Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Зайнудиновой Ш.М.
судей Ибрагимовой А.М., Ахмедовой С.М.
при секретаре Шуаеве Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Управления Росреестра по РД по доверенности Дибирова А.О. по гражданскому делу по заявлению Дибирова Р. М. к Управлению Росреестра по РД о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности и обязании провести государственную регистрацию права, на решение Ленинского районного суда г.Махачкала от "дата", которым постановлено:
"Заявленные требования Дибирова Р. М. удовлетворить частично.
Признать отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан N от "дата" в регистрации права собственности на земельный участок незаконным.
В удовлетворении остальной части заявления отказать".
Заслушав доклад судьи Ибрагимовой А.М., выслушав объяснения представителя Управления Росреестра по РД по доверенности - Дибировой А.О., просившей решение суда отменить, объяснения представителя истца Дибирова Р.М. по доверенности - Алиханова Р.А., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дибиров P.M. обратился в суд с заявлением к Управлению Росреестра по РД о признании незаконным отказ в государственной регистрации права собственности и обязании провести государственную регистрацию права.
В обосновании иска указал, что постановлением Главы Администрации г.Махачкалы N от "дата" ему предоставлен в собственность земельный участок площадью N кв.м, под строительство магазина по проспекту Насрутдинова. Согласно кадастровому паспорту земельного участка, выданного филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РД 03.07.2014, площадь земельного участка, расположенного по адресу: РД, г.Махачкала, "адрес", составляет N 8 кв.м., а кадастровый номер участка: N. Также Дибиров Р.М. указал, что обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД с заявлением о проведении государственной регистрации права собственности за ним на указанный земельный участок, приложив к заявлению все необходимые документы. Однако сообщением Управления Росреестра по РД N от "дата" ему отказано в государственной регистрации со ссылкой на то, что имеются сомнения государственного регистратора прав в наличии оснований для государственной регистрации прав, поскольку представленные заявителем документы по своему содержанию противоречат требованиям, установленным ст. 17, пунктом 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации прав и не содержат указания на вид права.
Просит признать отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД N от "дата" в регистрации права собственности на земельный участок незаконным и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД произвести за ним регистрацию права собственности на земельный участок площадью N кв. м, расположенный по указанному выше адресу.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Управления Росреестра по РД по доверенности Дибирова А.О. просит решение суда отменить, как незаконное и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов автор апелляционной жалобы указывает на то, что согласно ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997г. N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" одной из стадий государственной регистрации прав является правовая экспертиза документов, представленных на государственную регистрацию. Вследствие проведения правовой экспертизы у регистратора возникли сомнения в наличии оснований для её проведения. Однако, в нарушение требований, установленных пунктом 1 ст. 18 Закона о регистрации, указанный документ не содержит указания на вид права. Отсутствие в документе о выделении земельного участка указания на вид права допустимо только для земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства (ст.25.2 Закона о регистрации). Пункт 1 ст.З Федерального Закона от 25.10.2001 г. N137 ФЗ " О введении в действие Земельного кодекса РФ", предусматривает обязанность переоформления. прав на землю не предусмотренные статьями 15, 20-24 Земельного кодекса РФ со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. А поскольку ст.28 Земельного кодекса РФ содержит принцип платности предоставления земли в РФ, в связи с чем, Дибирову P.M. необходимо было обратиться в орган местного самоуправления, с заявлением и приложением всех документов, необходимых для перевода указанного земельного участка в личную собственность. Следовательно, исходя из п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации, отказ является правомерным, поскольку документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Таким образом, несоблюдение требований вышеуказанных норм послужило основанием для отказа в регистрации, государственный регистратор в рамках проведения правовой экспертизы действовал в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы.
Учитывая приведенные положения ч.1 ст.327-1 ГПК РФ, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей истца и представителей ответчика, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно ст.ст.254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде действия и решения должностного лица, если обжалуемое действие (решение) нарушают права и свободы гражданина, создают препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
В соответствии с ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и иные вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней может быть оспорен в суде.
Согласно части 1 статьи 17 ФЗ N122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в перечень оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним включены: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты.
При этом проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Часть 2 статьи 17 Закона не допускает истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Часть 1 статьи 13 Закона гласит, что порядок проведения государственной регистрации прав включает и правовую экспертизу документов и проверку законности сделки и является неотъемлемой частью государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и следует за стадией приема документов.
Правовая экспертиза документов проводится государственными регистраторами следующим образом: проверка имеющихся в ЕГРП записей по данному объекту недвижимого имущества; проверка юридической силы правоустанавливающих документов, если правоустанавливающим документом является договор - также и проверка законности сделки; проверка действительности иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации, в том числе их соответствия установленным законодательством Российской Федерации требованиям; проверка сведений о наличии (или отсутствии) в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, документов, свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений, препятствующих государственной регистрации; принятие решения по результатам правовой экспертизы: о государственной регистрации, о приостановлении государственной регистрации, об отказе и в государственной регистрации.
В соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости", который вступил в силу с 1 октября 2013 года, правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверка законности сделки должна проводиться регистрирующим органом в контексте установления отсутствия предусмотренных Законом о регистрации оснований для отказа в государственной регистрации прав. Пункт 8 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 1 июля 2002 г. N184, в его взаимосвязи с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" перечисляет перечень документов для предоставления на государственную регистрацию: заявление о государственной регистрации (статьи 13, 16 Закона), за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 28 Закона; документ об уплате государственной пошлины (пункт 1 статьи 11, пункт 1 статьи 13, пункт 4 статьи 16 Закона); документы, подтверждающие полномочия представителя правообладателя и участников сделок, в том числе полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица (статья 16 Закона); документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) права (статьи 16, 17 Закона); кадастровый план земельного участка, план участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера (представление кадастрового плана земельного участка не требуется, если кадастровый план данного земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов) (статьи 17, 18 Закона). Физическое лицо, в том числе представитель юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий личность. Представитель юридического лица также предъявляет учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица (статья 16 Закона). В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также, если представленные документы не отвечают требованиям статьи 18 Закона, на государственную регистрацию могут быть истребованы дополнительные документы (пункт 2 статьи 17 Закона).
Судом первой инстанции установлено, что заявителем были представлены все необходимые документы для государственной регистрации права собственности на земельный участок, а именно постановление главы администрации г.Махачкалы N от "дата" и кадастровый паспорт.
При наличии таких обстоятельств суд пришел к правильному выводу об отсутствии у Управления Росреестра оснований для отказа в регистрации права собственности Дибирова Р.М. на земельный участок, отказ обоснованно признан не соответствующим требованиям закона и нарушающим права заявителя.
Несостоятелен довод апеляционной жалобы о том, что в нарушение требований, установленных пунктом 1. ст.18 Закона "О регистрации", представленные заявителем документы не содержат указания на вид права, которым согласно данного Постановления наделяется данное физическое лицо, тогда как документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ.
Как видно из постановления главы города Махачкалы N от "дата" "О предоставлении гр. Дибирову Р.М. в собственность земельного участка под строительство магазина по "адрес"" в п.1 указано о предоставлении Дибирову Р.М.
в собственность земельного участка площадью N кв.м. и под строительство магазина по проспекту Насрутдинова. Категория земель - земли населенных пунктов. Таким образом, вид права, о котором указывается в жалобе, в соответствующих документах указан.
При наличии таких данных решение суда основано на законе и фактических обстоятельствах дела, исследованных судом в установленном законом порядке и которым дана правильная оценка в их совокупности.
Каких-либо существенных нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного акта в соответствии со ст.330 ГПК РФ, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Махачкалы от 22 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления Росреестра по Республике Дагестан по доверенности - Дибировой А.О. - без удовлетворения.
Председательствующий Ш.М.Зайнудинова
Судьи
А.М.Ибрагимова
С.М.Ахмедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.