форме соответствующий полномочный орган.
Решения об отклонении заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и восстановлении в гражданстве Российской Федерации либо об отказе в выходе из гражданства Российской Федерации принимаются полномочными органами с учетом результатов проведенных проверок.
Решения по вопросам гражданства Российской Федерации принимаются по каждому заявлению отдельно, с указанием оснований принятия в гражданство Российской Федерации и восстановления в гражданстве Российской Федерации либо отклонения таких заявлений, разрешения выхода из гражданства Российской Федерации либо отказа в выходе из гражданства Российской Федерации. Решение оформляется на бланке, форма которого утверждается Федеральной миграционной службой или Министерством иностранных дел Российской Федерации. Решения утверждаются (подписываются) руководителем полномочного органа либо лицом, исполняющим его обязанности.
В соответствии со ст. 16 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации": Основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации:
1. Отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые:
а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;
б) участвуют либо участвовали в международных, межнациональных, межтерриториальных или иных вооруженных конфликтах, либо в совершении в ходе таких конфликтов действий, направленных против российского контингента миротворческих сил и препятствующих исполнению им своих миротворческих функций или направленных против Вооруженных Сил Российской Федерации, либо в совершении террористических актов, осуществлении экстремистской деятельности или в подготовке совершения таких актов, в осуществлении такой деятельности за пределами Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации, представительств Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, представительств субъектов Российской Федерации и их сотрудников;
в) участвуют либо участвовали в совершении или в подготовке к совершению противоправных действий, содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности, за осуществление которой законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность, либо иных действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;
г) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;
д) использовали при подаче заявления подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;
е) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
ж) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;
з) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);
и) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).
2. Заявления о признании гражданами Российской Федерации отклоняются по основаниям, предусмотренным пунктами "а", "б" и "в" части первой настоящей статьи.
Пунктом 37 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, установлено, что:
В случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии предусмотренных статьями 16 и 20 Федерального закона оснований для отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и восстановлении в гражданстве Российской Федерации либо для отказа в выходе из гражданства Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации или ее территориальные органы информируют об этом в письменной форме соответствующий полномочный орган. В случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии предусмотренных пунктами "а" - "в" части первой статьи 16 и частью четвертой статьи 41.2 Федерального закона оснований для отказа в признании гражданином Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации или ее территориальные органы информируют об этом в письменной форме соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы.
Решения об отклонении заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и восстановлении в гражданстве Российской Федерации либо об отказе в признании гражданином Российской Федерации или в выходе из гражданства Российской Федерации принимаются полномочными органами с учетом результатов проведенных проверок.
В соответствии с пунктом 39 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации:
О решении, принятом по заявлению об изменении гражданства в общем порядке, полномочный орган уведомляет заявителя в месячный срок со дня издания Президентом Российской Федерации соответствующего указа.
О решении, принятом по заявлению об изменении гражданства в упрощенном порядке, а также по заявлению о признании гражданином Российской Федерации, полномочный орган уведомляет заявителя в месячный срок со дня принятия решения.
В соответствии с п. 44. Положения ... Сведения о лицах, в том числе о детях, в отношении которых принято решение об изменении гражданства в упрощенном порядке, вносятся в соответствующие электронные базы данных по формам, установленным Федеральной миграционной службой и Министерством иностранных дел Российской Федерации. Указанные сведения ежеквартально направляются территориальными органами Федеральной миграционной службы, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации соответственно в Федеральную миграционную службу и Министерство иностранных дел Российской Федерации, которые также ежеквартально представляют эти сведения в Комиссию.
В соответствии с п. 53. Положения ... Решение по вопросам гражданства Российской Федерации отменяется в случае установления в судебном порядке факта использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых принималось соответствующее решение.
В соответствии с п. 54. Положения ... Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется указом Президента Российской Федерации или оформляется заключением иного полномочного органа, принявшего указанное решение, либо заключением вышестоящего полномочного органа.
Заключение полномочного органа об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации составляется по форме, утверждаемой Федеральной миграционной службой или Министерством иностранных дел Российской Федерации. В заключении указываются основания принятия полномочным органом в отношении заявителя решения о приеме в гражданство Российской Федерации, восстановлении в гражданстве Российской Федерации или признании гражданином Российской Федерации либо выходе из гражданства Российской Федерации, решение суда, которым установлен факт использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений в целях приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, с изложением установленных судом обстоятельств, а также статья Федерального закона, на основании которой отменяется ранее принятое решение по вопросам гражданства Российской Федерации.
Заключение утверждается (подписывается) руководителем соответствующего полномочного органа или лицом, исполняющим его обязанности, и вместе с решением суда приобщается к документам заявителя, на основании которых было вынесено первоначальное решение. Заключение об отмене решения о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии со статьей 41.8 Федерального закона утверждается (подписывается) руководителем Федеральной миграционной службы и вместе с решением суда приобщается к документам заявителя, на основании которых было вынесено первоначальное решение.
Лицо, в отношении которого отменено решение по вопросам гражданства Российской Федерации, информируется об этом полномочным органом в месячный срок со дня подписания заключения.
В соответствии с п.55. Положения ... В случае отмены решения по вопросам гражданства Российской Федерации полномочный орган обязан принять меры к изъятию документов, выданных ранее в соответствии с этим решением. При отмене решения о приобретении гражданства Российской Федерации лицу, проживающему на территории Российской Федерации, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина.
Таким образом, для принятия решения об аннулировании гражданства Российской Федерации орган У. должен был установить факт использования заявителем подложных документов, сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых принималось соответствующее решение, должен был установить основания для отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации, установленных ст. 16 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". Данных обстоятельств и оснований в отношении Еримян установлено не было, была установлены лишь вина начальника У. Р. по "данные изъяты".
В материалах дела (Л.Д. 24 и Л.Д. 37) находятся сообщения ОУФМС Р. по "данные изъяты" о принятии в гражданство Еримян Ц.С. и Еримяна О.С. в данных сообщениях имеются подписи должностных лиц и печати. У. Р. по "данные изъяты" не представило суду документы, в которых отсутствовала подпись начальника управления и печать У..
Соответственно заключение служебной проверки У. Р. по "данные изъяты" от 12.04.2013 года в части признания Еримян Ц.С. и Еримяна О.С. не приобретшими гражданство РФ, является незаконным.
Поэтому решение суда подлежит отмене по изложенным выше основаниям.
Судебная коллегия считает необходимым постановить по делу новое решение, которым требования, заявленные Еримяном С.Ш., Еримян Ц.С., Еримяном О.С., удовлетворить, признать незаконным заключением служебной проверки У. Р. по "данные изъяты" от 12.04.2013 года в части признания Еримян Ц. С., 26.11.1992 года рождения, и Еримяна О. С., 10.06.1994 года рождения, не приобретшими гражданство РФ.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Люберецкого городского суда "данные изъяты" от 08 сентября 2014 года отменить, постановить по делу новое решение, которым требования, заявленные Еримяном С.Ш., Еримян Ц.С., Еримяном О.С., удовлетворить, признать незаконным заключением служебной проверки У. Р. по "данные изъяты" от 12.04.2013 года в части признания Еримян Ц. С., 26.11.1992 года рождения, и Еримяна О. С., 10.06.1994 года рождения, не приобретшими гражданство РФ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.