Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Хугаева А.Г.,
судей Кирщиной И.П., Бурцевой Л.Н.,
при секретаре Тигиеве З.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 февраля 2015 года апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" на решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 29 сентября 2014 года по делу по иску Колесникова В.Н., Колесниковой М.В., Колесниковой Н.В., Молчанович А.В. о признании ордера недействительным в части регулирующей найм служебного жилого помещения и признании права проживания в жилом помещении на условиях социального найма,
заслушав доклад судьи Кирщиной И.П.,
объяснения: представителя Министерства обороны РФ Еремина Д.П. - поддержавшего доводы апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Колесников В.Н., Колесникова М.В., Колесникова Н.В., Молчанович А.В. обратились в суд с иском к ответчикам Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании ордера "данные изъяты" от "данные изъяты" в части регулирующей найм служебного жилого помещения недействительным и признании за ними права пользования жилым помещением- квартирой "данные изъяты" на условиях социального найма.
В обоснование иска указали, что Колесникову В.Н. и членам его семьи на основании служебного ордера N 520 от 14.12.1999 было предоставлена вышеуказанная квартира, где они зарегистрированы с 2011 года. Колесников В.Н. является пенсионером Вооруженных Сил Российской Федерации с выслугой более 20 лет, дающей право на предоставление жилого помещения на постоянной основе. Истцы считают, что жилое помещение незаконно отнесено к категории "служебных".
В судебное заседание истцы, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, их представитель Леденев Д.А. иск поддержал.
Представитель ответчика- Министерства обороны Российской Федерации, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представил возражения на иск в которых ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие, указав, что в настоящее время спорная квартира находится в распоряжении Министерства обороны Российской Федерации и решение об изменении ее статуса не принималось. Спорная квартира предоставлена истцу в соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", основания для предоставления жилого помещения по договору социального найма отсутствуют.
Представитель ответчика - Департамента жилищных отношений Министерства обороны Российской Федерации, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика - ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Решением суда иск удовлетворен в части признания за истцами права пользования спорным жилым помещением по договору социального найма.
В апелляционных жалобах Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" просят решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции указал, что при предоставлении спорного жилого помещения не соблюдены правила отнесения данной квартиры к категории служебного жилого помещения в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 и в нарушение требований ст. 92 ЖК РФ.
Между тем, к данным правоотношениям указанные нормы применению не подлежат, поскольку ордер выдан истцам в 1999 году, то есть в период действия ЖК РСФСР.
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изменениями и дополнениями) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что на основании служебного ордера N520 от 14.12.1999 года, выданного Министерством обороны РФ на основании решения Наро-Фоминского исполкома от 23.11.1999г. N1876 Колесникову В.Н. предоставлено спорное служебное жилое помещение (л.д. 7) как военнослужащему, проходящему военную службу.
Между тем, из представленной судебной коллегии выписки из реестра муниципальной собственности г.п. Селятино Наро-Фоминского муниципального района от22.01.2015 года следует, что жилой фонд, в том числе спорная квартира на основании приказа заместителя Министра обороны РФ от 30.09.2013 года N917 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования "Городское поселение Селятино" Наро-Фоминского муниципального района" и решения Совета депутатов городского поселения Селятино Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 25.09.2014 года N4/9 "О муниципальной принадлежности жилых помещений военного городка N33 городского поселения Селятино Наро-Фоминского муниципального района Московской области" по акту передачи от 01.08.2014 года от Министерства обороны РФ передано в муниципальную собственность администрации г.п. Селятино.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Вводный закон) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Соответственно, жилые помещения, указанные в названной статье Вводного закона, после передачи их в муниципальную собственность приобретают правовой режим жилья, используемого на условиях социального найма, и подлежат приватизации на общих основаниях.
Жилищный кодекс Российской Федерации, урегулировав последствия отношений по передаче в муниципальную собственность жилых помещений, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), вместе с тем не урегулировал последствия сходных отношений по передаче в муниципальную собственность жилых помещений, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и впоследствии переданных предприятиям иной формы собственности в порядке приватизации.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В связи с этим к отношениям по передаче в муниципальную собственность жилых помещений, которые ранее принадлежали государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и впоследствии были переданы предприятиям иной формы собственности в порядке приватизации, подлежат применению положения статьи 7 Вводного закона, как регулирующей сходные отношения.
С учетом того, что спорная квартира, которая предоставлена истцам на законных основаниях была безвозмездно передана в собственность муниципального образования Городское поселение Селятино Наро-Фоминского муниципального района и включена в реестр муниципального жилья, истцы с момента этой передачи приобрели право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма.
С учетом изложенного, оснований к отмене обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 29 сентября 2014 года - оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.