Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Варламовой Е.А., Соколовой Н.М.,
при секретаре Адайкиной О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании
04 февраля
2015 года апелляционную жалобу Щелковского районного отделения Московского областного отделения КПРФ
на решение Щелковского городского суда Московской области от 15 октября 2014 года по делу по заявлению Щелковского районного отделения Московского областного отделения КПРФ о признании действий администрации незаконными, об отмене постановления органа местного самоуправления,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения представителя Щелковского районного отделения Московского областного отделения КПРФ Мельниковой М.Н., представителя администрации городского поселения Щёлково Никулиной А.А.,
УСТАНОВИЛА:
заявитель обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия администрации городского поселения Щёлково Московской области, выразившихся в одностороннем изменении места проведения и предполагаемого числа участников митинга 5 октября 2014 года в г. Щёлково; возложить обязанности на администрацию городского поселения Щёлково не чинить препятствия в проведении митинга по заявленному адресу и количеством участников 1000 человек; отменить постановление администрации городского поселения Щёлково от 01.10.2014 г. N 1039-ап "О митинге 05 октября 2014 года".
В обоснование требований заявлено на нарушение администрацией городского поселения Щёлково норм Конституции РФ, Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в части нарушение процедуры согласования места проведения митинга, сроков согласования, и превышения полномочий по одностороннему изменению места проведения митинга и максимального количества участников без наличия к тому веских и объективных причин.
В судебном заседании, проведенном в отсутствие представителя Щелковского районного отделения Московского областного отделения КПРФ, в удовлетворении заявления отказано.
С апелляционной жалобой обратилось Щелковское районное отделение Московского областного отделения КПРФ. Ссылаясь на неизвещенность о дате и времени проведения судебного заседания, не соглашаясь с выводами суда, просит решение суда отменить, заявление удовлетворить.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 147 ГПК РФ после принятия заявления судья выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству и указывает действия, которые следует совершить сторонам, другим лицам, участвующим в деле, и сроки совершения этих действий для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела. Подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому гражданскому делу и проводится судьей с участием сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей.
Статья 153 ГПК РФ предписывает, что судья, признав дело подготовленным, выносит определение о назначении его к разбирательству в судебном заседании, извещает стороны, других лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела, вызывает других участников процесса.
В нарушение положений данной статьи определением судьи от 3 октября 2014 года "О подготовке к судебному разбирательству" стороны и другие лица, участвующие в деле, вызваны для решения задач подготовки дела к судебному разбирательству на 15 октября 2014 года в 11часов 00 минут. В том же определении судья назначила открытое судебное заседание на 15 октября 2014 года в 11 час. 05 мин. (л.д. 3).
На том же л.д. 3 имеется запись, в которой исправлена дата, когда лицам, участвующим в деле, выписаны повестки судебные повестки.
В материалах дела имеется телефонограмма, в соответствии с которой 13.10.2014 года в 10 час. 56 мин. Еремейцева Н.Е. приняла сообщение о том, что 15.10.2014 года в 11 час. 05 мин. слушается дело об отмене решения по митингу (л.д. 34).
13.10.2014 года в суд поступило ходатайство заявителя, в котором указано, что предварительное судебное заседание по данному делу назначено на 15 октября 2014 года на 11 часов 05 минут, о времени и месте заявитель извещен. Просит отложить предварительное судебное заседание любую другую дату и время после 20 октября 2014 года, так как 1 секретарь комитета Щёлковского РК КПРФ Еремейцева Н.Е. не сможет присутствовать на предварительном судебном заседании, в связи с тем, что будет присутствовать на заседании комитета по вопросам строительства, архитектуры, жилищно - коммунального хозяйства и энергетики Московской областной Думы, представитель Андрианов С.Н. в связи с командировкой до 20 октября 2014 года в другом городе.
Протокол открытого судебного заседания 15 октября 2014 года не содержит сведений о времени начала и окончания судебного заседания.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился. Суд рассмотрел ходатайство заявителя, в удовлетворении отказано в связи с отсутствием документов (л.д. 45).
Таким образом, по мнению судебной коллегии, материалы дела не содержат достоверных сведений о том, что заявитель был извещен о дате и времени судебного разбирательства. Имеющиеся в деле сведения указывают на извещение заявителя о времени проведения предварительного судебного заседания.
Судебная коллегия полагает, что судом было допущено нарушение норм процессуального права, влекущее безусловную отмену решения суда на основании п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ.
В связи с чем на основании предписаний ч. 5 ст. 330 ГПК РФ своим определением от 14 января 2015 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, установленных главой 39 ГПК РФ.
В соответствии с под. 1, 2 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.
Как установлено ч. 1 ст. 7 данного Федерального закона, уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ установлено, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек (часть 1.1 статьи 8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения.
В соответствии с частью 2.2 статьи 8 приведенного Закона в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе, если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
В части 3 статьи 12 Федерального закона N 54-ФЗ для органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления предусмотрены основания для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия, в том числе по причине указания в уведомлении места, в котором Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
В соответствии с "Перечнем единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Московской области", утвержденного Распоряжением ГУТП МО от 14.08.2014 N 4 "Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Московской области", на территории г. Щелково определены следующие места:
1. на пересечении "данные изъяты" максимальной вместимостью 200 человек;
2. "данные изъяты" максимальной вместимостью 70 человек;
3. за гипермаркетом "Глобус", г. Щелково, Пролетарский проспект, д. 17, максимальной вместимостью 20 человек;
4. "данные изъяты" максимальной вместимостью 200 человек.
Усматривается, что 23.09.2014 Щёлковское районное отделение Московского областного отделения КПРФ направило в администрацию городского поселения Щёлково уведомление о проведении 5 октября 2014 года с 11:30 до 13:30 на площади Ленина публичного мероприятия в форме митинга, цель которого - публичное выражение общественного мнения об общественно- политической ситуации в Щёлковском районе; обозначение экологических проблем района и путей их решения. Предполагаемое количество участников - 1000 человек.
23.09.2014 г. администрация городского поселения Щёлково направила поступившее уведомление Щёлковского районного отделения Московского областного отделения КПРФ о проведении митинга в администрацию Щёлковского муниципального района.
25.09.2014 администрация Щёлковского муниципального района направила администрации городского поселения Щёлково ответ на представленное уведомление с указанием на отклонение согласования заявленного мероприятия по изложенным в письме причинам.
30.09.2014 администрация городского поселения Щёлково направила заявителю ответ, в котором в связи с поступившим ответом администрации Щелковского муниципального района, указала на невозможность проведения митинга в заявленном отделением КПРФ месте и с присутствием заявленного количества участников, поскольку на пл. Ленина не имеется возможности разместить 1000 человек; на время проведения митинга необходимо будет ограничить движение (стоянку) автотранспорта, о чем заблаговременно информировать население через МСМИ, а выходные или праздничные дни на стоянке размещается большое количество транспорта; в списке мест проведения массовых мероприятий на территории Щёлковского муниципального района, согласованном МУ МВД России "Щёлковское" и Главным управление региональной безопасности "данные изъяты" не значится. Далее в своем письме администрация предложила провести митинг по адресу: "данные изъяты", численностью 250 человек.
01.10.2014 1-ый секретарь Комитета Щёлковского РК КПРФ направил в адрес администрации городского поселения Щёлково сообщение, в котором указал на нарушение последним сроков согласования места проведения и количества участников митинга, что нарушает права заявителя, а место и численность участников митинга, указанные в уведомлении заявителя, считается согласованным (пл. Ленина, 1000 человек).
01.10.2014 администрация городского поселения Щёлково принято постановление N 1039-ап "О митинге 05 октября 2014 года (организатор Щёлковское районное отделение КПРФ)", в котором место проведения митинга определено в "данные изъяты" численностью до 250 человек.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что на территории Щёлковского района для проведения публичных мероприятий указанным Распоряжением ГУТП МО от 14.08.2014 N 4 определены специально отведенные или приспособленные, отвечающие целям таких мероприятий, места, среди которых пл. Ленина не значится, и которые в качестве альтернативных были предложены заявителю.
Суд счел также, что ответы администрации городского поселения Щёлково не являлись отказом заявителю в проведении публичного мероприятия, либо запретом на его проведение, ответы содержат обоснование невозможности проведения мероприятия в требуемом месте, а также мотивированное предложение по изменению места проведения публичного мероприятия, соответственно, заявитель не был лишен возможности реализовать свое конституционное право проводить публичные мероприятия в порядке, установленном Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Судебная коллегия согласиться с выводами суда не может.
Суд не принял во внимание положения нормы п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", согласно которой на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена обязанность по доведению до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления.
Права изменения указанного срока Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" субъекту Российской Федерации не предоставлено.
При этом, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 N 4-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко", адресованное организатору публичного мероприятия требование согласования его проведения - по смыслу взаимосвязанных положений пункта 7 статьи 2, статьи 7, части 1 статьи 10 и статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" - не означает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, получив уведомление, во всяком случае обязан отреагировать на него посредством доведения до организатора своих предложений об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Напротив, убедившись в отсутствии обстоятельств, исключающих возможность его проведения (часть 3 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"), соответствующий орган публичной власти должен предпринять все зависящие от него меры для того, чтобы оно состоялось в заявленном организатором месте и в запланированное время, и не пытаться под любым предлогом найти причины, которые могли бы оправдать необходимость отступлений от предложений организатора публичного мероприятия. При этом публичное мероприятие должно считаться согласованным не только после получения подтверждения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, но и в случае, если указанные органы в установленный законом срок не довели до организатора публичного мероприятия предложение об изменении места и (или) времени его проведения.
Как указал Конституционный Суд РФ, иное не только противоречило бы предписаниям самого Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", согласно которым организатор публичного мероприятия вправе проводить его в месте и во время, указанные в уведомлении о проведении, если они не были изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (часть 3 статьи 5), но и не соответствовало бы Конституции Российской Федерации, которая исходит из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления (статья 18), и допускает ограничение конституционных прав и свобод, включая право на свободу мирных собраний (статья 31), лишь в случаях, когда это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).
Следовательно, поскольку в установленный федеральным законом трехдневный срок согласование от органа местного самоуправления не было получено, то с 27.09.2014 г. митинг 5 октября 2014 года должен считаться согласованным.
Следовательно, произведенные после этой даты действия администрации городского поселения Щёлково по изменению места проведения митинга и числа участников публичного мероприятия 05.10.2014 года нельзя признать законными.
Судебная коллегия отмечает также, что заявленное в уведомлении место проведения митинга, не относится к территории, на которой проведение публичных мероприятий запрещено в силу п. 3 ст. 12 названного федерального закона.
Таким образом, по мнению судебной коллегии, вынесенное 01.10.2014 г. постановление администрации городского поселения Щёлково от 01.10.2014 года N 1039-ап "О митинге 5 октября 2014 года (организатор Щёлковское районное отделение КПРФ) также подлежит признанию незаконным.
В связи с чем подлежат удовлетворению требования заявителя в части признания незаконными оспариваемых действий администрации городского поселения Щёлково и вынесенного 01.10.2014 года постановления N 1039-ап.
В то же время, из пояснений представителя заявителя в заседании судебной коллегии следует, что митинг 5 октября 2014 года был проведен Щёлковским районным отделение Московского областного отделения КПРФ на площади Ленина в г. Щёлково с числом участников около 500 человек, препятствий к проведению митинга заинтересованным лицом не чинилось.
Следовательно, требования о возложении обязанностей на администрацию городского поселения Щёлково не чинить препятствия в проведении митинга на площади Ленина 05.10.2014 года удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щелковского городского суда Московской области от 15 октября 2014 года отменить. Заявление Щелковского районного отделения Московского областного отделения КПРФ о признании действий администрации незаконными, об отмене постановления администрации городского поселения Щёлково от 01.10.2014 года N 1039-ап удовлетворить частично.
Признать незаконными действия администрации городского поселения Щёлково по изменению места проведения и предполагаемого числа участников митинга 5 октября 2014 года в г. Щёлково Московской области, организатором которого является Щелковское районное отделение Московского областного отделения политической партии КПРФ. Признать незаконным постановление администрации городского поселения Щёлково от 01.10.2014 года N 1039-ап "О митинге 5 октября 2014 года (организатор Щёлковское районное отделение КПРФ). В удовлетворении требований о возложении обязанности на администрацию городского поселения Щёлково не чинить препятствия в проведении 05 октября 2014 года митинга на площади Ленина в г. Щёлково с предполагаемым числом участников 1000 человек отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.